История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

Прежде чем изучить и проанализировать историю Алисы, я предлагаю познакомиться с историей её создателя — геймдизайнера Американа Джеймса МакГи (англ. American James McGee), так как именно в его жизненном опыте кроется основа тех кошмаров, которые переживёт наша героиня.

Американ Джеймс Макги

Американ Джеймс Макги в 2004
Американ Джеймс Макги в 2004

Самый частый вопрос, который мне задают лично и по электронной почте: «Американ — твоё настоящее имя?» Ответ: да, так меня назвала моя мать. Она утверждает, что имя было навеяно ей знакомой по колледжу, которая назвала свою дочь «Америкой». Ещё она говорит, что подумывала назвать меня «Обнард». Моя мать всегда была весьма эксцентричной и творческой личностью.

Макги вырос в неполноценной семье и воспитывался мамой. Его первая встреча с биологическим отцом произошла на 13-й День Рождения, когда тот, будучи абсолютно пьяным, взял сына покататься на машине.

Мы приехали к маминому дому, он вошёл внутрь. А затем напал на меня и кричал что-то в духе: “Я привёл тебя в этот мир и теперь пришло время тебя из него вывести…” . Он прыгнул на меня, прижал коленями и начал тыкать пальцами в глаза. Он точно пытался убить меня в тот вечер…

Каким-то образом 13-летний Макги убедил отца взять обе машины, уехать в бар и напиться. Тот проехал примерно 100 миль и врезался в телефонный столб. После чего его собственная мать написала на него заявление в полицию за угон автомобиля.

Timex Sinclair Computer (1980)
Timex Sinclair Computer (1980)

Макги с ранних лет проявлял интерес к компьютерной технике. Первый компьютер фирмы Timex Sinclair ему подарил дядя Джо на 11-летие и он начал изучать Basic на черно-белом телевизоре. Однажды его привлекли к ответственности за кражу модема. Тем не менее это не помешало ему в дальнейшем воровать компьютеры из местной научной школы для удовлетворения своего интереса к программированию.

Но в 16 лет школу пришлось бросить. Как-то раз, придя домой, Макги не обнаружил своей матери. Она продала дом, чтобы оплатить операцию по смене пола своей будущей подруге и сбежала, оставив сына в полном одиночестве с компьютером Commodore 64 и всеми проблемами взрослой жизни.

Макги подрабатывал где мог: мыл посуду, полировал ювелирные украшения, обзванивал клиентов музыкального магазина и в конечном итоге остановился на ремонтировании машин Volkswagen в автомастерской Дяди Джо, где в перерывах программировал приложение для инвентаризации и отслеживания клиентов.

Американец МакГи в id Software 6 октября 1995 года.
Американец МакГи в id Software 6 октября 1995 года.

Примерно в конце 1992 года Макги стал соседом, а затем другом Джона Кармака, соучредителя id Software и создателя легендарной игры Castle Wolfenstein 3D. Кармак поручил Макги работу в технической поддержке. Но того быстро повысили до геймдизайнера уровней и звукорежиссера. На этих должностях Макги помог создать классические шутеры, такие как: Doom, Quake и Quake II.

В 1998 году Американ Макги получил должность креативного директора в Electronic Arts — одной из самых крупных компаний в индустрии разработки компьютерных игр. Здесь Американ начал работу над своей собственной компьютерной игрой American McGee’s Alice. Игра была выпущена в 2000 году, укрепила его известность как автора компьютерных игр и принесла множество положительных отзывов со стороны критиков. — Википедия.

Предлагаю перейти к разбору сюжета игры, которая сделала имя Американа Джеймса Макги известным на весь мир и оставила след в истории видеоигр.

American McGee’s Alice

Концепция игры создана на основе сказок Льюиса Кэрролла об Алисе в Стране чудес, которые планировалось значительно преобразовать. Данная идея принадлежит в первую очередь Американу Макги. По его словам, она появилась после того, как руководство компании Electronic Arts попросило придумать новый оригинальный проект. Во избежание проблем с авторскими правами и для регистрации нового товарного знака в EA настояли на использовании имени разработчика в названии игры, чему тот был недоволен.

