Crusader: No Remorse – Одна из первых игр, в которой игрок мог почувствовать себя героем боевика

Crusader: No Remorse – Одна из первых игр, в которой игрок мог почувствовать себя героем боевика

Вступление

Даже в 1996 году, когда доминирующие жанры стратегий в реальном времени и шутеров от первого лица только становились королями игрового рынка, игры в консольном стиле были довольно редки. За исключением нескольких достойных условно-бесплатных игр, таких как Jazz Jackrabbit, Raptor и Tyrian, большинство PC-геймеров предпочитали держаться подальше от воспринимаемой поверхностности "видеоигр". И тут Origin выпускает Crusader: No Remorse, одну из немногих успешных игр с видом от третьего лица, вышедших на персональных компьютерах в то время.

Crusader – это не экшен, да даже не стрельба. Это не про взрывы, не про сюжет, не про спасение мира от тоталитарного правительства, стоящего во главе его. Речь идет о том, чтобы быть тем самым парнем. Все знают, кем. Тем, кого охранники в супермаркете не могут остановить. Тот, кого отправляют в одиночку спасать мир, потому что он и его пистолет – это уже перебор.

Главный герой, дешевые FMV-ролики, ультранасилие и взрывы – формула успеха виновника нашего обзора. Начнем.

Протагонист

Действие игры происходит в недалеком будущем, где властвуют злые корпорации. Вы – Silencer, парень сбежавший с китайской версией костюма Бобы Фетта, агент по уничтожению плохих парней. Но не обманывайтесь – один взгляд на этот комплект брони говорит о том, что вы на много-много весовых категорий выше большинства врагов, с кем вам придется столкнуться.

Нельзя придумать героя боевика изящнее – безымянный, немой суперсолдат, который работал на злой, всеконтролирующий всемирный экономический консорциум.

Но однажды у вас и ваших приятелей проснулась совесть, вы решили отпустить нескольких гражданских лиц. Вскоре после этого, ваши, уже бывшие боссы прекращают вашу работу, спустив на вас собаку – робота с пулеметом. Вы выживаете. Ваши товарищи – нет.

Оставшись без зарплаты и куска хлеба, вы записываетесь в повстанческие силы, предоставив им свое оружие, навыки и (самое главное) ваши классные доспехи для их благородного дела – борьбе против злого режима.

Немного о визуале, частично об игровом процессе

Для своего времени Crusader была поистине впечатляющей. Графика высокого разрешения была невероятной, количество анимаций и вариантов боя почти смехотворным ( в хорошем смысле этого слова). Управление, которое тогда было довольно сложным, сейчас немного болезненное, но все равно есть много возможностей, когда вы можете катиться, стрелять на 360 градусов и использовать целый арсенал игрушек, таких как летающие паукообразные боты и размещаемые взрывпакеты. Кто не любит много больших взрывов? Никто, вот кто - и Crusader сделала их больше, чем кто-либо в то время.

БУМ, детка!
БУМ, детка!

Почти все взаимодействия с повстанцами показаны в ужасно снятых низкобюджетных видеоклипах, но они не имеют особого значения. Вас отправляют на задание за заданием, где вы сеете хаос среди плохих парней, устилаете пол трупами неудачливых охранников и вообще просто взрываете все вокруг, что было одной из самых замечательных особенностей игрового движка Crusader - практически каждый элемент декораций (не считая стен) можно было уничтожить или, по крайней мере, сильно повредить.

Crusader работает на улучшенной версии движка Ultima VIII, с той же угловой перспективой, хотя вы можете двигаться во всех восьми направлениях. Вся графика выполнена в невероятно крутом SVGA - даже в эпоху обычных полигонов невероятно, что спрайты высокого разрешения все еще могут выглядеть достаточно потрясающе. Взрывы также впечатляют - в них было вложено столько деталей, что даже есть возможность их ограничить, если ваш компьютер не справляется.

Поговорим о сюжете

И все же именно сюжетная сторона мне кажется наиболее интересной, но не в плане большого сюжета (мэ, антиутопия, злой председатель, платформа бдительности и бла-бла-бла), а в том, как Crusader обращается с вами, предполагаемым героем и спасителем Повстанцев. Впервые вы видите это после первого задания, когда возвращаетесь на базу, чтобы получить поздравления, но ваш командир практически плюет вам в лицо и дает понять, что вас ему навязали. Другие повстанцы, которых вы встретите, не доверяют вам настолько, что без зазрения совести бросят вас, и помните: на вас надета силовая броня.

Хотя, справедливости ради... они правы. Мало того, что у них нет причин доверять вам, вы даже не сняли логотип их врага. Вы - футуристический эквивалент перебежчика из СС, сражающегося за оккупированную Францию в куртке со свастикой только потому, что вам кажется, что эта эмблема выглядит круто. Лучший аргумент в пользу того, что вы не являетесь двойным агентом, - лишь то, что ваш герой не настолько глуп.

