За мат изв*ни. Архитекторы математического хаоса, или как безумцы из Швеции перевернули мир метал-сцены.

Вот они, слева-направо...
Вот они, слева-направо...
Meshuggah - это та группа, которую ты с первых нот либо полюбишь, либо возненавидишь. Третьего не дано.
какой-то чел с форума

Доброго дня, вечера, ночи, или что там у вас за окном. Когда речь заходит о метал-сцене, имя Meshuggah неизбежно вызывает ассоциации с самым сложным и новаторским подходом к написанию и структурированию своих песен. В этой, с позволения сказать, статье, я бы хотел порассуждать на тему рождения, развития и становления шведских мастодонтов Meshuggah как действительно феноменальной и удивительной группы, которая не только создала мат-метал и джент, как явление, но так же развила и преподнесла что-то своё в такие направления тяжёлой музыки как грув-метал, трэш-метал, а в особенности в прогрессив-метал. А что, собственно, за мат-метал такой?

Да кто такой этот ваш мат-метал?

Мат-метал, или, как его ещё называют, "математический метал", получил своё название по ряду характерных причин, таких как несколько нестандартный и даже "сложный" подход к подходу построения музыкальной структуры, и атональное звучание. И так выходит что сложное построение и структура, выходящая за грани разумного гармония, полиритмы и необычные размеры тактов являются главной отличительной чертой жанра, но так же и имеет присущие груву черты, а именно - ударные 4/4 и акцент на ритм-партиях. Атональность и полиритмы являются основой, а всё это "шлифуется" семиструнными и восьмиструнными гитарами в пониженном строе F#. Но как музыкант скажу что даже на шести струнах с правильным калибром этот строй чистое зло. На зарождение мат-метала в своё время повлияли такие жанры, как прогрессивный метал, грув-метал, трэш-метал и джаз, но до этой ступени группе ещё далеко, поскольку начали они как раз с солянки из трэша и грува с некоторыми экспериментами, типа джазовой структуры песен. По странным причинам некоторые в своё время приписывали эти заслуги The Dillinger Escape Plan, но там было немного другое, что вылилось в похожее, но в это же время совершенно другое направление, а именно - маткор а.к.а математический хардкор.

The Dillinger Escape Plan
The Dillinger Escape Plan

Корни же его пошли скорее из хаотик хардкора, и было больше про виртуозность и скорость, но оставался жанр таким же сложным и техничным. Ещё зачатки мат-метала можно было отследить в ранних материалах группы Kobong. Так же свой вклад в оба направления внесли ныне почившие ребята из Tony Danza Tapdance Extravaganza, которые в свои лучшие годы были не менее популярны.

Джош Трэвис (ex Tony Danza Tapdance Extravaganza)
Джош Трэвис (ex Tony Danza Tapdance Extravaganza)

И вот, пробираясь сквозь года, альбомы, чарты и разные направления, смешав в итоге всё это безобразие и приправив прогрессивным-металом и авангард-металом, получился этот математический феномен. Годы шли, жанр набирал популярность и постепенно уходил в массы, что в итоге вылилось в отдельное направление, или же скорее приём игры, а именно джент, который, помимо прогрессив-метала, начал со временем уходить в "кор" направления, такие как пост-хардкор, металкор, дэткор, и различные его подвиды, например электрониккор, родившийся от смешения металкора и пост-хардкора . Название, к слову, было придумано в каком-то смысле даже случайно, поскольку пьяный Фредерик Тордендаль пытаясь объяснить фанату что за звук они пытаются выдумать, он мог бормотать только "дж-дж", от чего фанат подумал что это какое-то шведское слово "джент", но, кажется, я заглянул слишком вперёд.

Шведы, общий сбор

Сами же безумцы из Meshuggah в лице Йенса Кидмана и Фредерика Тордендаля берут своё начало ещё с далекого 1987-го года, только-только начиная своё путешествие по музыкальному миру, покрытое новаторскими экспериментами, техническими достижениями и впоследствии культовым статусом.

Йенс Кидман
Йенс Кидман
Фредерик Тордендаль
Фредерик Тордендаль

Но не сегодня, ведь они практически сразу распались. Почему? А вот потому что.

За мат изв*ни. Архитекторы математического хаоса, или как безумцы из Швеции перевернули мир метал-сцены.

