Про ККИ для тех, кто не в теме

Недавно в разговоре о видеоиграх, один из знакомых проронил фразу “никогда не понимал эти карточные игры, со стороны какая-то чушь мудренная”, что не то, чтобы триггернуло меня, а скорее даже позабавило, ведь буквально полгода назад я считал точно также.

...
...

На сегодняшний день я уже успешно преодолел это заблуждение и даже помог его преодолеть своей супруге, которая не то, что была далека от карточных игр, а далека от игр вообще. В ходе моей истории я постараюсь простым языком объяснить всю прелесть карточных игр, чтобы может это заблуждение преодолело на одного человека больше.

Не скрою, что мой текст вдохновлен статьей Ильи Широбокова. Однако в моем случае, я бы хотел рассказать историю со стороны человека никогда не игравшего в ККИ (коллекционные карточные игры/карточные декбилдеры/карточные рогалики).

Игровой опыт

Пожалуй, начать стоит именно с него, ведь многим будет любопытно, как в текущее время, я оказался в танке, не имея ни малейшего представления о ККИ и смежных с ними жанров. Справедливости ради стоит отметить, что жанры хоть и нишевые, но игровая индустрия давно пестрит самыми разными предложениями подобных игр на любой вкус и цвет. Пройти мимо всего этого изобилия мне помогли банальные отсутствие времени и утрата какой-либо пытливости в медиа развлечениях. Играю я с раннего детства в классической ветке развития денди-сега-плейстешн-комп. ПК в данном случае апогей моего пропадания в играх, который подарил мне кучу прекрасных часов в жизни, но естественным образом пресытивший меня на долгие годы вперед. Помимо этого, моя работа связана с видеоиграми – я делаю трейлеры и это, как правило, всегда требует если не полного, то частичного прохождения игр. Суть в том, что игр и игрового опыта в моей жизни хватает, чтобы не гнаться за всеми трендами, а спокойно продолжать сидеть в своих Теккенах, Червячках и Трекмании.

Как то так
Как то так

Ресерч

Все началось с проекта трейлера для новой игры, которая как раз оказалась карточным рогаликом. Не имея ни малейшего опыта в данном жанре, я пошел изучать тему и искать референсы. Среди всех игр в данном жанре моему взору приглянулась Inscryption, так как я видел ее на релизе, восхитился тогда визуальным стилем, но все равно прошел мимо, ибо она создавала впечатление какой-то душной инди-головоломки. С остальными играми меня не связывало ровным счетом ничего, так я что купил Inscryption, и как это периодически бывает с такими играми (от которых ничего не ждешь) запустил ее пощупать за минут 20 до планов пойти спать, что естественно было большой ошибкой…

Для тех, кто сейчас пребывает как я когда-то в танке, проясню один момент – Inscryption оказалась не просто хорошей игрой, она оказалось черт ее подери апофеозом всех карточных игр, выходивших за все время. На ней, по сути, стоило бы заканчивать свое изучение карточных игр, а не начинать их, но что есть, то есть.

Inscryption
Inscryption

Почему в ней все настолько хорошо? Как минимум, потому что это комплексное и в первую очередь художественное произведение, способное оставить глубокий след в душе после прохождения. То есть, это не просто какой-то там батлер на пару вечеров, это действительно игра с большой буквы, где на первое место выходит ваш субъективный опыт, ваши умения адаптироваться и нестандартно мыслить. Но что самое важное, Inscryption как ни одна другая игра позволяет проникнуться эстетикой карточных игр, понять их и что самое главное, научится получать от них удовольствие. Игру язык не поворачивается назвать сложной, но возможно в этом и есть ее главная прелесть – подобный опыт доступен каждому. Я не буду вдаваться в подробности, в силу того, что, как и любой другой человек прошедший эту игру, я точно так же скажу вам – не гуглите о ней ничего! Просто дайте шанс этой игре вас удивить, она это умеет, поверьте на слово!

Slay the Spire, Inscryption, Griftlands
Slay the Spire, Inscryption, Griftlands

Естественно, будучи столь очарованным всего одной игрой из мира карточных игр, я пошел искать дальше. И мне довелось поиграть и в шикарную Slay the Spire, и в увлекательный Monster Train, а также RogueBook и другие игры. Я мог бы рекомендовать каждую из них, но, на мой взгляд, если вы никогда не играли в ККИ, то Inscryption станет лучшим выбором с чего начать. А вот во что это все может вылиться в итоге, вам лучше не знать, но я все-таки расскажу, чтобы вы были предупреждены.

