Как казуал полюбил стратегии, не умея в них играть. От Warlords до Total War. [Лонг]
Моё знакомство с суровым миром стратегий начиналось вполне себе обыденно для шестиклассника 2006-2007 годов - купил диск с красивой картинкой в магазинчике на месте старого видеопроката рядом с секциями английского языка, шахмат и каратэ( до сих пор гадаю, было ли расположение этих кружков случайным). Честно говоря, я не особо понимал что покупаю, ведь в то время из мира компьютерных игр я знал только про контру, второй и третий Варкрафт, халву и Вольфенштайн ( все то, во что я пару раз поиграл в компьютерных клубах, к примеру в будущем для меня стало шоком наличие в Half-Life сюжетной кампании). И на мое большое счастье этой игрой оказалась Warlords Battlecry 3 - одна из лучших стратегий, благодаря которой я и полюбил этот жанр, но так и не научился в него толком играть.
Содержание:
Дебют казуала.
Сразу скажу, что некоторые механики описываемых ниже игр могут быть недостоверными, т.к. я мог их либо неправильно понять, либо попросту по другому запомнить. Так же отмечу, что немалое количество скриншотов были взяты из интернета.
Серия Warlords, выходившая, если верить Википедии, с 1989 года по 2010 попробовала себя в разных жанрах - от пошаговой стратегии до головоломки. Основным её направлением всё равно оставались RTS и пошаговые баталии. И с одной из игр этой серии я и познакомился после покупки родителями моего первого компьютера (хотя справедливости ради первой игрой на этом ПК была игра по мультику Подводная Братва, но вы этот факт забудьте, иначе в вашем списке желаемого в стиме быстро обнаружится компромат в виде линейки игр по футанари). Установка и запуск игры прошли гладко и без нареканий, что считалось хорошим знаком, ведь я покупал диск у пиратов, хотя об этом и не знал. Стоит упомянуть, что в случае дефекта они могли поменять бесплатно диск 1-2 раза, что уже тогда выливалось в различные махинации со стороны некоторых школьных гениев, которые впоследствии очень удивлялись, чего им не продают ничего в этих магазинах. Но оставим теневой сектор, участником которого я являлся вплоть до второго курса универа включительно, и вернемся в мир Этерии, а именно так называлась вселенная игр серии Warlords.
Первым делом я конечно же прошел обучение - полезная привычка, которая облегчает жизнь во всех компьютерных играх. В отличии от третьего Warcraft здесь было аж 4 вида шахт, которые мог захватывать герой, он же Варлорд. Сам Варлорд являлся ключевой фигурой, ведь его способностью захватывать шахты в игре обладают лишь юниты типа “генерал”, которые становятся доступны в лейте. То есть потеря вашего героя в начале игры скорее всего закончит партию. Вообще Варлорды здесь интересные - уровень их развития буквально неограничен, а потому к концу кампании они превращались в one-man-army. Так же кроме шахт они могли захватывать и вражеские здания, правда без возможности клепать юнитов другой расы, только своей, если здание такое же. Механика обращения в то время была в той же Age of Empires 2 по-моему от монахов, но я на тот момент об этой игре и не знал.
Игра быстренько обучила меня азам, вот тут шахту захвати, отправь в неё 5 рабочих, идем дальше, можешь разрушить при желании. Выглядело всё простенько и приятно, вот тут апаешь главную постройку до второго уровня - собственно, здесь и была проблема моей невнимательности, ведь я не понял что уровней базы 5, а не два, что скажется в дальнейшем. После обучения я резво ворвался в основной режим игры “Кампания”. И тут я просто выпал - нужно было создать героя на выбор из 16 рас(!) и 28 игровых классов(!!) и ещё выбрать один из более чем 70 портретов(!!!). Т.к. обучение проходило за гномов, я конечно же выбрал гордых бородачей и отправился покорять новый дивный мир.
Первая миссия представляла собою путешествие из точки А в точку Б, здесь же я нашел прикольную фичу, которой очень гордился - если вернуться к кораблю, с которого нас высадили, то капитан давал нам ещё лучников со словами “ну ты че, не справился?”. Вобщем то ознакомительная прогулка с завязкой сюжета - кто-то кого-то обидел и кто-то ворвался в этот мир, надо бы найти. После завершения миссии и крутейшего экрана победы с каким-то полуголым варваром, игра сообщала о повышении уровня и предлагала вбросить пару характеристик куда-либо. Тут я проявил чудеса шести лет образования и просто скипнул этот момент, не вдуплив, что на плюсики можно нажимать для повышения уровня, моему рунному жрецу это не нужно знаете ли. Далее игра выкидывала нас на карту и мы могли плыть в двух направлениях и я сразу же направился в густые южные джунгли, где противником выступала некая ящероподобная раса с приятным русскоязычным названием Срати ( через несколько лет я скачаю версию с другой локализацией с русской озвучкой и фракция будет иметь более приятное название Сирасси). И это был полный срати.
Страх и ненависть в джунглях и пустыне. (Warlords Battlecry 3).
Я не знал, что здания можно улучшать дальше второго уровня, я не знал что в игре есть орды модификаторов, типов урона, яд, страх, паника, хаос, МАГИЯ. Единственное, что я знал - как отправлять рабочих в шахты и сажать стрелков в башни, что меня и спасло. Это была высадка в Нормандии на гномий манер - три вида юнитов первых уровней с матами на древнедварфийском отбивались от каких-то ящериц с топорами. Я запомнил каждый вид противников - пехотинцы змеелюди с двуручными топорами, жрецы солнца с огненными атаками, кавалерия на динозаврах, птеродактили, а под конец на базу начали приходить тиранозавры с трицератопсами, и все это под командованием безымянного синего ящера, который резво бегал по карте. Я не знаю имени этого змеелюда, но я запомню его навсегда. При том я бы даже не сказал что злодей здесь именно он, т.к. суть миссии была в том, что мы просто грабим этих людоящеров! Там буквально первые миссии в Кешане(страна Сирасси) звучат как “разграбить”, “убить” и “обокрасть” . Через полчаса постоянного дефа у противника начали видимо заканчиваться ресурсы и моя армада воинов с щитами и арбалетами отправилась в контратаку. Тут гномы с экрана начали многозначительно посматривать на меня с вопросом, не пора ли нам начать развиваться и купить что-либо посолиднее баллисты. До этого момента меня не смущало отсутствие возможности построить почти половину зданий, и наконец я нашел ту самую кнопку апгрейда базы. Как же изменилась игра в этот момент - сразу появились солидные гномьи берсерки, облаченные в броню с головы до ног, мощные катапульты, суровая гвардия короля с двуручными кувалдами, и, наверное самый медленный юнит не только во всей серии Warlords, но и во всех стратегиях что я видел за 18 лет с момента знакомства с игрой - гномий лорд. Мужик буквально ковылял со словами “спешка нужна только при ловле блох”(я не шучу, в русской локализации с которой я познакомился позже он так и говорил), проигрывая в местном антиралли Дакар даже таранам. Зато обладал аж тройным уроном по зданиям, правда пока он доходил до них, партия успевала закончиться.