Несколько позднее группа всё же снова начала подавать признаки жизни, а так же объявили что к ним присоединились Петер Нордин и Никлас Лундгрен (ударные), но в 1990-м году Томас Хааке заменил Никласа в качестве ударника, они подписали контракт с Nuclear Blast и приступили к записи своего дебютного альбома.

Томас Хааке
Томас Хааке

Contradiction Collapse и None

дебютный альбом "Contradiction Collapse" смог выйти уже в 1991-м году, спустя год с момента начала работы, и имеет сильный уклон в традиционный трэш-метал, вдохновляясь такими коллективами как Metallica, Slayer, и Anthrax, поскольку группа всё ещё далека от своего звука, но тем не менее характерные элементы совсем немного но начинают прослеживаться. Возможно кто-то, как я и многие другие могли услышать в дебютнике мотивы Metallica времён "Ride The Lighting", только куда более "прогрессивную" в плане звучания, особенно если сравнить "Paralyzing Ignorance" из "Contradiction Collapse" и "Fight Fire with Fire" из "Ride The Lighting". В то время как треки "Oneous Manipulation" и "Paralyzing Ignorance" слушаются как вполне обычный трэш, а "Abnegating Cecity" и "Internal Evidence" идут немного в другом направлении, и уже там можно услышать как начинает формироваться узнаваемый звук группы. До того момента как "We'll Never See the Day" звучит снова как трэш в достаточно медленном темпе, но отмечу что последующий трек "Greed" снова слушается как-то по новому, и в целом, лично для меня, это самый интересный и в некотором роде "сложный" трек с альбома. К сожалению, хотя может и к счастью, даже учитывая более чем положительные оценки альбом не снискал коммерческого успеха, в следствии чего в группе произошли небольшие перемены. Йенс решил полностью погрузиться в вокал, отдав место второго гитариста Мортену Хагстрёму, который присоединился к группе после релиза дебютного альбома, и этом же составе они позднее записали EP "None".

Мортен Хагстрём
Мортен Хагстрём

К сожалению мне особо нечего отметить в этом EP, т.к. это лишь перезаписанные треки с японской версии альбома "Contraictions Collapse". Могу лишь сказать что звучат они еще более технично и сложнее, хоть это и всё ещё трэш, в сравнении с дебютным альбомом, за исключением разве что "Humiliative", которая местами настолько сильно отсылает к Metallica, что даже начинает вонять.

В одном из интервью Тордендаль поделился своим взглядом на эксперименты с музыкой:

"мы не ставили себе цель быть сложными в плане техники, но музыка у нас всегда рождалась через любовь к экспериментам. Это как решать математическую задачу, которая при этом агрессивно и мощно звучит".

Фредерик Тордендаль
гитарист Meshuggah

Destroy Erase Improve

В 1995-м группа начинает свои ничем не примечательные гастроли которые организовали Nuclear Blast, а по возвращению приступили к написанию своего второго альбома, который получил название "Destroy Erase Improve", который был тепло принят как и критиками, так и слушателями, а так же был назван одним из лучших и определяющих альбомов 90-х годов, став настоящим прорывом в дискографии группы, ведь те самые безумства и переход от традиционного трэша к более экспериментальному и сложному звучанию, ставшие уже визитной карточкой группы, начинают проявляться всё чаще и сильнее. Так же с этим альбомом в их музыку вливается джент, ставший впоследствии поджанром, и основой для многих других направлений. Томас Хааке сыграл ключевую роль в написании лирики для альбома, и дальше тексты в основном будет писать именно он.

В интервью для журнала "Modern Drummer" Хааке рассказывал:

Наша музыка - это как "звуковой лабиринт", где каждое отдельное звено связано с другим в сложной ритмичной системе.

Томас Хааке
барабанщик Meshuggah

Пока альбом готовился, группа снова отправилась в тур уже вместе с Machine Head, но Петер не смог продолжить и был вынужден уехать домой из-за проблем со здоровьем, вследствие чего басист Machine Head, Адам Дьюс, предложил свою помощь, но группа отказалась и решили доиграть тур уже вчетвером. И вот, на дворе май 1995-го года, настало время для релиза альбома, и группа отправилась в очередной тур по Германии и Скандинавии, но уже окончательно без Петера, поскольку на то время он успел без особого шума покинуть группу. Во время концерта в Гамбурге группа всё же нашла себе сессионного басиста в лице Густава Хильма, который отметился в не особо примечательных Charta 77 и Pain of Salvation. В "Destroy Erase Improve" группа всё больше начинает превращаться в то, чем группа является сейчас извлекая и умножая всё из своих прошлых работ, несмотря на то что глобально это всё ещё не мат, но уже и не просто трэш.

