Про ККИ для тех, кто не в теме
Игровой опыт
Пожалуй, начать стоит именно с него, ведь многим будет любопытно, как в текущее время, я оказался в танке, не имея ни малейшего представления о ККИ и смежных с ними жанров. Справедливости ради стоит отметить, что жанры хоть и нишевые, но игровая индустрия давно пестрит самыми разными предложениями подобных игр на любой вкус и цвет. Пройти мимо всего этого изобилия мне помогли банальные отсутствие времени и утрата какой-либо пытливости в медиа развлечениях. Играю я с раннего детства в классической ветке развития денди-сега-плейстешн-комп. ПК в данном случае апогей моего пропадания в играх, который подарил мне кучу прекрасных часов в жизни, но естественным образом пресытивший меня на долгие годы вперед. Помимо этого, моя работа связана с видеоиграми – я делаю трейлеры и это, как правило, всегда требует если не полного, то частичного прохождения игр. Суть в том, что игр и игрового опыта в моей жизни хватает, чтобы не гнаться за всеми трендами, а спокойно продолжать сидеть в своих Теккенах, Червячках и Трекмании.
Ресерч
Все началось с проекта трейлера для новой игры, которая как раз оказалась карточным рогаликом. Не имея ни малейшего опыта в данном жанре, я пошел изучать тему и искать референсы. Среди всех игр в данном жанре моему взору приглянулась Inscryption, так как я видел ее на релизе, восхитился тогда визуальным стилем, но все равно прошел мимо, ибо она создавала впечатление какой-то душной инди-головоломки. С остальными играми меня не связывало ровным счетом ничего, так я что купил Inscryption, и как это периодически бывает с такими играми (от которых ничего не ждешь) запустил ее пощупать за минут 20 до планов пойти спать, что естественно было большой ошибкой…
Для тех, кто сейчас пребывает как я когда-то в танке, проясню один момент – Inscryption оказалась не просто хорошей игрой, она оказалось черт ее подери апофеозом всех карточных игр, выходивших за все время. На ней, по сути, стоило бы заканчивать свое изучение карточных игр, а не начинать их, но что есть, то есть.
Почему в ней все настолько хорошо? Как минимум, потому что это комплексное и в первую очередь художественное произведение, способное оставить глубокий след в душе после прохождения. То есть, это не просто какой-то там батлер на пару вечеров, это действительно игра с большой буквы, где на первое место выходит ваш субъективный опыт, ваши умения адаптироваться и нестандартно мыслить. Но что самое важное, Inscryption как ни одна другая игра позволяет проникнуться эстетикой карточных игр, понять их и что самое главное, научится получать от них удовольствие. Игру язык не поворачивается назвать сложной, но возможно в этом и есть ее главная прелесть – подобный опыт доступен каждому. Я не буду вдаваться в подробности, в силу того, что, как и любой другой человек прошедший эту игру, я точно так же скажу вам – не гуглите о ней ничего! Просто дайте шанс этой игре вас удивить, она это умеет, поверьте на слово!
Естественно, будучи столь очарованным всего одной игрой из мира карточных игр, я пошел искать дальше. И мне довелось поиграть и в шикарную Slay the Spire, и в увлекательный Monster Train, а также RogueBook и другие игры. Я мог бы рекомендовать каждую из них, но, на мой взгляд, если вы никогда не играли в ККИ, то Inscryption станет лучшим выбором с чего начать. А вот во что это все может вылиться в итоге, вам лучше не знать, но я все-таки расскажу, чтобы вы были предупреждены.
Магия
В какой-то момент в моей голове поселилась одна навязчивая идея, а что если еще попробовать Magic the Gathering… На секундочку прародительницу всех ККИ на сегодняшний день. Причем даже не электронную версию, а сразу так слету бумажную. Не могу объяснить почему, но даже тогда, после ознакомления с множеством электронных карточных игр, у меня было стойкое ощущение, что в Магии я не разберусь и скорее всего, заброшу. Тем не менее, мне удалось найти напарника, также готового в это погрузиться, с условием, что никто никому ничего не должен, не понравится, забросим, ничего страшного.
Вот тут стоит отмотать в прошлое, во времена бумажной Игромании, где я впервые узнал об MTG. Я знал о существовании таких игр как Магия и Берсерк, но со стороны они и впрямь казались “чушью мудренной”. Был в них некий вот такой оксюморон, мол, что за чушь играть в карты, с указанием того, что они делают, так ведь любой дурак на карте напишет “Это дракон, когда дракон взлетит, я выиграл партию, кстати, дракон уже взлетел”. Схожий вайб всегда стоял вокруг D&D, где кто что захотел, то и придумал. Как играть по таким правилам абсолютно непонятно - бред какой-то, а не игра! А то, что все это работает в рамках некой системы, мне было тогда неизвестно. Спустя годы я вновь украдкой усмехнулся над тупостью MTG, увидев серию Саус Парка про Кокмагию. И я боюсь, что именно это непонимание вводит в заблуждение таких людей, как меня, мою супругу и моего знакомого (что ни в коем случае не укор в Саус Парк, та серия - шикарная!)