После успешного грабежа миролюбивых ящериц я начал осваиваться в игре по настоящему, ну, то есть мне так казалось. Потому что второй моей миссией в игре стала помощь местным варварам, которые схлестнулись с насекомоподобной расой Рой. И Рой меня просто сожрал - его скорпионы, скарабеи и люди-скорпионы с огненными элементалями держали меня в напряжении весь вечер. Тут выяснилась интересная особенность гномов - они очень медленные, и потому как только я отбивал все атаки голодных насекомоподобных и плелся в наступление, то оно быстро превращалось в отступление, т.к. за то время, что суровые гномы доходили до базы врага, тот успевал наклепать свою армаду снова. Каким-то чудом я пережил орды противников раза эдак с третьего и наконец вышел в Т5 и смог призвать гномьих лордов. Посоны ковыляли до врага где-то минут 5 и избили врукопашную вообще всех - муравьев, скорпионо-людей, костяные катапульты и здания. После этого я быстренько свернул свои пустынные похождения и вернулся в джунгли.
В процессе прохождения игры можно было заключать союзы с расами и играть за них - крайне здравое решение, благодаря чему кампания получала неплохую реиграбельность. Отличался и набор миссий, так, заключив союз с моей уже любимой расой Срати я стал защитником их столицы, Калпалоксотля (о сотне убитых до этого змеелюдах в честь союза было решено забыть). Город был осажден имперской армией людей, которая начала экспансию в Кешан по очень простой причине - там много золота, а нам оно нужнее. Тут я наконец познал все прелести типов урона и способностей юнитов - так 4 моих берсерка убили около 12 кавалеристов Империи людей т.к. имели по ним тройной урон, а те просто спавнились сразу( у Империи есть конный юнит “наемник” с такой особенностью). После этого я бодренько прошел ещё несколько миссий и решил на опыте начать новую кампанию.
Поход минотавров. (Warlords Battlecry 3).
Перепробовав множество фракций, я по сути так и не продвинулся дальше ⅕ игры. Гномы были хороши для новичков, но крайне медлительны, лесные и высшие эльфы оказались слишком сложны( апни город, построй здание, изучи руну и сможешь построить нужного юнита, ну если тебя не затопчут до этого динозавры), темные эльфы выглядели поинтереснее, но ими я не соблазнился, варвары с их могучим базовым юнитом с длительностью жизни в 6 секунд были отправлены мною в корзину ещё с моих приключений в пустыне, инсектоиды требовали понимания игры, повелители чумы выглядели кучкой бомжей, темные гномы с их големами попали на рассмотрение, рыцари оказались крайне сильны в лейте, но слабоваты в начале, прикола Империи я сначала не понял( позже чаще всего я буду играть именно ими), орками я погонял немного, с нежити я выпал в ступор( оказалось они апгрейдили скелетов и духов до могучих рыцарей рока и призраков прямо во время боя, что в умелых руках теоретически делало их самой сильной расой игры), демоны меня впечатлили, но так же требовали понимания (а ещё у них были самые неудобные для постройки здания в игре), воинственную расу ФЕЙ с великолепным ростером из сильфов, лепреконов, феечек и волшебных дракончиков я даже не запустил и, наконец, окончательный выбор я делал между уже полюбившимися мне Срати и минотаврами. Первый заход был за людоящеров, но постоянная необходимость буквально продавать всех за металл меня утомила, хотя толпа тиранозавров и трицератопсов всех и вбивала в землю. И я начал поход за минотавров.
Немного объясню свой плейстайл. Сегодня, перепроходя старые RTS, я поставил бы по 3 казармы и клепал бы нужный мне юнит или связку из отрядов и играл бы в комфорте и понимании. Раньше я непременно должен был построить все доступные цепочки зданий и нанять по 2-3 вида всех войск. Таким образом моя пестрая армада представляла собою необычное зрелище, но благо ИИ делал абсолютно так же. И на первых порах это здорово тормозило всю мою игру, заставляя сидеть в обороне по полчаса. Но с минотаврами такой проблемы не было по одной простой причине - у них было буквально 3-4 юнита, а именно суровый базовый минотавр, не менее суровый топорометатель, василиски и минотавр-шаман ( были ещё гноллы убийцы, но их никто не любил, несмотря на их способность, о которой позже). А вся тактика сводилась к двум действиям:
- Минотавры могли лечиться от съеденных овец/коров/черепашек и прочей живности, а потому стандартное нападение армии минотавров представляло собою атаку пастухов с отарой баранов. Этот метод я не юзал (многовато микро для шестиклассника), но сама особенность минотавров кушать овечек на ходу и выживать мне пригодилась в будущем.
- Дождаться т5 и построить 3-5 КОРОЛЕЙ МИНОТАВРОВ и с парой овец снести всех на карте. Короли были одними из самых сильных юнитов в игре и могли убивать даже титанов, накладывали страх и игнорировали броню. Самое смешное, что они проигрывали только варварскому т5 юниту, полуголому мужику с двухлезвийной секирой, который назывался разбойником, т.к. у того был тройной урон по крупным юнитам (да и стоили они как Майнкрафт на распродаже, а потому клепались в больших количествах).
Второй вариант у меня не сработал только в одной миссии, о ней опять же позже. Вобщем геймплей этих ребят был крайне прост и эффективен, и тем мне и приглянулся. Да и зависимость у них была только от металла и камня, который можно было получать с убитых василисками противников.