Это было то, против чего я боролся с самого начала. Это делает незначительным участие всех остальных членов команды: художников, дизайнеров уровней, программистов, продюсеров, аниматоров и т. д. Мне все еще хотелось бы, чтобы игру называли просто «Алиса», но EA нужен был способ заклеймить продукт, защитить имя и представить кого-то прессе.

Американ Макги
История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

American McGee’s Alice разработана на движке Quake III Arena и использует некоторые расширения, созданные разработчиками Ritual для FAKK2, отчасти поэтому игра от третьего лица. В игре есть экшен, изучение головоломок и платформинг. Причудливый мир Страны Чудес позволил разработчикам включить всё своё воображение и создать поистине уникальный сеттинг в викторианском стиле. Атмосферу сказочного безумия дополняет музыкальное сопровождение, написанное Крисом Вренной. Так как в игре много различных механизмов и шестерёнок в основу семплов легло тиканье различных часов. Вместе со звуками трещётки, стука дверей и других найденных звуков они производили определенный цикличный ритм. Всё это создаёт кошмарный пейзаж и усиливает представление о том, что мы находимся в разуме психически нездорового подростка. А искаженное звучание детских игрушек вызывают ощущение детской травмы.

В соответствии с видением Американа МакГи музыка должна была быть потусторонней и жуткой, но не современной по звучанию. Я собрал 6 или 7 игрушечных пианино, игрушечный аккордеон, автоарфы, свистульки, пенни, цитры, 15 или 16 заводных музыкальных шкатулок и игрушечные барабаны. В совокупности со струнами и жутковатым эмбиентом они создают необходимую мрачно-загадочную музыкальную атмосферу.

Крис Вренна, композитор

Большой арсенал различного рода оружия, каждый из которых имеет два вида атаки. Жизнью здесь выступает воображение, ведь "сила воображения - основа жизни всех обитателей Страны Чудес", а боеприпасом - сила воли, которая общая для всего оружия. Это вынуждает подстраивать стратегию боя под разных типов врагов, которых здесь очень много.

Итак, мы начали с игрушек. У нас есть крокетный молоток и игральные карты. В дополнение к ним мы добавили оружие, более подходящее атмосфере нашей Страны Чудес: ледяной посох, демонические кости и посох-глаз Бармаглота, и это лишь некоторые из них. И, конечно же, вы увидите Алису с ножом.

Jim Molinets в интервью IGN 30 июня 2000 года
История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice
История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

Игровые локации соответствуют тем местам, которые Алиса посещала в сказках Кэролла. И каждая из них выраженна по-особенному. Например, самая необычная и запоминающаяся - замок белых шахматных фигур, где всё предстаёт в черно-белом виде, кроме самой Алисы, сфер и красных шахмат. Здесь также появляется уникальная механика решения головоломок при превращении в одну из фигур. Все локации построены в виде лабиринтов, которые также лежат в основе проявления психических заболеваний.

Макги, возможно, не создал самую оригинальную игру всех времен с Алисой, но он определенно создал один из самых удивительных и детализированных игровых миров за всю историю — тот, в который любой геймер будет только рад играть долгие часы.

Цитата из обзора на игру от 17 апреля 2001 года

История болезни Алисы

Героиня American McGee’s Alice старше, сексуальнее и мудрее, чем 9-летняя милая девочка из классической истории Льюиса Кэрролла. Пережив травмирующий опыт, она замыкается в себе, отстраняясь от всех аспектов не только реального мира, но и мира своих фантазий.

Истории об Алисе широко известны и любимы во всем мире. Они настолько творчески и символически богаты, что почти каждый поклонник книг и фильмов может создать свою собственную интерпретацию того, что на самом деле происходит в этих историях и что они означают. Поклонники Алисы восхищаются каждой такой новой историей. Идея видеть и играть Алисой в полностью реализованной интерактивной среде очень притягательна.

Образно говоря, если книги Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» являются «главами» 1 и 2 саги об Алисе, то эту историю, повествующую о событиях ее дальнейшей жизни, можно считать третьей главой.