Большая часть сюжета вращается вокруг того, чтобы доказать, что их подозрения ошибочны. Нет ни малейшего намека на то, что самому протагонисту не наплевать, что о нем думают - он просто шестеренка, которая просто перешла в другой механизм, - но Вам не все равно. Каждый раз, когда вы возвращаетесь на базу, в новостях появляется пропагандистское сообщение о том, что ваша миссия по взрыву зловещей исследовательской лаборатории на самом деле была нападением на местный приют для щенков. Каждый раз, когда вы возвращаетесь, вы надеетесь, что ваши коллеги наконец-то примут к сведению тот факт, что вы действительно на их стороне. И медленно, но верно, они это делают: прозвища вроде "Консервная банка" уступают место неохотному признанию и, в конце концов, уважению. И затем ничего не происходит. Вообще ничего.

Дружелюбного отношения так и не дождешься.
Дружелюбного отношения так и не дождешься.

Несмотря на то, что все это происходит с использованием неуклюжей актерской игры и эффектов голубого экрана, которые так и говорят нам о том, что "игра для ПК 90-х!", это придает игре удивительно сильный эмоциональный стержень, которого так не хватало в самостоятельном продолжении No Regret в стиле пакета расширений. Это даже добавляет что-то к самим миссиям, где охранники неизбежно будут взорваны, сожжены заживо или расплавлены в слизь для вашего развлечения, но есть личная причина сохранить жизнь инженерам и другим гражданским лицам. Вы не обязаны это делать. На самом деле, если вы убьете всех, игре будет все равно. Но все равно хочется попробовать, хотя бы для того, чтобы показать хороший пример.

Ну а кроме того, если бы не мирные жители, кто бы оставил все эти удобные пароли и карточки с ключами валяться повсюду? Crusader не была первой игрой, в которой использовался принцип: "ВСЕ - забывчивые идиоты, которых следует немедленно уволить за то, что они оставляют жизненно важные коды менее чем в двух шагах от запертой двери", но она остается одним из худших примеров данного явления. Странно, но сейчас это менее заметно, чем в то время. Подобно аптечкам, исцеляющим прямое попадание ракеты в лицо, в наши дни мы просто привыкли к этой глупости.

Теперь об игровом процессе, но не частично

Crusader также не стесняется своей открытой демонстрации насилия. Большая часть массового веселья в этих играх заключается во всех жестоких способах убийства плохих парней. Вот самые забавные из них:

Я, конечно, извиняюсь за такую склейку, но в игре нет функции приближения. А что вы хотели? 95 год.
Я, конечно, извиняюсь за такую склейку, но в игре нет функции приближения. А что вы хотели? 95 год.

Слева направо сверху вниз мы видим как:

  • Некоторые виды оружия при ударе потрошат врагов в мелкие куски.
  • Смерть от электричества чиста, так как ваши плохие парни просто исчезают в воздухе. Будем надеяться, они так телепортируются в другую, более счастливую реальность, где китайский Боба Фетт не пытается уничтожить их отвратительными способами.
  • Вы можете замораживать врагов в углероде и разбивать их по своей прихоти.
  • Парень слева находится в процессе дезинтеграции. Парень справа (кучка пепла) - конечный результат.
  • Микроволновая пушка сожжет эту такую несовершенную плоть, оставив лишь облученную, пережаренную груду останков.
  • Для тех, кто любит прожарку Well Done, достаточно просто поджечь их и наблюдать, как они комично бегают в хаосе, прежде чем рухнуть, надеясь на менее мучительную смерть в следующей жизни.

Время от времени вы мы оказываемся на распутье, сталкиваясь с невинными учеными и гражданскими лицами, которые умоляют сохранить им жизнь. Конечно, это маленькое понятие, называемое "моралью", исчезает, когда в ответ на их мольбы вы поджигаете их, но чего вы ожидаете от игры с подзаголовком "Без раскаяния"?

Помимо стандартного арсенала оружия, большинство из которого вы покупаете в перерывах между уровнями на базе повстанцев, вы получаете несколько других интересных устройств, например, бомбы-пауки. Самыми полезными являются боевые роботы, наподобие ED-209 будто прямо из "Робокопа", которые разбросаны по всем уровням. Они могут стать вашими врагами, если вы включите сигнализацию, но если вы найдете нужный терминал, вы сможете управлять ими дистанционно и убивать ничего не подозревающих охранников со спины.