Немного прервусь от повествования похождений шестиклашки и отмечу, что игра изобиловала подобными фичами. К примеру, в катапульты можно было запихивать коров и стрелять ими, у убийц темных эльфов и гноллов был навык “убийца”, что позволяло им с вероятностью от 4% до 9 вроде убить 90% юнитов в игре с одного удара, опять же пожирание овец минотаврами, бафф от пива ( косплей Габедана в далеком 2004ом), метание гоблинов из катапульты (могли выжить и пойти в рукопашную), класс шамана вообще был какой-то рандом-машиной, эльфы не могли отправлять своих светлячков в шахты, но могли собирать их в древнего генерирующего кристаллы шарика, были различные святилища с наградами за выполнение заданий, убежища, где спавнились нейтральные гоблины/гноллы и до кучи ещё всяких прикольных моментов, о некоторых из которых я до сих пор не знаю.
Но вернемся к минотаврам. Базовый юнит этой расы получал столько баффов от исследований, что им можно было играть всю игру. К тому же его ещё можно было и напоить пивчанским, после чего он зверел! Более того, эффект пива распространялся и на героя! Кроме рогатых такое практиковали только гномы. С выбором класса для героя я тоже не прогадал и выбрал самый сильный - простого и надежного воина. Паттерн поведения ИИ в игре так же был мною разгадан - в начале легкий набег, где вражеского варлорда можно было быстро подловить и лишить противника возможности захватывать шахты до лейта. Единственная проблема фракции была в крайне слабом начале, но механика кампании с наемниками и свитой, которые сопровождали героя со старта, решала этот вопрос. Второй моей любимой фракцией стала Империя, которая могла нанимать наемников, а именно юнитов различных фракций, но рандомно. Благодаря этому я мог собирать целый интернационал из генералов всех рас.
И игра внезапно пошла. Я проходил миссию за миссией, путешествуя по Этерии, заключая союзы. Основная цель кампании была поймать некоего Горгона, пятого всадника Апокалипсиса, которого случайно вызвала одна престарелая ящерица. Самого Горгона мы за всю игру не увидим, мужик буквально анонимус от мира хаоса - за него будут воевать какие-то летающие черепки и демоны, но сам он даже не соизволит выйти из своей крепости. Так в ней и подохнет, потому что всю игру мы будем собирать всякие артефакты для того, чтобы обрушить потолок на голову главгаду. Зато мы встретим других всадников, и, если вы представитель их расы или у вас с ними есть союз, то они вам помогут, а если нет то придется силой забрать нужные для прохождения ключи, а именно победить некоторых из них в открытом бою. В игре есть два типа уберюнитов - драконы и титаны, доступные всем (титаны у каждого свои, драконы же могли повторяться). И все всадники являлись вторыми… хотя номинально титан минотавров был лишь черепом одного из четверых всадников лорда Сартека, который безвременно почил, хотя и успел создать расу минотавров. В то время на меня большое впечатление произвел лорд Мелькор - огромное насекомое с крайне недовольным лицом. Титаны после смерти ещё и взрывались огненными либо ледяными шарами, что запросто могли зашибить победителей.
Миссии тоже были разнообразными - в одной нужно было прорваться к центру разлома и пожертвовать храбрым высшим эльфом, чтобы он его закрыл, в другой предстояло пробиться сквозь лес полный темных эльфов, поучаствовать в варварских дебатах посредством убийства всех кандидатов, доказать минотаврам что ты не лох, где-то захватить подземелья темных гномов, а где-то дожить до 5 уровня своего главного здания ( миссия правда была багованная, ибо орды нежити просто стояли смотрели как игрок развивается, разве что советов не давали что лучше построить).
Более всего мне запомнились две миссии. Первая была в регионе под названием Междуземье, где между собой бились до 6-8 фракций. Меня тогда попросту затоптали, но я успел построить двух драконов и вместе с героем играл по тактике бей-беги, каким-то чудом уничтожив всех противников, которые периодически били друг другу морды.
А вторая оказалась самой сложной для меня в игре - гномы свистнули какой-то орочий артефакт, и те буквально озверели, нападая огромными ордами. Миссия была промежуточной и надо было уничтожить орочий лагерь, но там буквально со старта толпами пёрли орки. Я просто не успевал достроиться до своих королей минотавров, и потому пробовал другие фракции, с кем у меня был заключен союз. Гномьи арбалетчики в башнях показали себя неплохо, но из-за скорости самой фракции орки успевали построить своего титана - Эльфожора Горнака, это был огромный орк верхом на василиске, который попросту разносил всю дварфийскую базу. Эльфы в таких условиях вообще не рассматривались, моя любимая Империя держалась не лучше, Срати получали полный срати, варвары убегали в ужасе, орочий натиск буквально было не остановить. И наконец я дошел до демонов, уж не знаю откуда у меня с ними был союз, но их жнецы (парящие полудухи с косами) со способностью получать 20 единиц опыта за каждую душу сильно прокачались за счет нескончаемой зеленой волны и внезапно порвали всех орков в узком ущелье, заодно снеся и базу противника. Я так и не понял что тогда произошло, но опытный тир-2 юнит в игре мог вполне потягаться с тир-3, а то и тир-4. Последующие миссии с возвращением артефакта проблем уже не вызывали, гномы просто сказали “мы не знаем откуда это было стыбрено, закинь просто в пещеру побольше этот сраный рог”. Игра за орков в этих миссиях была в разы легче, хоть там и нужно было победить аж три гномьих армии, но карта была настолько огромной, что пока бородачи доходили до игрока, он успевал построить всё что ему нужно.
Это была моя первая игра такого масштаба и именно с тех пор я полюбил стратегии, а именно разнообразие фракций и возможностей.
Македонский уходит в отрыв.(Heroes of Might and Magic IV).