Игра начинается с заставки, в которой Алиса просыпается во время пожара, вызванного её котом. Ей удаётся выжить, но родители сгорают заживо. Это событие оставляет Алису осиротевшей и обезумевшей.

История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

5 ноября 1863 года её доставляют в Больницу Литтлмора с ожогами третьей степени. Полученные ею ожоги были настолько серьезными, что London News заявили, что «перспективы ее выздоровления совсем не обнадеживающие». Однако у Алисы пострадал только верхний слой кожи (эпидермис). https://alice. fandom. com/wiki/Littlemore_Infirmary

За Алисой ухаживал хирург по имени доктор Грэнтэм, который потерял рассудок и подразумевается, что случайно покончил с собой.

Год спустя её признают достаточно выздоровевшей и переводят в психиатрическую лечебницу и приют Ратледж, где она находится следующие 10 лет. Более подробно её пребывание здесь описывается в Журнале “История болезни Уилсона”. Сборник написан Грегом Рёншем и распространялся вместе с игрой.

После пожара Алиса впала в коматозное состояние и пришла в сознание только спустя год после пожара, всё ещё будучи в состоянии транса или слабоумия. Всё, что у неё осталось после пожара — мягкая игрушка-кролик. Доктор описывал её как “мумию, стоящую одной ногой в могиле, продолжающую опускаться в бездну безумия”. Он подробно описывает, что на протяжении многих лет она не общалась и не реагировала на внешние раздражители. Единственные звуки, которые из неё выходили в первый год пребывания в лечебнице, были её крики по ночам. Она переставала кричать, когда медсестры входили в палату.

Единственное, что у нее есть, — это игрушка — закопченное чучело кролика, единственный глаз-пугожка которого свисает на свободной нитке. Игрушка из времен ее невинности и ее единственная связь с жизнью до пожара, кролик теперь является стражем углубляющегося слабоумия Алисы.

Из журнала Доктора Уилсона
История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

Когда я подношу пламя к ее глазу, ничто в ее пустом взгляде не выдает ни малейшего проблеска реакции. Я хлопаю ей по уху парой кубиков. Ничего. Ни ее зрение, ни слух не пострадали, но она вообще не реагирует… Во многих отношениях она как будто уже в могиле. Действительно, если бы она умерла сегодня в этой старой больнице, никто бы не обратил на это внимания, кроме тех немногих, кто прочитал бы о ней в газете. Они бы бормотали про себя: «Ах, как жаль, бедная девочка», а затем переворачивали страницу, чтобы узнать больше о недавней поножовщине в Ноттинг-Хилле.

Из журнала Доктора Уилсона

В то время как её психическое состояние продолжало ухудшаться, её физическое тело чудесным образом восстанавливалось: ожоги заживали и исчезали, а здоровье постепенно улучшалось. Тем не менее, ментально она оставалась изолирована от любых внешних воздействий и ни на что не реагировала, в том числе на возможные ноющие боли от ран.

История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

Только в 1873 году, спустя восемь лет после поступления в больницу, она стала проявлять признаки коммуникации с помощью рисунков, изображающие места из Страны Чудес. Когда медсестра пришила пуговицы, служившие глазами её плюшевой игрушки, Алиса разревелась и произнесла в рифму:

“Мы снова нырнули в дыру и поспешили дальше, в некогда великолепный сад, погруженный теперь в тёмный упадок”.

Алиса
История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

В течение этого времени доктор Уилсон описывал большое количество самоубийств, ампутаций и общего жестокого обращения в отношении тех, кто содержался в лечебнице. В том числе и о том, как два здоровых санитара приставали к Алисе, били её кожаными ремнями и угрожали убить. Хотя сама Алиса не реагировала на это.

История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

Сам доктор в лечении пациентов использовал лекарства собственной разработки. Одно из них на основе синильной кислоты и стрихнина вызывало у Алисы бурную реакцию организма в виде судорог, хотя она продолжала оставаться бесчувственной.