Несмотря на свой угол обзора, Crusader на самом деле структурирована как большинство шутеров от первого лица в стиле Doom. Хотя большинство уровней достаточно линейны, они обычно требуют поиска карточек, переключателей или кодов для продолжения. К сожалению, это относится больше к минусам, и к откровенно раздражающему поиску пикселей, нарушающему разрушительное, аркадное течение игры.

Выдержка временем, минусы, итоги

К управлению нужно немного привыкнуть. Помните танковые симуляторы на 8, 16-битных системах? Так вот, надеюсь, они вам нравились. Ваш герой управляется со всем изяществом танка, поскольку он обладает изрядной инерцией. Есть два способа управления - с помощью клавиатуры вы получаете относительное управление, похожее на Resident Evil: стрелки "влево" и "вправо" поворачивают персонажа, "вверх" движется вперед, а "вниз" - отступает. Можно также перемещаться и перекатываться, что дает некоторое подобие маневренности, но эта игра далека от маневренности.

Если относительное движение вас не устраивает, можно использовать клавиши со стрелками для более прямого управления. Но, увы, совершать какие-либо причудливые маневры с их помощью довольно сложно, и управление все равно кажется неуклюжим. Прокрутка - или ее отсутствие - не помогает. Камера остается неподвижной, пока вы не приблизитесь к краю экрана, затем она будет неловко дергаться, чтобы переместиться на другое место каждые пару шагов. Есть способ постоянно держать фокус на персонаже, но прокрутка все равно нестабильна и не слишком полезна.

Игра, помимо персональных компьютеров выходила и на консоли, но геймпад не решал проблемы управления. Псевдо-3D превращает вашу кнопку UP в кнопку влево-вверх, что делает эту схему управления более громоздкой чем она должна быть.

Частично из-за несколько неуклюжего метода управления, Crusader требует немного больше размышлений, чем простое бегство по комнате с оружием наперевес. Обычно гораздо разумнее найти укрытие, выкатиться, сделать несколько выстрелов, а затем отступить в безопасное место. И хотя это не является огромной частью игры, изрядная доля скрытности позволит вам не насторожить слишком много вооруженных турелей.

Несмотря на то, что это очень весело, в ней как-то упущен один из самых тонких моментов игры в жанре экшн. Аркадные игры были интересны тем, что в них можно было быстро получить острые ощущения. Crusader предлагает вам несколько гигантских уровней, большинство из которых редко выходят за пределы фабрик, лабораторий и офисов, и никогда не расширяет игровое разнообразие. Поэтому, хотя поначалу в игре весело, после того, как вы немного поиграете и увидите все забавные способы отправить противников на встречу с их создателем, она погружается в повторяющееся уныние. К счастью, вы можете сохраняться, когда захотите, поэтому всегда можно легко вернуться в игру.

Оригинальная игра Crusader: No Remorse была выпущена в 1995 году, а год спустя за ней последовал псевдосиквел, Crusader: No Regret. На самом деле это, скорее, отдельное расширение, чем совершенно новая игра - здесь новые уровни, враги, музыка и, самое главное, гораздо больше оружия. Просто в оригинальной игре можно было носить только пять видов оружия, а в No Regret - сколько угодно. В игре также сокращены сюжетные элементы, практически полностью убраны FMV-сцены, а задания даются только в текстовом виде. Межуровневые зоны, где вы посещаете базу повстанцев для покупки оружия, также были удалены, так что больше не придется искать деньги.

В обоих играх играет прекрасная электронная музыка, отлично сопровождающая взрывы и крики на экране.

Подводя итоги приходим к выводу, что главная слабость Crusader в том, что она находится между двумя разными жанрами. Она не настолько быстра и плавна, чтобы быть отличным экшеном, но и дополнительные элементы, которые она прикручивает, не добавляют достаточно энергии, чтобы превратить ее в гибрид. В игре есть немного стелса, но вы не будете играть в нее как в стелс-игру. Вы получите множество гаджетов, но это вряд ли Deus Ex. Невозможно играть, не желая, чтобы игра обладала гибкостью 3D, даже зная, что технологии того времени никогда бы не справились с этой задачей. Тем не менее, если текущие EA (которая в настоящее время владеет лицензией на Crusader) ищут франшизу для перезагрузки, они могут сделать гораздо хуже, чем откопать Crusader для еще одной миссии.

Но если опустить все минусы, Crusader: No Remorse – это приятное путешествие в мир разрушительного хаоса.

66
8 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Героем боевика я себя чувствовал в фаркрае, там где закос под боевики 90-х, какой-то там дракон.

Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Приятный был аддон, даже захотелось переиграть сейчас

1
Ответить

Одна из самых любимых серий. Кучу раз проходил обе части. Жаль, так и не сделали продолжения.

Ответить

А надо ли нам продолжения от сегодняшних EA?

Ответить

БРАВО, МАЭСТРО!

Ответить