Второй моей стратегией после варлордов стала серия герои, а именно четвёрка. Диск я покупал по той же схеме и получил сборную солянку из трех десятков фанатских кампаний и более пятидесяти сценариев. Первая кампания была про Александра Македонского, уж не спрашивайте почему похождения античного полководца перенесли в четвертые герои, но сделана она была очень странно - в первой же миссии игрок с 4 союзными замками должен был убить каких-то бомжей на краю карты. Игра мне понравилась, но кампания была крайне удручающей, а потому я перешел к следующей по мотивам фильма Кольцо Дракона. Тут было… странно и круто. Уж не знаю кто делал кампании, но одна про похождения некоего мага и варвара меня покорила - тем обиднее было, когда выяснилось что она забагована и её нельзя пройти. Но истории грубого варвара навсегда останутся в моей памяти, а именно про секс с вампиршей, когда он прямо во время процесса натёрся чесноком и буквально затрахал бедняжку (ну как бедняжку, она там время от времени любовников умерщвляла, так что простительно). Однако был ещё игровой сценарий про персонажей из этой же кампании - романтичную пару полурослика и женщину-воительницу. Сценарий довольно-таки смешной, потому как 80% противников непременно хотели поиметь возлюбленную главного героя, собственно из-за этого и начинались почти все битвы. Одним из немногих исключений оказался некий некромант с кладбища, когда на восклицание удивленного героя “ого, ты первый кто не хочет нас поиметь!” он ответил “мне это зачем?Я просто хочу превратить вас в зомби”. Истинный джентльмен. В финале полурослик с небольшой армией попадал на арену, и я смог дойти лишь до четвертого круга, т.к. класс героя был “Лорд”, а это более экономически настроенный персонаж и ну никак не подходит для боя с драконоголемами и ведьмами. Был так же сценарий про монаха с необычными скриптовыми ситуациями, так на севере карты ему предстояло сразиться с альянсом ангелов и демонов, а в одной из деревень после золотого дождя можно было обокрасть двух детей, набивших карманы золотом. После этого правда приходилось сражаться уже со всей деревней и невесть откуда подскочившими стражниками… Следом шли шесть кампаний про короля Артура, причем слабо связанных, притом видно что над ними трудились, писали тексты, но почему исторические реалии, а там буквально были миссии про столетнюю войну, наложили на фэнтезийную пошаговую стратегию для меня осталось загадкой.
После таких диких блужданий по пиратским сценариям и фанатским кампаниям, я наконец дошел до основных шести кампаний и могу с уверенностью сказать - это одни из лучших кампаний в стратегиях, что я встречал. Правда начинать всё-таки лучше было с Порядка. Силы, Смерти или Природы т.к. кампании за Жизнь( политический махач между рыцарями за трон с кучей микроменеджмента) и Хаос( пиратские многочасовые заплывы по огромным картам) могли сильно утомить новичка. Ну и истории даже рядовых героев мне всегда было интересно читать - эта пошла мужа искать, этот варвар вечно лажает, но всё равно каким-то чудом в победителях, но несомненно самыми драматичными были истории персонажей класса вор - один куриц воровал, второй ничего украсть не смог, третий бомж, четвертый вообще из тюрьмы смог сбежать только потому что прошлый мир был уничтожен.
Отдельной похвальбы заслуживал и саундтрек - общепризнанно один из лучших в играх. Спорные нововведения в игре… ну, тогда я не знал о стандартной системе героев, но отсутствие внятной разметки для хода юнитов подбешивало и меня, но возможность использовать героя напрямую в бою мне наоборот импонировала, собственно это и давало простор для RPG-кампаний. Фракции в игре были стандартные для фэнтези, но с интересными вкраплениями вроде механических драконоголемов или горгон. Баланса как такового тоже не наблюдалось, если Хаос доживал до черных драконов, то он в большинстве случаев побеждал, а если Порядок получал джиннов, то его развитие становилось поистине устрашающим. Дисбаланс был заметен даже в выборе юнитов внутри фракций, думаю людей, которые вместо джиннов брали наг и вместо вампиров брали адских слизней сегодня можно встретить только в казенном доме имени Кащенко (хоть это и был единственный стрелок в альянсе демонов и некромантов). Хотя выбор между копейщиками и баллистой или эльфолуками и белыми тиграми имел право быть. Ну и классы героев, по-моему, одни из самых вариативных во всей серии - от воина природы с +20% к призыву волков (если вам кажется что это дичь, то так и есть, слабее класса в играх не видал, тем более по соседству с ним есть класс с плюсом к призыву и волков и тигров) до ниндзя и архимага( +20% к эффективности заклинаний). Если мне память не изменяет, то одну из кампаний дополнения можно было пройти героем со скрытностью, который просто всех обходил и тырил всё что плохо лежит, получая опыт. Из магии можно отметить забавное заклинание труднопроходимых песков для замедления противника, но другие опции были слишком сильны, чтобы играть в песочек перед врагом.
Интересной фичей ещё было путешествие юнитов без героя - на этой особенности была построена одна из фанатских кампаний, где игря за волшебного дракона нужно было собрать войско из тигров, грифонов, гидр и драконов и дать бой угнетателям людям, эльфам и гномам.
Из смешного, при прохождении обучения я первым делом столкнулся с монахами Мало. Первые пару часов игры я все думал, что это за орден Мало и есть ли о нем какие-нибудь упоминания, пока наконец не получил героя с разведкой и секрет таинственного Мало был раскрыт.
Хотя четверка и находится на уровне ДС2 в среде фанатов героев, она мне все равно тогда дико зашла и заходит до сих пор - несмотря на дисбаланс и ужасную анимацию единорогов .
РИМ НИКОГДА НЕ СДАЕТСЯ! (Total War: Rome)
В те времена, пока я гонял эльфов и драконов на экране, в моду вошли диски с 8-10 играми сразу. Ну что сказать, предложение было выгодное, правда половина из этих игр не работала, а другая половина могла быть без игровых роликов или с какими-то убитыми текстурами. Одной из попавшихся мне на таком диске игр была некая игра про Рим, где ты расставлял солдат и огромные отряды шли в атаку друг на друга. Какого-либо управления не припомню, по-моему мужики просто бежали стенка на стенку. Под конец игра ударялась в мистику и вместо варваров и других римлян начинали попадаться какие-то инфернальные легионеры. Крутые массовые баталии, думал я, и наконец на одном из дисков “8-в-1” я совершенно случайно наткнулся на Total War Rome. И это был просто разрыв.
Первоначально стратегическая карта не вызвала у меня какого-либо восторга, я думал это что-то навроде цивилизации, в которую я поиграл, но мне она не особо зашла. Первые 5 минут обучения прошли спокойно, затем камера приблизилась к двум человечкам на карте и начался полный шок. Огромное поле боя, сотни солдат, скачущий аки Максимус из Гладиатора Ридли Скотта генерал с пламенной речью, массовые сражения с использованием кавалерии, лучников, пращников и пехоты. Это был разнос.
Последующие сутки я воевал в Галии за дом Юлиев. Мои отряды принципов и триариев с боем прорывались сквозь стойких галлов, которые спускали на меня собак и отправляли орды полуголых мужиков. Из леса дико завывали друиды, летели стрелы, онагры метали свои смертоносные валуны, гастаты истошно вопили, отбиваясь от варваров, и все это под эпичные саундтреки. Я был там, Гендальф, я был там!