Звук стал куда более техничным, и, если так можно выразиться, амелодичным, риффы стали будто бы "сломанными", включая полиритмию и в каком-то смысле чужеродные соло Фредерика Тордендаля, из-за чего порой кажется что они нарочито механические и запутанные, но несмотря на это альбом весьма интересный и разнообразный. Если открывающий культовый "Future Breed Machine" врезается в голову удушающей и нежданной агрессией, то финальный "Sublevels" пытается скорее загипнотизировать, или даже убаюкать, своим психоделическим и футуристичным инструменталом, неожиданным чистым вокалом Томаса Хааке, а соло в конце "Beneath" слушается скорее с недоумением, ведь такой приём лично я точно не ожидал, и звучит это всё крайне интересно. "Soul Burn" же будто пытается "раскачать", и звучит в одном довольно медленном "грувовом" темпе, но к середине темп начинает ускоряться и соло Фредерика звучит странно и даже как-то инопланетно настолько, насколько это вообще возможно. "Transfixion" и "Vanished" звучат вполне в духе "Future Breed Machine", в то время как инструментал "Acrid Placidity" будто нарочно настолько спокойный, что по ощущениям сделан для того чтобы дать отдохнуть перегруженной от всего происходящего голове.

Sol Niger Within и The True Human Design

По возвращению в студию Фредерик решает приступить к записи безумно экспериментального сольного альбома под названием "Sol Niger Within" (ой), а в мае 1997-го группа переезжает в Стокгольм и приступает к записи своего EP, получивший название "The True Human Design", и вышел практически одновременно с ранее упомянутым сольным альбомом Фредерика. В целом "The True Human Design" является весьма необычным и экспериментальным релизом, состоящим из демки "Sane", лайв-версией "Future Breed Machine" и четырьмя версиями "Future Breed Machine" в виде ремиксов. И если "Sane" слушается вполне привычно, со всей присущей группе агрессией, техникой и темпом, то остальная часть EP - Это уже совсем другое. Версия "Mayhem" с вокалистом и клавишником группы Clawfinger, целиком звучит в духе "индастрал" с вкраплениями неприятными для слуха элементами вроде шумов и скрипов, в то время как "Campfire" версия уже звучит в духе кантри с чистым вокалом, что является хоть и интересным, но весьма неожиданным экспериментом. Закрывают EP треки "Quant's Quantastical Quantasm" и "Friend's Breaking and Entering", уже излишне растянутые техно-эмбиент версии.

Chaosphere и Rare Trax

Ранее являвшийся сессионным участником Густав Хильд в 1998-м году официально присоединяется к группе, и в феврале они выпускают переиздание "Contradictions Collapse". Среди сообщества стали появляться различные слухи о новом возможном альбоме группы, но они не стали долго тянуть и представили название альбома - "Chaosphere", и чуть позже начинается работа над записью. Релиз состоялся в ноябре, и группа практически сразу отправилась с Entombed в тур по Скандинавии. В "Chaosphere" группа уже полностью ушла от трэша и ушли в технику, породив такой феномен как "джент", и если "Contraictions Collapse" после дебютника помножил технику на 10, то "Chaosphere" помножил её на все 100, плюс возросла агрессия и полиритмия. "Concatenation" и "New Millennium Cyanide Christ" сразу же врезаются в мозг своей скоростью, техникой и агрессией, так же не обошлось и без чужеродных и психоделических соло Фредерика. "Corridor of Chameleons", "Neurotica" и "The Mouth Licking What You've Bled" только развивают агрессивный тон альбома, но в это же время "Corridor of Chameleons" является в меру мелодичным. "The Exquisite Machinery of Torture" же пытается насадить слушателя на оба стула, подавая то спокойный чистый вокал Томаса Хааке, то харш Йенса Кидмана, общий темп от партии к партии так же меняется. 15-ти минутное завершение "Elastic" является скорее арт-хаусом от мира музыки, и уже совершенно не стесняясь душит слушателя безумной агрессией переходящей в ещё более безумный и психоделический гул который со временем только растёт, и переходит в абсолютно поехавшую смесь риффов и шумов с периодически изменяющейся тональностью. Возможно этот альбом бы стал моим любимым, если бы группа не придумала "Nothing", а позже и добивочный "ObZen".