Магия

В какой-то момент в моей голове поселилась одна навязчивая идея, а что если еще попробовать Magic the Gathering… На секундочку прародительницу всех ККИ на сегодняшний день. Причем даже не электронную версию, а сразу так слету бумажную. Не могу объяснить почему, но даже тогда, после ознакомления с множеством электронных карточных игр, у меня было стойкое ощущение, что в Магии я не разберусь и скорее всего, заброшу. Тем не менее, мне удалось найти напарника, также готового в это погрузиться, с условием, что никто никому ничего не должен, не понравится, забросим, ничего страшного.

Первые шаги в игре с нулевым пониманием, что тут за сеты такие
Первые шаги в игре с нулевым пониманием, что тут за сеты такие

Вот тут стоит отмотать в прошлое, во времена бумажной Игромании, где я впервые узнал об MTG. Я знал о существовании таких игр как Магия и Берсерк, но со стороны они и впрямь казались “чушью мудренной”. Был в них некий вот такой оксюморон, мол, что за чушь играть в карты, с указанием того, что они делают, так ведь любой дурак на карте напишет “Это дракон, когда дракон взлетит, я выиграл партию, кстати, дракон уже взлетел”. Схожий вайб всегда стоял вокруг D&D, где кто что захотел, то и придумал. Как играть по таким правилам абсолютно непонятно - бред какой-то, а не игра! А то, что все это работает в рамках некой системы, мне было тогда неизвестно. Спустя годы я вновь украдкой усмехнулся над тупостью MTG, увидев серию Саус Парка про Кокмагию. И я боюсь, что именно это непонимание вводит в заблуждение таких людей, как меня, мою супругу и моего знакомого (что ни в коем случае не укор в Саус Парк, та серия - шикарная!)

South Park S18, Ep 08 (Cock Magic)
South Park S18, Ep 08 (Cock Magic)

И вот мы с моим напарником обзавелись по т.н. стартовой колоде с Плейнсволкером (местные чемпионы). Сначала мы какое-то время изучали свои карты, пытались понять, как, где и что все это означает. Я, будучи замотивированным окончательно во всем этом разобраться, скачал PDF правила и сел их штудировать. Честно – непонятно было ни черта! Правила можно было трактовать по-разному, из-за чего наши первые партии были разыграны совершенно неверно. И даже совместный просмотр игр на ютубе не помогал! На помощь пришла естественно MTG Arena – электронная версия с игры, с каким-никаким обучением и тренировкой на разных цветах маны. Это, плюс несколько партий с давним игроком в Магию помогли нам наконец-то во всем разобраться и сыграть в десяток уже по-настоящему интересных и незабываемых партий.

Одна из первых игр
Одна из первых игр

Как итог, мы выяснили, что любой бывалый игрок в Магию лучше любой зубрежки правил. Все оказалось не так страшно и не так сложно, более того, правила и механики со временем липли к нам, как снежный ком, и вот уже рядом сидели не просто два новичка, а две полноценных энциклопедии по игре, готовые обучить любого здесь и сейчас! В этом, пожалуй, главная прелесть бумажной Магии – она заражает всех желанием попробовать, а в ответ на это желание бывалые игроки (если вам повезет их найти) всегда отвечают взаимностью, готовые прийти на помощь. И если сначала это были всего лишь “вечера по Магии”, то впоследствии, это уже стали “дни Магии”, когда мы буквально могли целый день играть в карточки, периодически делая перерывы на то, чтобы… продолжать обсуждать Магию. Мне удалось заинтересовать игрой и жену, и вот уже спустя несколько партий, она произносит те самые слова: “а в этом что-то есть”. Сработало и то, что моя супруга знала и очень любила настольную игру “Взрывные котята”. Стоило привести аналогию того, что в Магии точно также можно порой сказать “Нет” на чужое заклинание, как ей стало интересно (подгадить оппоненту – ее любимое).