После покорения Галлии и уничтожения Астериксов и Обеликсов в меню выбора фракции появилась возможность сыграть уже за них, что, ну прямо, кайф. Следующая кампания у меня была за Сципионов и тут случилась Пуническая Война, где я убегал от слонов ( спецюнит Рима в виде горящих свиней не особо как-то помогал по причине скоропостижной смерти), но смог таки победить Карфаген и дойти аж до самого Египта, где случилось позорное поражение моих 6 отрядов против четырех египетских где-то на задворках карты - треклятые тюрбанщики просто убегали и стреляли! Но в Рим я играл весьма уверенно, и могу сказать, что я был в нем хорош. Особенно запомнились бои, где победа была вырвана чуть ли не зубами, так армией из генерала, двух отрядов македонской конницы и двух отрядов гоплитов я каким-то чудом одержал победу над греческой армией из гоплитов, ударяя им в тыл и обращая их в бегство. Затем уже за греков на самом высоком уровне сложности я смог ворваться в Италию и одержать ряд побед. Так и за Карфаген был взят вечный город.
В самой игре было много интересных моментов вроде бойцов-гладиаторов, римских ассасинов на поле боя, вопящих женщин, амазонок(шанс встретить 1%), восстаний гладиаторов и возможности посмотреть города с его жителями.
Тут правда у меня сформировалась неприятная привычка не доигрывать кампании, а пробовать за всех и сразу. С возрастом это пройдет, но иногда я жалею, что не доиграл ту или иную впечатляющую партию…
Золотой век стратегий. (Warcraft 3, Rise of Legends, Dawn of War, Heroes 5, Total War:Medieval 2, Age of Empires 2-3, Red Alert 3 ).
После Рима я окончательно подсел на стратегии всех типов и видов. Я буквально с ноги влетал в любую мало-мальски известную РТС или пошаговую игру. Первым делом я наконец опробовал третий Варкрафт и был доволен. Игра по праву носит статус культовой. Великолепные кампании, множество фанатских модов до кучи, отличный баланс, неудивительно что в варик катают до сих пор. Особенно запомнились мне миссии за Грома Адского Крика, где нужно было побыть лесорубом и сразиться с ПОЛУБОГОМ КЕНАРИЕМ. И мужик был реально суров, первые несколько попыток я пытался защитить свои драгоценные домики, но потом пожертвовал ими и игра сообщила, куда двигаться дальше. Сбор древесины тоже был каким-то мемным, ЭЙ ВОЖДЬ, ТАМ ЗА НАМИ КТО-ТО СЛЕДИТ! И ЧО?! РУБАНИ ИХ И ДЕЛОВ ТО. Ну чисто орочья атмосфера. Из фанатских кампаний мне понравилась “Расхитители Гробниц”, где нерубский визирь пытается вернуть свое украденное сердце, отличная рпг-кампания с игрой за похитителя и визиря. Ну и приключения Рексара в Тераморе тоже заслуживают упоминания.
Rise of Nations: Rise of Legends, к моему сожалению, не получила никакого продолжения. В нынешнее время даже о Rise of Nations не особо что-то слышно, так что серия почила в бозе скорее всего. Легенды же были прекрасной игрой с массовыми баталиями и необычным сплавом стимпанка, восточной сказки и ацтекских инопланетных технологий. Три воистину уникальные фракции, неплохая кампания (были интересные миссии по брождению в галлюциногенных туманах и массовые осады), и более десяти интересных героев (9 для мультиплеера). Причем героев давалось много и они были чересчур уж сильны, поэтому с середины игры можно было пройтись катком по всему что есть.
Dawn of War меня познакомила, как и многих других, с прекрасным миром Вархаммера, спровоцировав реальную войну даунов в интернете между доверастами и настольщиками (потом туда и лороведы влетели). Но вселенную популяризировала именно эта отличная стратегия. Жесточайшие замесы, кровавый праздник любителей RTS и просто какое-то нереальное количество в 7 фракций к моменту выхода Dark Crusade (9 к Soulstorm). Начиная с прихода некронов сюжетные кампании кастрировали и в игре осталось 7-9 уникальных миссий по захвату базы противника. Справедливости ради, миссии были отлично сделаны, к примеру за некронов у меня буквально стул горел при захвате базы Тау, когда по мне стреляли какие-то невидимые синемордые, а с другой стороны мчались собакоптицы в виде Круутов. Но всё таки на сюжетке стали халтурить, что вылилось в унылую и к тому моменту всех задолбавшую систему “захват мира”. Вторая и третья части меня уже никоим образом не привлекли, немного погонял во вторую, но не впечатлился.
Одновременно с этим я знакомился и с фэнтезийным Вархаммером через Warhammer: Mark of Chaos. Игра должна была стать Тотал Варом в мире Вахи, но не вывезла вообще никак - слишком мало юнитов в отряде, от 10-12 в элитных до 56 в самых крупных, если мне память не изменяет. Кампания за хаоситов была неплохой, но без изысков, в финальной дуэли между лордом хаоса и колдуном-предателем( это нормально для хаоситов), мне пришлось убежать своим лордом потому что она длилась более 10 минут и никак не собиралась заканчиваться! Я в итоге сбежал и забил предателя толпой пехоты, грубо, но надежно. Ещё была неплохая кастомизация героев, но не взлетело не пошло, увы. Да и темп какой-то медленный.
Age of Empires 3 завлекла меня своей кампанией про семью Блэков, три истории про три разных поколения - про рыцаря, АМЕРИКАНЦА и фермершу. Игра была хорошо проработана в деталях и обладала симпатичным дизайном и зашла мне поболее второй части. Да, стоит наверное вспомнить мои потуги во второй части, где я с воплями бегал за всякими застрельщиками и лучниками, которыми ИИ управлял в стиле бей-беги. Микроменеджмента требовалось немеряно, а когда ещё и таймер подрубался… Вобщем, успехи в ней у меня вышли средними, наверное одна из немногих RTS где ИИ для меня прям был силен.
Lord of the rings the battle for middle-earth 2 - нельзя не упомянуть эту великолепную игру. Красивейшие миссии (чего стоит одна осада эльфийского побережья и битва за Эребор), офигенная физика и возможность поиграть за известных( ну или не особо) персонажей любимой вселенной. Сложной её не назвать, по сути проблема у меня была только в третьей миссии за гоблинов в Шире, когда меня сильно потрепали дунаданы, а потом ещё и самый верный советник короля Теодена с прозвищем Гнилоуст пришел с урук-хаями. Пришлось переигрывать и предварительно встать там, куда прибегал этот олух.