Со временем, пациентка говорила всё громче, время от времени что-то бессвязно бормоча себе под нос и продолжая рисовать. Всё чаще она двусмысленно говорила о самой Стране Чудес и её жителях, проявляя признаки внутреннего гнева. В особенности в отношении Червонной королевы, которую никогда не описывала и не рисовала.

История болезни доктора Уилсона заканчивается тем, что Алиса всё чаще впадает в маниакальное и безумное поведение, хотя и менее коматозное. А также об инциденте с санитарами, когда они пытались накормить её фаршированным кроликом, и в конце концов она проткнула их ложкой. Доктор всё больше ждёт историй о Стране Чудес, но всё меньше верит в победу Алисы над Королевой и её выздоровление.

Путешествие Алисы в своих кошмарах

После заставки с пожаром Алиса просыпается в сумасшедшем доме со своим плюшевым кроликом, который затягивает её в Страну Чудес. Там она видит, каким искореженным и страшным стал этот некогда прекрасный мир. Её сразу встречает Чеширский кот, который на протяжении всей игры будет нейтральным проводником.

Для жителей страны Чудес Алиса выступает в роли спасительницы. И ей для достижения цели приходится на протяжении всего пути помогать встречным персонажам. Союзники Алисы помогают ей разобраться самой в себе и в причине всего происходящего, в то время как противники — усугубляют её душевное состояние. Видя, как страдают жители страны Чудес и умирают её старые друзья, Алиса всё больше начинает винить себя в происходящем.

Каждый персонаж Страны Чудес может быть чертой характера героини и/или иметь прообраз в реальном мире игры. В этом кроется отличие от оригинальной сказки Кэролла, в которой прототипами персонажей выступали знакомые или другие личности из реального мира писателя.

Чеширский кот

История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

Первый и основной спутник героини в Стране Чудес. Как считает сама Алиса, Чеширский кот выступает в роли её “альтер-эго, готовое высказать свои сомнения и страхи, которые я не могу выразить”. Можно предположить, что кот является подсознанием Алисы, её основными инстинктами. Той частью психики, которая хочет всё исправить. Это объясняет тот факт, что он знает почти всё, что происходит в вымышленном мире, а также то, что он напутствует героиню продолжать до самого конца. И его манера речи говорить двусмысленно, загадочно, а иногда и в рифму, совпадает с той, которая иногда проявлялась у Алисы в реальном мире. Прототипом Чеширского кота может выступать кот, который посещает девушку в приюте. Хотя сначала можно подумать, что это кот из начальной заставки. Но то, скорее всего, кошка Дина из оригинальной сказки.

Белый кролик

Самый главный друг Алисы. Это тот плюшевый кролик, который пережил пожар и был с ней на протяжении всего пребывания в лечебнице. Возможно, кролик олицетворяет детскую невинность Алисы, с которой ей в своём путешествии предстоит расстаться, то есть повзрослеть.

Безумный Шляпник

Шляпник сильно изменился со времён первого знакомства с Алисой. Он стал враждебным по отношению к героине и начал ставить эксперименты над жителями Страны Чудес. Прототипом Шляпника является Доктор Уилсон, который лечил пациентов экспериментальными лекарствами. Есть несколько фактов, указывающих на это.

  • Как-то раз Алиса швырнула в доктора чайник со словами: «Сколько раз тебе говорить? Я пью чай только с друзьями!». Тоже самое она говорит перед боем Безумному Шляпнику.
  • Из журнала доктора Уилсона мы узнаём, что он в качестве терапии забрал у Алисы кролика. Это вызвало у девочки бурную реакцию, сопровождаемую постоянными криками. В Стране Чудес Безумный Шляпник наступает ногой на уменьшенного Белого кролика, тем самым убивая его.
  • Ещё интересное наблюдение: его шляпа состоит из известных алхимических и астрономических символов. Можно сказать, что Доктор Уилсон тоже занимается алхимией, смешивая разные препараты для получения нужного лекарства.

Твидлдум и Твидлди

Эти два близнеца находятся в подчинении Шляпника и являются прототипами санитаров Доктора Уилсона в реальном мире. Именно они жестоко обращались с Алисой. В Стране Чудес обитают в локации, похожей на больницу.

