Тото-герой: украденная жизнь

Тото-герой: украденная жизнь

Восьмилетний Томас убежден, что во время пожара, его и соседского мальчика Альфреда, перепутали в роддоме. Из-за этого, всё в его жизни идет кувырком. Томас влюблен в свою сестру Алису и мечтает стать секретным агентом, чтобы отомстить за такую несправедливость…

Шестьдесят лет спустя, теперь уже пожилой Томас задается вопросом, не было ли время его жизни потрачено впустую? Сны о детских годах, о взрослых несчастьях, калейдоскопом кружатся в его голове. Напоследок, он хочет наконец вернуть то, что по праву его – жизнь Альфреда.

В своей дебютной полнометражной картине, Жак Ван Дормель, более известный по «Господину Никто», филигранно балансирует между артхаусным пижонством и развлекательной комедией.

История жизни Томаса, поданная через яркие цвета, и причудливо-сказочные образы – красочна и недостоверна, как любое воспоминание. Режиссер сознательно отходит от реализма, намекая на субъективную, ненадёжную точку зрения рассказчика.

Путешествие по ярким облакам памяти, по детским впечатлениям и увлечениям, где невинное соседствует с сексуальным, доброе с жестоким, где нет искусственного водораздела из морали и правил, упорядочивающих жизнь. Путешествие, прямиком во взрослое существование, отмеченное тоской и надрывом, где несбывшиеся детских мечты грызут изнутри, а мир за треснувшей скорлупой юности перестает быть пугающе-завораживающим и блекнет на фоне трепетных образов прошлого.

Тото-герой, фильм в первую очередь, о нас, о людях, которые бояться отпустить нити прошлого и начать жить сегодняшним днем. С каждым вздохом все сильнее погружаясь в пучину воспоминаний, хватающих нас за горло цепкой хваткой. Маленькие ростки детских впечатлений формирующие дерево из печали, сожалений, разочарований.

Подобные мысли и чувства присуще каждому из нас, но Жаком Ван Дормелем они доведены до абсолюта. Но даже в этой крайности, заслуживающие не насмешек, а сочувствия. Что еще может быть более человечным, чем наделение других вещей сверх важностью, вопреки природным инстинктам, обесценивающей нашу собственную жизнь? Даже если безрассудство и злоба, проистекающая от собственной неудовлетворенности и неустроенности, до зубовного скрежета терзающих разум, выливаются в сомнительные деяния – все равно, заслуживают сочувствия.

Впрочем, люди подобные Тому и Альфреду есть и среди нас, на улицах и в соседних квартирах – несчастные, для которых «завтра», лишь повод помечтать о «вчера». Трагедия человеческой личности, которая не может смириться с утратами, и принужденная волочиться по кругу, бесконечным циклом, стремясь ухватить то, что уже утрачено навсегда. Темница сооруженная разумом, естество которого состоит в перемалывании стремления к свободе и счастью.

Однако, Ван Дормель не стремится к тяжелой мелодраматичности, сохраняя легкость повествования и поэтичную мечтательность. Концентрируясь на мимолетных мгновениях жизни, он позволяет самому зрителю решать, будет ли тот взволнован, печален, растроган или рассмешён. Горько-сладкий финал картины, собирает воедино все кусочки пазла, завершающих историю с неожиданной цельностью.

Автор: Я.Ш.У.

Начать дискуссию