Кодекс войны(сейчас Fantasy Wars в стиме) - отличная тактическая стратегия от российских разработчиков. В ней была отличная система апгрейдов юнитов и два режима сложности - легкий за людей и хардкорный за орков. Кампания людей в первые миссии буквально наваливание рыцарей и ништяков главному герою, кампания орков в награду одна кружка эля. Одна на всех. За орочьего военачальника Угрюма приходилось реально думать, к примеру была миссия где на вас шли три армии людей и две из них с хай-тир войсками. В руководствах советовалось засесть в горах и бить хуманов оттуда, но следуя этому пути били почему-то только меня. По итогу я катком пробежался по более слабой армии и обежал две основные вражеские группировки, пока они в горах гоняли каких-то гоблинов и выполнил цели миссии. А, ну и к финалу я настолько задолбался сложностями игры за Угрюма, что единственный раз в стратегиях использовал читы. На одну миссию в финальной общей кампании. Но вы об этом вновь забудьте, иначе игры с футанари окажутся к вам ближе ещё на шаг.
Не переходя к двум мои любимым стратегиям того времени, упомяну Red Alert 3. Отличная RTS с кинематографичным роликами и прекрасными миссиями, а главное с тонной юмора и самоиронии. Штурм столицы Императорского дворца Советами был эпичен, попытки задрать Императора медведем топ, DLS с криолегионерами и летающими японскими крепостями выше всяких похвал. Одни дифирамбы.
С градостроительными симуляторами у меня не сложилось, ну и множество иных хороших представителей жанра я не успел попробовать - Starcraft, Palworld, оригинальная серия Command and Conquer, Age of Mythology, Black and White и другие. Были и те которые я пощупал и даже прошел, но в основном это стратегии про современность и вторую мировую, как пример отличный World of Conflict, который в большей мере раскрывал себя в мультиплеере или Stronghold, который мне просто не зашел из-за необходимости быть завхозом и счетоводом. Были ещё Герои уничтоженных империй, неплохая стратегия с интересными ростерами, но мне не понравилась кампания с высокомерным эльфийским дурачком в главной роли и я её скипнул. Файдаэн, ты все таки был лучшим.
И вот две мои любимые стратегии того времени и поныне:
Total War:Medieval 2 - как же я хотел эту игру. Первый раз купил диск с ней и… оказалось что это пиратская версия с модом stainless steel. Мод то был отличный, но игра просто уничтожала сохранки. Тут я научился ждать и таки дождался до выхода дополнения Kingdoms, после чего был безвозвратно потерян на долгие дни. Расписывать можно долго что и как там было, отмечу лишь, что в уже более сознательном возрасте я вновь столкнулся с модом stainless steel и игра преобразилась - не знаю баг это был или так задумано, но во время моей битвы с англичанами за шотландцев наступила ночь и я попросту перестал видеть кто где. Ориентируясь по подсветке мои бравые горцы смогли переломить ход сражения, что было вдвойне приятно т.к. система рекрутинга не давала мне нанять рыцарей без прокаченного лорда, поэтому воевать приходилось бомжами. В этом же моде уже отключив немного мутную систему рекрутинга сыграл крутейшую кампанию за Венгрию с реальным вызовом в виде непомерно сильной Византии. Как же сочно я её разваливал, хотел сказать бы я, но по итогу быстренько пошел к ней в вассалы и не выходил оттуда пока не завоевал половину Европы, попутно восхваляя своего византийского императора. Потом правда пришлось его предать и пойти к монголам в друзья, но такое бывает при долгой игре! Отдельной отдушиной для меня стал мод Call of Warhammer, глючный, кривой, с вылетами и имбоюнитами, но всё-таки такой офигенный. Поиграть в лучшую версию этого мода я смогу через каких-то 8 лет. Отдельной похвалы в оригинале заслуживала система крестовых походов и роликов с агентами - убить папу римского 5 раз подряд, пока новый не согласится на предложенный тобою поход, было приятно.
Heroes of might and magic V - наверное лучшая часть серии. Начал я знакомство с ней с выходом аддона Владыки Севера с уникальной фракцией гномов, у которых в линейке из 7 юнитов шесть были гномами, а один из них почему-то был выше человека, эльфа, демона да и вообще любого гуманоида. Рунная магия, не иначе!
Примечательно, что диск с пятыми героями я часто видел в магазине, но даже не брал посмотреть что это. И узнал об игре только благодаря журналу ЛКИ. Ну что ж, спасибо авторам этого издания, потому как это была одна из лучших игр в моей жизни. Как в ней были сделаны города, парящий город магов, эльфийское древо или полуразрушенная башня демонов с соответствующими музыкальными композициями. Тут я вновь приобрел очередной игровой недуг (да чел ты зачумленный какой-то), который заключался в жгучем желании поюзать что-то новое. Вот смотрите, запускаю я игру в первый раз, есть семь фракций, из них я ни за одну не играл, и что я делаю? Мчусь по кампаниям аддона на всех парах чтобы поиграть за гномов, которых добавили последними. И по сей день есть эта проблема, вот знаю я, что к игре вышло длс с 3 юнитами, и пока у меня не будет этого длс с этими тремя юнитами я не смогу спокойно играть. Шиза, вобщем.
Но решение это было вполне верным т.к. уровень сюжета дополнения на голову превосходил уровень оригинальной игры. Там вообще много вопросов было к главной героине Изабель, которая обожала заключать сомнительные пакты с такими милыми ребятами как некроманты, а потом удивляться что все пошло не так. Был ещё и эльф Файдаэн, который использовал в качестве оружия несуразные стихи. Выжившие завидовали мертвым.
Из сложных миссий оригинала можно отметить три. Первая это поход Аграила, героя демонов, по землям эльфов, где добрые друиды спамят неделями эльфийских существ, отправляя на вас местных егерей с драконами уже на 2 неделе. Там же следом идет прорыв сквозь леса остроухих к кораблям, всего-то надо пожертвовать сотню эльфов драконам для прохода. Неблагодарные любители леса не особо хотят идти на званый ужин, а потому дезертируют чуть ли не каждый ход. Вобщем тот ещё демонический геморрой. Вторая миссия за того же Аграила, но уже в качестве героя темных эльфов, где ему надо схлестнуться с сильнейшим конкурентным кланом в подземельях. Не помню если честно чего они такие жесткие были, возможно из-за демонического подкрепления, но каким-то образом я смог пройти их с первого раза. Ну и третья миссия за уже упомянутого выше Файдаэна с преследованиям ожившего мужа-вампира Изабель, которого ещё и убить правильно следовало, с помощью фениксов, иначе он оживал и начинал свой забег заново. На фоне этого лучшей оказалась кампания некромантов, где харизматичный старикашка Маркел устроил сбор артефактов в землях магов. Кампания за гномов тоже была весьма приятной, а из проблем была лишь финальная битва с еретиками, абилки которых к тому времени были слишком сильными (т7 юнит с вампиризмом, гениально).
