Арабские пески раздора

О фильме "Шейх" (1921)

Арабские пески раздора

Знаменитый писатель Френсис Скотт Фицджеральд, в числе кинопроизведений определивших культурных дух эпохи джаза, называл работу Джорджа Мелфорда «Шейх» (1921).

Сегодня об этом, некогда сенсационно популярном, американском фильме, вспоминают нечасто. Так в чем же причина?

Сюжет картины повествует о молодом, очаровательном принце Ахмеде Бен Хасане – лидере преуспевающего арабского клана. Однажды принц приезжает в Бискру – жемчужину Сахары. Здесь вожди и богатые смертные, выбирают себе невест и покупают наложниц. Шейх Ахмед встречает дерзкую красавицу-англичанку Диану Мейо, и не в силах устоять увозит её в свой роскошный дворец-шатер. Свободолюбивая Диана отвергает принца, который держит даму в заточении, но он не оставляет надежд, что рано или поздно она покориться его воле….

Арабские пески раздора

С момента выхода, «Шейх» вызывал яркие споры, хотя с течением времени их форма менялась. Виной тому, в первую очередь, книжная первооснова. Одноименный роман британской писательницы любовных романов Эдит Мод Халл, ставший бестселлером, получил от прессы эпитеты: «шокирующий» и «ядовито-непристойный».

Однако, тема расового смешения и изнасилования, фигурирующая в произведении, лишь подогревала интерес к творчеству писательницы.

Роману приписывают и начало возрождения жанра романтической фантастики, «романа пустыни». Хотя, надо заметить, что в ее произведениях изображен не действительный, а воображаемо-идеализированный мир Востока.

Некоторые современники отмечали способность и стремление Халл доносить свои феминистские идеи до аудитории. И в книге, и в фильме, Диана предстает независимой, дерзкой женщиной с авантюристской натурой. Однако, окончание романа, в котором девушка всё же подчиняется воле мужчины, сделало произведение объектом атак современных феминисток. Если сюжет и раньше ругали за сцену принудительного соблазнения и сексуального подчинения, то в современных условиях он считается и вовсе неприемлемым.

Впрочем, сам фильм был избавлен от той самой сцены, вызывающий бурю возмущений и кривотолков. Кино лишь показывает намек на сексуальное насилие – ничего более. Как сказал по этому поводу Мелфорд: «Мы так деликатно обработали откровенные сцены в «Шейхе», что я думаю, что цензоры будут единственными разочарованными рецензентами». Таким образом, по духу, лента стала более легковесной, предлагаю скорее вариацию «Укрощение строптивой» Шекспира.

Арабские пески раздора

«Деликатность» не помешала картине стать кассово успешной и побить рекорды посещаемости. А сборы составили более миллиона долларов – огромная сумма на тот момент. Бюджет, к слову, не превышал двухсот тысяч.

Однако, современные зрители, чаще становятся разочарованными рецензентами, исходя из современных представлений, продолжающими обвинять картину в архаических представлениях и неподобающей морали. В качестве обвинений выдвигают и расистские тенденции фильма, ведь актерский состав, изображающий арабов, выглядят точно так же, как южные калифорнийцы. Впрочем, это достаточно сомнительная претензия даже не исходя из нелепости подобных суждений, но и потому, что главный герой по сюжету европеец, лишь воспитанный арабами. Другие же «арабы» практически не появляются в кадре, оставаясь скорее статистами, чем действующими лицами.

Сюжет картины в сравнении с книгой, получился совсем уж травоядным. Между шейхом и леди есть химия, но практически нет напряжения, которое присутствует в романе. Но записать это в однозначные промахи – язык не повернётся. Более легкомысленный тон, лишает персонажей внутренней глубины и вычеркивает их экзистенциальные переживания, что в свою очередь подчеркивает образность героев. Их стереотипность, эсетизированая резкость характеров, словно превращает их в героев мифов и легенд, блистающих своей яркостью.

Огромное значение в успехи ленты принадлежит шейху Ахмеду в исполнении Рудольфо Валентино. Для американки, получившей право голоса всего за год до того, как «Шейх» вышел на экраны, Валентино олицетворял таинственный, запретный эротизм, реализацию незаконной любви и добровольной сексуальности.

Даже сегодня от Рудольфо Валентино веет какой-то непередаваемой киношной магией. Глядя на этот фильм в первый раз, нетрудно понять, почему Валентино тогда так привлекал внимание. Он обладает недюжинным обаянием, мужественностью, сопряженной с почти женской красотой. Смотреть на него совершенно завораживающе.

У актёра сумасшедшая, почто что «рок-н-рольная» биография. Он родился в Италии, в семье военного ветеринара. Провалившись в военном училище, переезжает в Париж и становится уличным дельцом. Через год он перебирается в Нью-Йорк, где селиться с семьей итальянских иммигрантов в Бруклине и становится ландшафтным садовником. Затем он теряет работу и у него начинаются проблемы с законом. Это привело к тому, что он становиться танцором на Бродвее, где его снова преследуют неудачи и новый арест.

Арабские пески раздора

В 1917 году, он переезжает в Голливуд и играет эпизодические роли до 1920 года. Примерно в то же время он женится на актрисе Джин Акер, но она выгоняет его из номера для новобрачных в первую же ночь. Их брак так и не был заключен — и не был аннулирован. Его большой прорыв произошел в 1921 году, когда ему дают главную роль в «Четырех всадниках Апокалипсиса». Фильм имел кассовые сборы, а Валентино становиться знаменитым одну ночь.

Увлечение Валентино достигло новых высот с «Шейхом», женщины буквально падали в обморок в проходах из-за одного его взгляда.

Он легко зарабатывает репутацию главного сердцееда Голливуда, заводит роман с актрисой Аллой Назимовой, но сбегает в Мексику с её подругой Наташей Рамбовой, с которой оформляет брак в мае 1922 года. Вскоре выясняется, что к тому моменту расторжение его предыдущего брака не было официально завершено, из-за чего Валентино попадает под суд как двоеженец.

Несмотря на то, что его брак с Рамбовой через год был признан законным, Валентино не считает это поводом остепениться. Он очень быстро охладевает к ней и даже вносит в контракт со студией требование, чтобы Рамбову не допускали на площадку во время его съёмок. Вскоре они расстаются, хотя их брак так и не был расторгнут.

В 1923 году Валентино записал на грампластинку две песни в своём исполнении. В том же году была издана тонкая книжка его сентиментальных стихов «Дневные грёзы» («Day Dreams»), которая разошлась тиражом в сотни тысяч экземпляров.

В 1926 году тридцатиоднолетний Валентино скоропостижно умирает в следствии обострившейся язвы желудка. Смерть Валентино вызвала несколько самоубийств среди его наиболее фанатичных поклонниц. Во время похорон с пролетавших самолётов на толпы плачущих сыпались лепестки роз. После смерти Валентино, в продаже появились и пользовалась немыслимым спросом открытки, на которой актёр был изображён возносящимся на небеса.

Рудольфо Валентино, как и фильм «Шейх», стали настоящими символами американской эпохи немого кино. К сожалению, о них сегодня вспоминают реже, чем они того заслуживают.

Автор: Я.Ш.У.

66
1 комментарий

Прочитал сперва как Арабские пшеки.
Извините.

Ответить