В 2000-м году снова начали появляться очередные слухи о новом альбоме, но группа решила ничего не говорить фанатам и просто анонсировали компиляцию, которая получила название "Rare Trax" с довольно меметичной обложкой. Он содержал демо и неизданные ранее записи, и был выпущен в 2001-м году.

В этом же году Густав Хильм на фоне разногласий покинул группу, и группе пришлось отправиться в тур с Tool без него.

Nothing и I

В марте 2002-го года стало известно что группа пишет альбом "Nothing", для которого на момент анонса было записано уже 3 трека. Через 6 недель группа закончила запись альбома и отправились в тур по США, а чуть позже, в один из не примечательных июльских дней, альбом был слит в сеть. Но слив не причинил вреда группе, поскольку странным образом был проигнорирован сообществом, и официальный релиз состоялся уже в через месяц. После релиза группа вновь отправилась с Tool в тур. К слову, это первый альбом в котором были использованы восьмиструнные гитары, став новой вехой в их концептуальной эволюции, а барабаны были записаны через программную библиотеку сэмплов Drumkit Form Hell. Хааке упоминал что лирика альбома стала более осмысленной и направленной на исследование своего внутреннего "Я", и были часто связаны с футуристическими сценариями и постгуманизмом, а так же о природе человеческого общества, которое одновременно стремится к гармонии и порождает жестокость, что будет особенно видно в их поздних "ObZen" и "Koloss". Возможно прозвучит громко, но "Nothing" с восьмиструнными гитарами ворвался в мир тяжёлой музыки изменив его навсегда. Группа наконец-то окончательно и бесповоротно закончила над формированием своего звука и стиля, вобрав всё лучшее из "Destroy Erase Improve" и "Chaosphere", но так же альбом отличии от прочих стал несколько медленнее, звучать более "грувовым" и тяжёлым. В моём понимании альбом получился настолько годным, что даже не хочется его расписывать и просто призвать вас пойти и послушать его, если ещё этого не сделали. Но всё же хочу добавить что "Rational Gaze" и "Perpetual Black Second" являются эталоном в плане тяжести и "кача", а "Stengah" ещё и разбавляет всё перечисленное воистину замечательным соло. Так же отмечу крайне интересный "Spasm", и закрывающий альбом анотальный психодел "Obsidian".

Nothing (оригинальная версия 2002-го года)
А так же ремастер 2006-го года

В 2004-м году группа находит нового басиста в лице Дика Лёвгрена

Дик Лёвгрен
Дик Лёвгрен

и выпускает EP под названием "I", состоящий из одного долгого но безумного и драйвового трека длительностью в 21 минуту, но несколько позже его перевыпустят, добавив лайв версию Bleed и Dancers To a Discordant System, а так же тягучий и убаюкивающий бонус-трек Pitch Black. 21 минута ничуть не утомляющего детского восторга, бешеной тяжести, пулемётной скорости, ритмичной вакханалии, безумных соло и периодическими переходами в спокойную, почти беззвучную мелодию, иначе это никак не описать.

Catch Thirtythree (33)

В 2005-м году выходит весьма примечательный альбом "Catch Thirtythree" (или же просто "Catch 33"), и примечательным он является потому что полностью записан через программные барабаны, и, по сути, является одним большим треком, или даже скорее рассказом, разделенным на 13 треков, длительностью в 47 минут. К слову, альбом получил шведскую версию Grammy. По сути альбом является духовным наследником "I", но в этот раз один огромный трек разделён на 13. Альбом концептуальный и отсылает к роману "catch 22" Джозефа Хеллера. Хоть альбом и не внёс никакой "эволюции" в стиль группы, но он точно является одним из самых (если не самым) интересным и уникальным альбомом группы.