Соня (Дорми) и Мартовский заяц

История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

Некогда заядлые участники чаепития находятся в заключении Безумного Шляпника, который ставит над ними эксперименты. В игре мы видим их растерзанными и находящимися под действием психотропных веществ. Олицетворяют собой пациентов приюта, которые испытывают жестокое обращение со стороны медицинского персонала.

Герцогиня

Жестокая каннибалка и первый игровой босс. Из журнала доктора Уилсона мы знаем, что над Алисой присматривали несколько медсестёр. Чаще всего упоминается Медсестра Д — главный помощник лечащего врача. Можно предположить, что именно она и является реальным прототипом Герцогини. Однако, в журнале указан случай, когда во время купания Алиса напала на медсестру, назвав её “Герцогиня”. Только в этом случае не упоминается имя медсестры, что говорит о какой-то другой медсестре. К тому же, Медсестра Д всегда хорошо ухаживала за Алисой. Именно она пришила глаз-пуговку у куклы кролика за что получила от девочки его рисунок. Скорее всего, была другая медсестра, которая плохо относилась к Алисе. Возможно, она часто приходила её кормить переперчённой едой, что скрывало вкус и запах некачественных продуктов или плохой готовки. Ведь главным оружием Герцогиги является мельница для перца.

Черепаха Квази (якобы/ненастоящая Черепаха) и Билл МакГилл

Оба персонажа точат зуб на Герцогиню. Черепаха Квази хочет вернуть свой панцырь, а Билл выселить нежелательную сожительницу. Поэтому победа над ней делает их союзниками Алисы. После боя они забегают в комнату и Билл говорит: “дам возможность пиявкам убрать это безобразие”, имея в виду избавиться от трупа. Бой с Герцогиней совпадает с моментом нападения на медсестру в реальном мире. Учитывая, что в приюте практиковалось лечение пиявками, можно предположить, что в момент нападения забежали двое санитаров и один из них решил применить такое лечение в отношении Алисы. К тому же, следующей локацией игры является подводный мир, где девушка отбивается от морских созданий.

Безумные дети

Безумные дети встречаются повсеместно в игре. Являются нейтральными персонажами, которых нельзя убить. Олицетворяют собой безумных детей приюта. Доктор Уилсон в своём журнале пишет, что 11 декабря 1873 г. сбежало шестеро сумасшедших детей. Алиса могла от него о них услышать.

Грифон

История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

В геральдике грифон обычно олицетворяет храбрость, смелость и лидерство. Неспроста персонаж Страны Чудес первым делом после его освобождения Алисой рвётся в бой, нападая на самого сильного существа Королевы и возглавляя против неё армию. Героине для победы придётся вызвать в себе все эти качества.

Бармаглот

Является сильнейшим существом в Стране Чудес и олицетворяет наивысшую степень вины Алисы за то, что она выжила, а её родители погибли. Один из любимейших персонажей Американа МакГи.

Ты эгоистичный, незаконнорожденный и неестественный ребенок! Вы почувствовали запах дыма. Но вы были в стране грез и пили чай с друзьями. Вас это не беспокоило. Ваша комната была защищена и сохранена – в то время как ваша семья наверху жарилась в аду невероятного ужаса.

Бармаглот

Гусеница

История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

Гусеница является своего рода оракулом, который на протяжении игры напутствует Алису. В последнем разговоре он говорит ей, что сильнейшее чувство вины стало причиной её безумия и первопричиной изменений страны Чудес.

Твой разум затуманен самообманом. Даже твои фантазии стали искаженными версиями самих себя. Ты коришь себя за то, что выжила. И тебя пугает перспектива жить в одиночестве. Убив Червонную Королеву, ты воссоединишь Страну Чудес и свой мир. Повзрослей, Алиса, и прими жестокую правду.