И вот мы с моим напарником обзавелись по т.н. стартовой колоде с Плейнсволкером (местные чемпионы). Сначала мы какое-то время изучали свои карты, пытались понять, как, где и что все это означает. Я, будучи замотивированным окончательно во всем этом разобраться, скачал PDF правила и сел их штудировать. Честно – непонятно было ни черта! Правила можно было трактовать по-разному, из-за чего наши первые партии были разыграны совершенно неверно. И даже совместный просмотр игр на ютубе не помогал! На помощь пришла естественно MTG Arena – электронная версия с игры, с каким-никаким обучением и тренировкой на разных цветах маны. Это, плюс несколько партий с давним игроком в Магию помогли нам наконец-то во всем разобраться и сыграть в десяток уже по-настоящему интересных и незабываемых партий.
Как итог, мы выяснили, что любой бывалый игрок в Магию лучше любой зубрежки правил. Все оказалось не так страшно и не так сложно, более того, правила и механики со временем липли к нам, как снежный ком, и вот уже рядом сидели не просто два новичка, а две полноценных энциклопедии по игре, готовые обучить любого здесь и сейчас! В этом, пожалуй, главная прелесть бумажной Магии – она заражает всех желанием попробовать, а в ответ на это желание бывалые игроки (если вам повезет их найти) всегда отвечают взаимностью, готовые прийти на помощь. И если сначала это были всего лишь “вечера по Магии”, то впоследствии, это уже стали “дни Магии”, когда мы буквально могли целый день играть в карточки, периодически делая перерывы на то, чтобы… продолжать обсуждать Магию. Мне удалось заинтересовать игрой и жену, и вот уже спустя несколько партий, она произносит те самые слова: “а в этом что-то есть”. Сработало и то, что моя супруга знала и очень любила настольную игру “Взрывные котята”. Стоило привести аналогию того, что в Магии точно также можно порой сказать “Нет” на чужое заклинание, как ей стало интересно (подгадить оппоненту – ее любимое).
К слову о “подгадить”, есть у Магии и обратная сторона, связанная, пожалуй, с любой компетитив настолкой – это необъятная и очень болезненная фрустрация. Если вы когда-нибудь наступали на прокаченные синие поля в Монополии, вы уже можете понять, о чем пойдет речь. Да, да, Саус Парк не врал, в игре порой происходит лютое мочилово и хардкор. Зная правила можно увидеть насколько в этой игре все бесчестно, подло и порой вопиюще жестоко. Если игра в карточного Дурака, это такой своего рода футбол, то Магия скорее напоминает какой-то пост-апоколиптичный футбол без правил. Где пока один обводит мяч через защитника, второй его просто, как ни в чем не бывало, зарезает прямо посреди игры. На место того игрока выходит новый, готовый буквально через один ход ворваться в игру, как ему тут же ломают ноги, даже не дав поиграть. Другой с виду хиленький игрок спустя всего пару ходов и пары уколов химии вырастает в разъяренного качка, который после трех ударов по воротам еще два удара наносит в лицо капитану команды. Пытаясь отнять мяч, ты убиваешь одного игрока, а из него после смерти, как из самки паука вылупляются еще четыре детеныша 1/1 и они не дают тебе пройти сколько бы силушки не было у твоего игрока. А когда у тебя на поле больше не останется игроков, и ты захочешь вытащить на поле нового, купленные судьи тебе автоматом запишут 2 гола, а сопернику наоборот снимут 2 гола, просто потому что один из его игроков королева преступного мира, содержащая обширную сеть шпионов, разведчиков, шантажистов и информаторов (привет карте Шеолдред, Апокалипсис). Внезапно на поле боя выходит весьма проактивная черлидерша, которая так жестко болеет за команду соперника, что придает каждому в ней +2/+2 и полет, так что те буквально начинают парить над полем, забивая каждый мяч без какого-либо сопротивления. А за каждый гол капитану еще и делают инъекцию яда, так что через 10 голов он умирает, даже не доиграв тайм. Неудивительно, что после такого зрелища, некоторые капитаны сдаются прямо во время игры и уезжают жить обратно к матери. Смотреть на такое мочилово само по себе непросто, а уж, чтобы играть в такое нужны стальные нервы и готовность играть также грязно, иначе тебя похоронят прямо на поле боя.
Тем не менее, Магия, как ни одна другая игра, помогает узнать и понять такую огромную базу механик, что с ней вы с легкостью ворветесь в любую другую карточную игру и сможете получать там удовольствия не меньше, чем в Магии (что я и сделал погрузившись наконец в Legends of Runeterra). Да, играя в любую версию Магии, вы рискуете потратить немало средств на построение колоды своей мечты. И хотя для кого-то эта часть может стать минусом, нужно понимать, что коллекционирование, эта та же часть геймплея, за которую вы платите. Но, что касается моего опыта, я могу смело сказать, что мне хватает одной-двух компетитив колод, остальные мне нравится собирать из драфтов (тяп-ляп колоды, что выпало, то выпало) и знаете что – этими тяп-ляп колодами порой гораздо веселее играть, чем мощными.