Иногда все происходит и так
Иногда все происходит и так

К слову о “подгадить”, есть у Магии и обратная сторона, связанная, пожалуй, с любой компетитив настолкой – это необъятная и очень болезненная фрустрация. Если вы когда-нибудь наступали на прокаченные синие поля в Монополии, вы уже можете понять, о чем пойдет речь. Да, да, Саус Парк не врал, в игре порой происходит лютое мочилово и хардкор. Зная правила можно увидеть насколько в этой игре все бесчестно, подло и порой вопиюще жестоко. Если игра в карточного Дурака, это такой своего рода футбол, то Магия скорее напоминает какой-то пост-апоколиптичный футбол без правил. Где пока один обводит мяч через защитника, второй его просто, как ни в чем не бывало, зарезает прямо посреди игры. На место того игрока выходит новый, готовый буквально через один ход ворваться в игру, как ему тут же ломают ноги, даже не дав поиграть. Другой с виду хиленький игрок спустя всего пару ходов и пары уколов химии вырастает в разъяренного качка, который после трех ударов по воротам еще два удара наносит в лицо капитану команды. Пытаясь отнять мяч, ты убиваешь одного игрока, а из него после смерти, как из самки паука вылупляются еще четыре детеныша 1/1 и они не дают тебе пройти сколько бы силушки не было у твоего игрока. А когда у тебя на поле больше не останется игроков, и ты захочешь вытащить на поле нового, купленные судьи тебе автоматом запишут 2 гола, а сопернику наоборот снимут 2 гола, просто потому что один из его игроков королева преступного мира, содержащая обширную сеть шпионов, разведчиков, шантажистов и информаторов (привет карте Шеолдред, Апокалипсис). Внезапно на поле боя выходит весьма проактивная черлидерша, которая так жестко болеет за команду соперника, что придает каждому в ней +2/+2 и полет, так что те буквально начинают парить над полем, забивая каждый мяч без какого-либо сопротивления. А за каждый гол капитану еще и делают инъекцию яда, так что через 10 голов он умирает, даже не доиграв тайм. Неудивительно, что после такого зрелища, некоторые капитаны сдаются прямо во время игры и уезжают жить обратно к матери. Смотреть на такое мочилово само по себе непросто, а уж, чтобы играть в такое нужны стальные нервы и готовность играть также грязно, иначе тебя похоронят прямо на поле боя.

Emotional damage
Emotional damage

Тем не менее, Магия, как ни одна другая игра, помогает узнать и понять такую огромную базу механик, что с ней вы с легкостью ворветесь в любую другую карточную игру и сможете получать там удовольствия не меньше, чем в Магии (что я и сделал погрузившись наконец в Legends of Runeterra). Да, играя в любую версию Магии, вы рискуете потратить немало средств на построение колоды своей мечты. И хотя для кого-то эта часть может стать минусом, нужно понимать, что коллекционирование, эта та же часть геймплея, за которую вы платите. Но, что касается моего опыта, я могу смело сказать, что мне хватает одной-двух компетитив колод, остальные мне нравится собирать из драфтов (тяп-ляп колоды, что выпало, то выпало) и знаете что – этими тяп-ляп колодами порой гораздо веселее играть, чем мощными.

Ирония в том, что лучший сет Магии на мой взгляд, это коллаба с D&D
Ирония в том, что лучший сет Магии на мой взгляд, это коллаба с D&D

Геймплей

Попробую проанализировать, что же такого притягательного в этих карточных зарубах, которые мне открылись сначала в Inscryption и затем подкрепились опытом в других играх:

- Первое, что приходит в голову, это радость от победы и тактик. Шансов проиграть всегда достаточно, одно бездумное движение и ты сливаешь партию. Несмотря на рандом, большинство переигранных партий с новой тактикой оказываются успешными, что дарит радость от принятия своих решений.

- Второй не менее классный элемент кки, это непосредственно декбилдинг, то есть сбор собственной колоды. Ты не просто играешь заранее собранной колодой, ты получаешь шанс ее дополнять, обновлять и выбирать стиль, в котором тебе нравится играть. Разные стили игры, подразумевают разные механики, которыми ты будешь играть и это весело.