Позже к пятым героям выйдет ещё одно дополнение с орками, которое даст каждой фракции по альтапу, т.е. более 42 новых юнитов и переделанную систему некромантии( стоит отметить что у всех фракций была своя фишка). И игра примет завершенный вид. До сих пор иногда в неё погружаюсь, есть к примеру мод Golden Era с третьим апом существ и ещё более чем 50 новыми юнитами, но на любителя (правда там в сборке идут уберполезные моды на таблицу крови орков, воскрешения некромантов и колесо перков). Увы, последующее развитие серии медленно скатывалось вникуда, у шестерки были свои плюсы, но всё-таки минусов было больше. Я в принципе начал понимать нелюбовь фанатов тройки к четвёрке именно благодаря выходу шестой части.
Новые горизонты (Эадор, Сёгун, Endless Legend, игры Парадоксов, Battle for Wesnoth).
В 2009 году вышел Эадор - простенькая 2D стратегия (о которой я прочитал в ЛКИ) с незамысловатыми механиками… и совершенно разрывным и затягивающим геймплеем. Поиграть я в неё смог где-то в 2010 после того как мне подарили диск друзья( может им надоело слушать маркетолога этой игры в моем лице). Сюжетка была проста, вы Астральный Владыка и захватываете осколки, дабы вас не поглотил Хаос. Игру сделал по большей части один человек, Алексей Бокулев. В будущем её расширят модом Новые Горизонты фанаты игры. Несмотря на выход новых частей в 3Д, мне всегда больше нравилась первоначальная версия. В игре было множество различных событий, вот людоящеры приносят кого-то в жертву и просят вас благословить этот праздник, вот кто-то поймал удивительную птицу и та просит отпустить её, можно было даже котлетки из единорогов замутить (правда с последующим сражением то ли с нежитью то ли с эльфами). Мод сильно расширил союзы и добавил апгрейды, комбинации юнитов и их прокачка стали ещё интереснее. Сюжет игры незамысловат, но как же отлично прописаны персонажи!
- Да ладно, понесло Вас в высокие материи, босс. Клятвы... Договоры... Просто как-то проигрался Вам в покер, теперь вот отрабатываю долг. Кстати, я до сих пор уверен, что Вы смухлевали в последней партии. Я уточнял у экспертов - пятого туза не бывает даже в колодах Хаоса. А мы то играли обычной...(с) Зарр.
-Ответишь на пару вопросов?
- Нет.
- А на один?
- Нет.(с) Безымянный отвечает на вопросы.
В принципе 80% игры сводилось к зачищению сайтов с нейтралами и поиском убер-артефактов и наймом сильных существ. Но как же весело это было делать. Да и битвы с другими владыками могли представлять значительную сложность, помнится мне частенько приходилось отбиваться от местного варвара До-Гора с его командиром с ордой громил.
Одновременно с этим я на короткое время подсел на Battle for Wesnoth, старую, но добротную 2D стратегию с крепким фанатским сообществом и огромным количеством модов. Несмотря на простоту оригинала, в модах некоторые фракции заимели дичайшие механики, вплоть до рытья тоннелей как у зергов. Формула игры была проста и понятна - в горах не дерись с гномами, в лесах убегай от эльфов, ночью избегай орков и нежить, а от людей можно ожидать чего угодно. Кампании тоже были интересны, как всегда на высоте основная, но запомнилась мне более всех зубодробительная финальная миссия в кампании за гномов - полный кошмар в виде подземелья мёртвых гномов, буквально Сталинград мира Веснот, где приходилось сражаться за каждый гекс, чтобы в конце на полной удаче зарубить лича.
В 2011 же вышла Total War: Shogun 2. Несмотря на скудный ростер войск, эта игра была просто поразительна - смотреть как рядовые самураи рубят друг друга в капусту было очень интересно. По началу я, как и во всех Тотал Варах до этого, одерживал решительные победы, но потом что-то пошло не так - моя армия вместе с союзниками вышла из тумана прямо на позиции противника, который парой точных залпов из пушек разогнал всю эту неорганизованную толпу и я в шоке смотрел на надпись ПОРАЖЕНИЕ. То ли ИИ был тут так хорош, то ли я расслабился, но в будущем именно в Сегуне я буду отхватывать больше всего - вплоть до проигрыша в кампании ( за всю историю исторических тотал варов я проигрывал лишь за тевтонский орден в Stainless Steel, когда своими агентами сагрил на себя всех вокруг). А став сегуном удержать этот титул было тем еще хардкором т.к. все вокруг резко начинали тебя не любить. Несмотря на мой дикий фап на самураев, лучшими отрядами в игре всё-таки были обычные асигару с яри. Последующие аддоны я купил, но так толком и не поиграл. Но эпоха самураев навсегда останется в моем сердечке благодаря этой игре.
Не смог победить
На обочине жизни
Лежу.
Попутно со всем этим я наконец погрузился в мир стратегий парадоксов, который сильно меня затянул. Тут я стал замечать, что играю более медитативно, закончить кампанию за Египет за день как раньше во второй меди мне уже не хотелось, вместо этого я строил цивилизации в Стелларисе или кутил напропалую в Крестоносцах. И это было прекрасно. Да, количество игровых партий уменьшилось раз в пять, но зато каждая из них была достойна отдельной истории. Где-то меня столкнули с балкона в возрасте шести лет(КК2), где-то династия валийских королей чуть не прервалась из-за наследника гея(КК3), где-то в демократической спиритуалистической империи с рабством и гражданством почти для всех рас правитель перешагнул порог пси-барьера и стал бессмертным императором(Стелларис), а где-то при попытке заключить в тюрьму сына-еретика, султана свергли в течении одного месяца (КК2). Я до сих пор играю в эти прекрасные стратегии, но правда есть один момент - это единственные игры, в которых я не осуждаю пиратство (ну и еще те, которые в стране не продаются). Увы, цена на все длс к одному стелларису превышает все разумные пределы, при том что я ещё ни одно не спиратил, но честное слово, у меня не будет никаких угрызений совести если именно игры от этой студии я решу когда-нибудь получить не особо честным путем.