ObZen и DVD "Alive"

В 2006-м году группа переиздала "Nothing" и приступает к записи культового "ObZen" который, без преувеличений, оставил громадный след в музыкальной истории, стал их пиком, и над которым группа работала чуть меньше года. Альбом увидел свет в марте 2008-го года. "Нечеловеческое исполнение человеческой музыки", "фитнесс для ударника", и "идеальная музыка для медитации" - так звучали рецензии на альбом. Центральное место в лирике альбома занимает размышление о насилии и его роль в человеческой природе. Вокалист Йенс Кидман отметил в одном из интервью:

"Мы не пропагандируем насилие. Мы просто констатируем, что оно - неотъемлемая часть того, что делает нас людьми. Это тёмная сторона, которую мы не можем игнорировать".

Йенс Кидман
вокалист Meshuggah

Открывающий "Combustion" помимо всего прочего ещё и отсылает к трэшовому прошлому группы своей бешеной динамикой и яростью, в то время как "Bleed" является абсолютно безумным произведением, от которого даже сейчас дрожит и кричит группа, когда их просят сыграть её на концерте (Хааке до сих пор называет это настоящим вызовом), а уж неподготовленный слушатель может и вовсе сойти с ума. Песня, к слову, была придумана одной из первых, но в альбом её не хотели включать до последнего, поскольку несмотря на один единый ритм, что для потенциальных обывателей могло казаться простым, для группы было более чем тяжело это играть вживую. Автором гитарных партий является Фредерик, но Мортен и Томас чуть ли не в открытую ненавидят этот трек, но среди слушателей он, конечно же, оказался абсолютным хитом и, пожалуй, самым узнаваемым треком у группы, если не в метале вообще. "Lethargica" довольно тягучий и плотный, внезапно замолкающий в середине и спустя мгновение вновь врезается в мозг своей тяжестью. "This Spiteful Snake" же даёт немного успокоить мозг, хотя так же является в меру тяжелым и размеренным треком. Ну а закрывающая альбом "Dancers To A Discordant System" вовсе является десяти минутным торжеством эпика, которое лучше слушать самому чем читать об этом.

Позднее группа отправилась в тур в поддержку альбома, который прошёл по США, Европе, Азии и Австралии. В 2009-м году Томас Хааке анонсировал предстоящий концертный DVD, получивший название "Alive".

Koloss и DVD "The Ophidian Trek"

В 2012-м году в свет выходит альбом "Koloss", в записи которого впервые принимал участие басист Дик Лёвгрен, так же он примечателен тем что во время работы над альбомом группа впервые выпустила сингл до релиза самого альбома, сам же сингл был назван "I Am Colossus". Альбом вышел противоречивым как среди прессы, так и среди фанатов. Кто-то говорил что группа поддалась мейнстриму, кто-то что альбом пошёл только на пользу развитию группы. Забавно ли, но альбом вышел в момент когда джент полноценно ушёл в массы, от чего у группы было более чем достаточно подражателей и конкурентов, ну а по звучанию в целом ничего не изменилось, если не считать то что Колосс стал ориентироваться скорее на грув чем на мат, но в то же время "Marrow" и "I Am Colossus" всё ещё пытаются быть собой. "Demiurge" же я считаю главным украшением и хитом альбома, который несмотря на простоту и прямолинейность выполняет свою работу на все 100%, а именно - качает. "The Hurt That Finds You First" открывается каким-то припадочным темпом и безумием, пока к середине не начинает успокаиваться и постепенно затихать, ну а закрывает альбом непривычно спокойная, но атмосферная "The Last Vigil". Так же в 2014-м году выходит ещё один DVD "The Ophidian Trek"

The Violent Sleep of Reason

В мае 2016-го группа начинает тизерить на своем YouTube-канале альбом, получивший название "The Violent Sleep of Reason", так же в поддержку выходят 2 сингла - "Clockworks" и "Born In Dissonance". Альбом, кстати, записывался совместными live-сессиями группы в студии, играя одновременно, а не записывая каждый инструмент отдельно. "Сlockworks" я бы назвал уникальным для группы, т.к. это единственный трек где Томас не стучит на рабочем барабане ритм 4/4, что впервые даже слегка вводит в шок. Но всё же с точки зрения кача и тяжести я бы отметил "Born In Dissonance" и "Our Rage Won't Die", которые лично мне запомнились больше всего. "By The Ton" же довольно тягучий и медленный, но так же пытается играть на своей тональности и получается это весьма хорошо. Закрывает альбом тягучий и жирный "Into Decay" который мне, к слову, не очень понравился, особенно если оглядываться на треки которые закрывали предыдущие альбомы. Так же стоит добавить что в 2017-м году Фредерик немного отошёл от группы и гастролей, чтобы заняться своим сольным проектом.