- Третий элемент вытекает из предыдущего – синергии. В какой то момент ты насколько углубляешься в геймплей, что начинаешь то тут и там видеть синергии, которые не видел до этого. Каждая карта ценна не сама по себе, а тем, что способна вдвойне раскрыть свой потенциал, будучи разыгранной с другими картами.

Наверное, ближайшая аналогия карточным играм, это как ни крути шахматы. Но если шахматы олицетворяют собой жесткий и выверенный геймплей, то ККИ привносят в эту пошаговую стратегию миллион и одну маленькую случайность, которые генерируют бесконечное количество самых разнообразных ситуаций. В основе всегда лежат цифры и исход любого боя, это подсчет цифр, кто кому и сколько нанес урона. Но на практике за этим стоит нечто более интересное – возможность творить, придумывать и выполнять самые неожиданные кульбиты в партии. Так уж получилось, что в ККИ победа зачастую вообще не главное. Возможно, именно поэтому этот жанр так хорошо миксуется с жанром roguelike. Порой всего одна карта может вызвать у вас дикое желание ей сыграть хотя бы разок, даже несмотря на то, что вы сделаете это в ущерб себе и своей партии. Это звучит нелогично, ведь цель игры – выиграть, но на практике, возможность выполнить некую сложную связку и сопутствующий ей кульбит гораздо приятнее любой победы. Стоит вам понять логику и механики игры, как вы тут же захотите экспериментировать с ними. Однажды вы так или иначе создадите монстра, и это будет полностью вашей заслугой!

Это могли быть вы
Это могли быть вы

Собирая и обновляя раз за разом свою колоду, вы по-прежнему продолжаете играть, решая перед собой сложные головоломки, что же взять с собой и какие из имеющихся карт использовать. Правильно ли вы все сложили, вы сможете узнать только после того как сыграете несколько партий. И это даже напоминает мне моделирование из Лего Техник – мало построить сам аппарат, необходимо заставить его работать, собирая и разбирая десятки раз, пока он не заработает. Да, кому то нравится играть сразу построенной “машинкой на радиоуправлении”, но разве это не круто, когда игра в машинку предлагает тебе еще и головоломку по сбору этой самой “машинки”.

Я предупреждал вас
Я предупреждал вас

ККИ как ни какие другие игры раскрывают вашу креативность и вознаграждают за самые смелые идеи. Они также хороши тем, что это не та настолка (равноценно и для видеоигр), на которую нужно потратить минимум 2 часа, чтобы поиграть. Иные партии заканчиваются за 15 минут, а самая долгая обычно занимает не больше 40 минут. Я частенько забегал в Slay the Spire пройти пару комнат, а в итоге зачищал 2 уровня шпиля, и все это минут за 30. Это всегда приятная активность для мозгов, играете вы своей колодой, или заранее собранной или даже чужой – это всегда интересно! И чем более новый опыт вы будете получать, тем интереснее для вас будет становиться та или иная ККИ. А если вы уже вкусили все прелести данных игр, то не забывайте ими делиться, настанет момент и сладкую фразу “сыграем партеечку” произнесете уже не вы, а ваш друг или знакомый.

2424
11 комментариев

Хуита мудрёная.

6
Ответить

советую попробовать ещё Warhammer The Horus Heresy: Legions и Рунтерру

1
Ответить

В Рунтерру автор играл, в тексте есть)

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Хороший и любопытный текст, но у меня возникло ощущение, что ты в ККИ ещё побольше меня играешь))

Inscription, что забавно, я пока дропнул, ибо задушнила часть после лешего. Слишком уж как JRPG ощущается.

А сравнении магии с футболом просто великолепное, сразу вспоминается Blood bowl

1
Ответить

К слову сказать, у меня наверное все дропнули после лешего, да и я тоже, чего греха таить. Я вернулся, разобрался и просто начал немного более рутинно к этому всему относиться и потихонечку проходить. Эта глава отпугивает поначалу, но она вознаграждает тем, что дает почувствовать настоящий декбилдинг, позволяя тебе собрать колоду из бустеров и играть на той механике, что тебе больше зашла. Я бы наверное ничего и не понял об этих кки, не будь этой главы.

Про Blood Bowl согласен, хотя даже он местами играется приличнее и благороднее, чем Магия))

1
Ответить

Какие восторги мотыгой XD
Странно что ни слова про HS =)

Ответить