Endless Legend стала последней новой стратегией АА уровня, в которую я полноценно погрузился в 2014 году. Отличные фракции, карта просто превосходна, я буквально читал описание каждого ресурса. Так же разработчики смогли в стратегию наподобие цивилизации впихнуть по сюжетному квесту для каждой расы. Хоть я и сыграл всего 4 полноценные партии, но все они были довольно-таки долгими, а заветный экран победы я получил всего в двух. Дракенны дипломаты, кочевники с городами на огромных жуках, живые доспехи, безумные маги, морские эксперименты, всепожирающие насекомые, разумные грибы (не орки) и многие другие. Ну и до кучи механик вроде смены года и постепенного ледникового периода. Боевая система правда унылая, честное слово, лучше бы нарисовали больше видов войск, но сделали автобой. В общем, достойно. Вообще у Амплитуд огромный талант к созданию проработанных и интересных фракций, так что интересно будет посмотреть вторую часть.
После я немного погонял во второй Total War:Rome , но компьютер уже откровенно начинал сдавать и я отложил знакомство с новыми играми до апгрейда, который случился лишь в 2023 году (был мини-апгрейд тремя годами ранее, но на тот момент я был поглощен реалом, DS, четвертой цивой по сетке и всякими сессионками навроде Доты, КС и Гаррис мода, в общем то где-то на дне болтался).
Между этим я успел около 100 часов посвятить великолепной инди-стратегии Battle Brothers, хардкорной оде жизни наемников в даркфэнтези, где из методов противодействия кошмарам у нас только холодная сталь, немного пороха и отвага. Каких-то диких успехов я в ней не добился, к примеру зачистки легендарных сайтов с легендарным лутом для меня оставались чем-то далеким, но пару раритетных артефактов я все-таки смог урвать, заманивая орочьих вождей на городские патрули и грабя бандитов.
А поводом для покупки нового железа стал выход третьей части игры за которой я следил с момента её выхода - TotaL War Warhammer.
Total War Warhammer.
На данный момент трилогия Total War по миру Вархаммера является комплексно одной из самых крупных игр всех времен и народов. 23 различные фракции, которые кардинально отличаются друг от друга, более 100 уникальных лордов, у половины из которых ещё и механика своя, свыше 500 видов отрядов, 28 школ магии и отличная основа в виде прописанной вселенной со своим лором. Эта игра заслуживает отдельного мегалонга, даже краткое описание её разнообразия выйдет на текст размером с эту статью. Я ждал подобный продукт с момента знакомства с Medieval Total War, были похожие игры вроде Короля Артура, но именно такой масштаб и размах пока есть только в вахе. Расы уникальны: вампиры-пираты, цари гробниц( полусумасшедшие мумии), орды зеленокожих, крестьяне из Монти Пайтона под предводительством благородных рыцарей Бретонии, Нефритовый Стержень Удар-Империя, остроухие трех сортов, гномы двух видов, суровые стимпанк-немцы, славяне на медведях, ацтеки-людоящеры, безумные крысы с огнеметами и пулеметами, целая фракция скуфов и многие другие. При том для ввода новых рас ещё полно вакансий.
Конечно у игры есть и недостатки, а именно это неразбериха с ДЛС и необходимость купить все три части для полноценного гейминга. Я бы не сказал, что ДЛС сами по себе дорогие, но их много! Да, на скидках можно выгодно приобрести, но игра вышла в 16 году, а к ней до сих пор ни одного бандла не запилили кроме возможности купить трилогию. К примеру, хотите вы поиграть за Кислев, это такая страна с Tsarina Катериной во главе, с суровыми кислевитами верхом на медведях и неким патриархом Костальтыном. Вы покупаете третью часть, но для доступа ко все юнитам фракции, включая тех что с ДЛС, вам нужно приобрести одно дополнение. Звучит не страшно, но к примеру для тех же скавенов вам нужно приобрести три дополнения, для полноценной игры за Империю вам нужно купить три дополнения выходивших к разным частям трилогии, что легко собьет новичка с толку. И всё это стоит денег, а вместе набегает немаленькая такая сумма. И не удивительно что в таких условиях многие попросту используют КремАп, он же разблокировщик дополнений, который на эту игру ставится элементарно. То есть нынешняя политика компании-издателя подталкивает нас к более простому решению. Я конечно все скупил, но будем честны, знатно накормил барыг. Да, урвал по скидке плюс-минус, но ведь многие решат вместо забега по сайтам купли-продажи кодов и гифтов попросту ввести пару строчек в игру и получить доступ ко всему - и мне сложно их будет осуждать.
Не считая этого, игра прекрасна и на данный момент просто идеальна для меня. Массовые и эпические сражения, множество механик и стратегий, даже наиграв 1000 часов можно обратиться к мододелам, которые традиционно сильны в серии Total War. Если я и мечтал получить стратегию своей мечты, то я её получил.
Что можно сказать в конце? Золотой век RTS и стратегий прошел, но множество из старых игр этого жанра прекрасно играются и до сих пор, и при желании можно легко найти что-нибудь по вкусу. Все равно время от времени будут выходить интересные игры для ценителей - Manor Lords, Age of Wonders 4, в будущем ремастер третьих героев, Цива недавно новая вышла, Endless Space 2, серия Total War и Парадоксы как минимум протянут ещё лет 5, инди-сектор опять же, вобщем любители стратегий могут не отчаиваться.
Что касается меня, обычный диск за 100 рублей купленный в ларьке у древних пиратов определил мою любовь к этому жанру на годы вперед. И мне будет что вспомнить. Я буду вспоминать как горстка выживших венгерских рыцарей устало стояла посреди боевого поля, где пали 4000 отважных мужчин. Как эльфийские копейщики в высокой траве обреченно смотрели на приближающуюся орду варваров и оборотней, и каким-то чудом смогли устоять. Как израненный и по колено утопающий в крови минотавр пробивался сквозь орочью орду. Как одинокий безымянный рядовой гном в последнем рывке смог с шансом в 5% убить смертоносного лича. И как последние тевтонские рыцари защищали под холодным зимним солнцем свою обреченную крепость.