Геймплей
Попробую проанализировать, что же такого притягательного в этих карточных зарубах, которые мне открылись сначала в Inscryption и затем подкрепились опытом в других играх:
- Первое, что приходит в голову, это радость от победы и тактик. Шансов проиграть всегда достаточно, одно бездумное движение и ты сливаешь партию. Несмотря на рандом, большинство переигранных партий с новой тактикой оказываются успешными, что дарит радость от принятия своих решений.
- Второй не менее классный элемент кки, это непосредственно декбилдинг, то есть сбор собственной колоды. Ты не просто играешь заранее собранной колодой, ты получаешь шанс ее дополнять, обновлять и выбирать стиль, в котором тебе нравится играть. Разные стили игры, подразумевают разные механики, которыми ты будешь играть и это весело.
- Третий элемент вытекает из предыдущего – синергии. В какой то момент ты насколько углубляешься в геймплей, что начинаешь то тут и там видеть синергии, которые не видел до этого. Каждая карта ценна не сама по себе, а тем, что способна вдвойне раскрыть свой потенциал, будучи разыгранной с другими картами.
Наверное, ближайшая аналогия карточным играм, это как ни крути шахматы. Но если шахматы олицетворяют собой жесткий и выверенный геймплей, то ККИ привносят в эту пошаговую стратегию миллион и одну маленькую случайность, которые генерируют бесконечное количество самых разнообразных ситуаций. В основе всегда лежат цифры и исход любого боя, это подсчет цифр, кто кому и сколько нанес урона. Но на практике за этим стоит нечто более интересное – возможность творить, придумывать и выполнять самые неожиданные кульбиты в партии. Так уж получилось, что в ККИ победа зачастую вообще не главное. Возможно, именно поэтому этот жанр так хорошо миксуется с жанром roguelike. Порой всего одна карта может вызвать у вас дикое желание ей сыграть хотя бы разок, даже несмотря на то, что вы сделаете это в ущерб себе и своей партии. Это звучит нелогично, ведь цель игры – выиграть, но на практике, возможность выполнить некую сложную связку и сопутствующий ей кульбит гораздо приятнее любой победы. Стоит вам понять логику и механики игры, как вы тут же захотите экспериментировать с ними. Однажды вы так или иначе создадите монстра, и это будет полностью вашей заслугой!
Собирая и обновляя раз за разом свою колоду, вы по-прежнему продолжаете играть, решая перед собой сложные головоломки, что же взять с собой и какие из имеющихся карт использовать. Правильно ли вы все сложили, вы сможете узнать только после того как сыграете несколько партий. И это даже напоминает мне моделирование из Лего Техник – мало построить сам аппарат, необходимо заставить его работать, собирая и разбирая десятки раз, пока он не заработает. Да, кому то нравится играть сразу построенной “машинкой на радиоуправлении”, но разве это не круто, когда игра в машинку предлагает тебе еще и головоломку по сбору этой самой “машинки”.
ККИ как ни какие другие игры раскрывают вашу креативность и вознаграждают за самые смелые идеи. Они также хороши тем, что это не та настолка (равноценно и для видеоигр), на которую нужно потратить минимум 2 часа, чтобы поиграть. Иные партии заканчиваются за 15 минут, а самая долгая обычно занимает не больше 40 минут. Я частенько забегал в Slay the Spire пройти пару комнат, а в итоге зачищал 2 уровня шпиля, и все это минут за 30. Это всегда приятная активность для мозгов, играете вы своей колодой, или заранее собранной или даже чужой – это всегда интересно! И чем более новый опыт вы будете получать, тем интереснее для вас будет становиться та или иная ККИ. А если вы уже вкусили все прелести данных игр, то не забывайте ими делиться, настанет момент и сладкую фразу “сыграем партеечку” произнесете уже не вы, а ваш друг или знакомый.
Хуита мудрёная.
советую попробовать ещё Warhammer The Horus Heresy: Legions и Рунтерру
В Рунтерру автор играл, в тексте есть)
Комментарий недоступен
Хороший и любопытный текст, но у меня возникло ощущение, что ты в ККИ ещё побольше меня играешь))
Inscription, что забавно, я пока дропнул, ибо задушнила часть после лешего. Слишком уж как JRPG ощущается.
А сравнении магии с футболом просто великолепное, сразу вспоминается Blood bowl
К слову сказать, у меня наверное все дропнули после лешего, да и я тоже, чего греха таить. Я вернулся, разобрался и просто начал немного более рутинно к этому всему относиться и потихонечку проходить. Эта глава отпугивает поначалу, но она вознаграждает тем, что дает почувствовать настоящий декбилдинг, позволяя тебе собрать колоду из бустеров и играть на той механике, что тебе больше зашла. Я бы наверное ничего и не понял об этих кки, не будь этой главы.
Про Blood Bowl согласен, хотя даже он местами играется приличнее и благороднее, чем Магия))
Какие восторги мотыгой XD
Странно что ни слова про HS =)