Immutable

В 2019-м году Мортен Хагстрём в анонсе сообщил что группа начала работу над новым альбомом, который позже назовут "Immutable". В 2021-м группа вошла в студию, а так же объявили о возвращении Фредерика Тордендаля, который тоже будет участвовать в записи альбома, но на деле он практически не участвовал в записи, т.к. гитары записывал Мортен, а Фредерик это всё правил. Как бы не было печально, но запись альбома велась в условиях COVID-19 с присущими ему ограничениями, из-за чего группа записывала альбом в разных местах и условиях. Дик Лёвгрен и Мортен Хагстрём записывали партии в студии Sweetspot, Фредрик Тордендаль записывал партии в своей студии Studio 33, а Йенс Кидман работал в своей домашней студии. В поддержку альбома вышли такие синглы как "The Abysmal Eye", "I Am That Thirst", и "Light The Shortening Fuse". Об альбоме и обложке Томас Хааке сказал следующее: "Обложка больше говорит о том, что человек как таковой неизменен и просто продолжает идти по пути саморазрушения. Отсюда и горящий человек с ножом в руке, всегда готовый к насилию". Из примечательного могу отметить открывающую песню "Broken Cog" с чистым вокалом Томаса Хааке. От себя же добавлю что по ощущениям альбом будто сделал пару шагов назад в плане тяжести звука и "сложности" построения музыки, играя почти весь альбом в одном темпе делая упор исключительно на грув, но всё же свои хиты (что спорно) в лице "I Am That Thirst" и "The Abysmal Eye" в нём нашлись. А вот 2 минуты шума в "Black Cathedral" я лично не очень понял. К сожалению альбом я в итоге оценил довольно средне, от чего мне даже нечего сказать про него.

Живые выступления группы так же заслуживают отдельного упоминания. Они известны своими мощными шоу, где техника исполнения и звуковая точность сочетаются с превосходным визуальными эффектами. Световые шоу и визуальные элементы помогают передать футуристическую и мрачную атмосферу, создавая для зрителя полный аудиовизуальный опыт.

Когда группу спрашивают о будущем, они остаются верными своей философии экспериментов. Мортен Хагстрём в одном интервью сказал:

"Мы никогда не ставили себе целью повторять одни и те же формулы. Каждый альбом для нас - это возможность исследовать новые музыкальные теории. Но при этом мы остаёмся верны себе"

Мортен Хагстрём
Гитарист Meshuggah

Пара интересных фактов:

  • Название "Meshuggah" происходит от идиша, и переводится как "сумасшедший". Это отражает как сложность музыки, так и мрачную и философскую лирику.
  • В 2009-м году группа попала в рейтинг "50 величайших метал-групп всех времен" по версии журнала Rolling Stone.

Заключение

Meshuggah - это больше чем просто какая-то метал-группа. Это группа, которая постоянно стремится раздвигать границы жанра, в котором они работают. Их инновационные подходы к ритму, структуре, и техническому исполнению сделали их культовой фигурой в мире экстремального и прогрессивного метала. Они продолжают вдохновлять музыкантов и удивлять слушателей, демонстрирую что музыка - это не просто звук, а настоящий интеллектуальный вызов.

Благодарю тех кто осилил это до конца. Это моя первая статья, поэтому не исключаю плохой слог и графоманию, но на то она и первая - чтобы улучшать опыт и работать над собой.

1616
4 комментария

The Tony Danza Tapdance Extravaganza: Danza IIII: The Alpha-The Omega. Лично считаю лучшим их исполнением и одним из лучших в жанре. Так же в линейку можно добавить Botch, Converge (да-да), Daughters, Protest the Hero (2013 - золотой год), Rolo Tomassi (кто еще не признался в любви). Это для первого знакомства. В свое время переслушал кучу групп, пока найдешь "то самое". Именно этот путь привел меня к ... Horse the Band

Все в целом годные, но под конец я уже все правил и старался минимизировать это нечто, иначе бы текста было в 2 раза больше, тех же Анималов можно было упомянуть. А так да, соглашусь, Converge я до сих пор гоняю иногда.

1