Гусеница

Червонная королева

История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

В оригинальной сказке Червонная и Красная королевы — два разных персонажа. По лору игры Червонная Королева поглотила Красную, что позволило ей командовать как красными шахматными фигурами, так и картами. После смерти в своём обычном облике у неё изо рта появляется голова Безумного Шляпника, а изо рта Шляпника появляется голова Алисы. Возможно, Червонная Королева это часть Алисы, которая не может принять действительность. Принять тот факт, что произошедшее произошло не по чьей либо вине. Что в жизни иногда происходят трагические события, на которые никто не в силах повлиять. Червонная Королева отвечает за самоотрицание и самообвинение. Этой части Алисы проще винить во всём себя, чем полностью проанализировать ситуацию и разобраться в себе. Потому что, если вещи могут происходить сами по себе, то может ли Алиса контролировать свой мир. Если такие случайности происходят, то реальный мир может оказаться слишком страшным для неё. Это менталитет, с которым сталкиваются многие люди, пережившие травмы.

Это королевство не для детей - жестокая беспощадность порядка... Слезливым мечтателям здесь не место - они просто не выживут.

Червонная королева

История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice

При этом, Бармаглот является хранителем Королевы, то есть проблемы самоотрицания. Именно поэтому он отводил внимание героини от первопричины, вызывая в ней чувство вины за происходящее. И оракул говорил Алисе, что для победы ей «предстоит повзрослеть и принять правду».

Когда Червонная королева говорит: "убив меня, ты уничтожишь себя" - она имеет в виду то, что Алисе нужно сделать выбор. Либо она "убивает прежнюю себя", то есть меняется, либо оставляет всё как есть и тогда вина за всё происходящее окончательно поглотит её рассудок.

Заключение

Каждый встреченный босс говорит Алисе о её слабостях. Шляпник говорит том, что она боится истины, боится вновь оказаться в лечебнице, а также узнать причину того, почему она там оказалась. Бармаглот давит на чувство вины, говоря о том, что Алиса действительно виновата в смерти родителей, так как могла предупредить их, будучи близкой к источнику возникновения огня.

Наконец, сама Червонная королева, а точнее Королева сердец, является Сердцем тьмы, то есть воплощением всего того зла, негативных эмоций, которые подобно чудовищу пожирают её душу и разрушают разум. Победа над ней олицетворяет победу над своими страхами, что проявляется в восстановлении Страны Чудес и её жителей. Таким образом, спустя десять лет страданий, Алиса полностью выздоравливает и покидает лечебницу.

Когда умирает грифон, он говорит Алисе: «правда и логика редко побеждают злые намерения», в лице которых выступает Червонная Королева. Если некоторые эмоции обоснованы возникновением реальной угрозы для жизни человека, то другие возникают из-за постоянных негативных мыслей. Именно поэтому нельзя вылечить психически нездорового человека, просто сказав ему: «перестань думать об этом». Нужно проявить настоящее мужество, чтобы справиться с ними и с помощью разума найти новый путь. Но только воля поможет пройти по нему. И именно воля помогла Алисе справиться с её безумием.

Нужно быть сумасшедшим, чтобы попасть в Страну Чудес

Чеширский кот говорит в оригинальной сказке Кэролла
История борьбы с собственным безумием в American McGee's Alice
122122
41 комментарий

Только недавно перепрошёл Madness Returns, любимый уютный мрачняк 😌

4
Ответить

А я больше 10-ти лет назад играла. До сих пор музыка и образы в голове стоят. Жалко бедную Алиску, через такое пройти пришлось. А еще жальче, что 3-й части мы так и не увидим(((

2
Ответить

Единственный минус, приличный босс только финальный.

Ответить

Я из неё тогда достал пару звуков типа шестерёнок, тиканья часиков и криков Алисы и на основе их сделал сэмплы, а с ними записал музыку.
Надо уже, спустя 17 лет, собраться с мыслями и хоть залить куда-нибудь.

4
Ответить

Ахах, ппц, нашёл на винте семплы, 2004 год

2
Ответить

Звучит многообещающе! Выкладывай сюда. Я уверен, все по достоинству оценят!
На самом деле интересно послушать.

2
Ответить

Вот сейчас залью годный лонг в 0:10 в воскресенье, сразу микроселебой стану

3
Ответить