Обзор GBSC Mini — недорогой конвертер для ретрогеймера
Дисклеймер. Обзор написан с точки зрения простого пользователя, поэтому сложных технических моментов здесь не будет. Устройство не подвергалось никаким изменениям и доработкам.
Что это такое
Конвертер для подключения старых игровых консолей к современным телевизорам и мониторам. Это решает сразу две проблемы: отсутствие необходимых входов (высококачественные аналоговые разъемы вроде компонента или SCART уже практически не встречаются на 4К-телевизорах) и низкое качество изображения при подключении через композитный вход (как правило, из аналоговых входов остается только он, да и то часто для галочки, в результате чего картинка получается ужасная).
Где купить
GBSC продается на AliExpress. Аппарат для обзора был куплен в магазине MAXGEEK Tech Store в версии Mini. На момент написания статьи в конце января стоимость составляет около 5100 рублей. Продавец также ответил на некоторые вопросы, которые возникали при написании обзора.
Внешний вид и комплектация
В комплекте с устройством идет зарядный блок с китайской вилкой и переходником под европейские розетки. Также прилагается кабель питания, на одном конце которого находится USB-A для подключения к блоку, на другом — разъем питания. Так как само устройство не имеет USB входа для питания, заменить его любым подручным кабелем от старого смартфона не получится, придется искать совместимый.
Так как GBSC — проект для самостоятельной сборки, то на Aliexpress продаются, по сути, кустарные устройства. Корпус открытый, однако детали крепко подогнаны и ничего не болтается. Желательно устанавливать устройство так, чтобы внутри не собиралась пыль. На верхней крышке находится небольшой дисплей, а также «крутилка» для выборов пунктов меню. Подтверждение осуществляется нажатием на «крутилку». Через экранчик можно совершить только базовые действия: выбрать разрешение, загрузить пресеты и т.п. Остальные настройки доступны через веб-интерфейс.
Рассмотрим остальные разъемы и элементы управления.
- Входной разъем VGA.
- Переключатель Compatibility Mode (нужен только для AES консолей).
- Регуляторы для настройки сигнала RGB (если не уверены, то лучше их не трогать).
- Входной разъем SCART.
- Переключатель входа Component или RGBS.
- Разъемы RCA для аудио (красный и белый, работают как на вход, так и на выход).
- Желтый вход с названием S используется для синхронизации RGB-сигнала (это не композит!).
- Разъемы RCA (зеленый, синий, красный) для подключения YPbPr/YCbCr или RGB.
- Переключатель HDMI OFF/ON (при выводе через VGA нужно выключить HDMI).
- Кнопка включения и выключения синхронизации RGBS.
- Кнопка включения и выключения Sync on Green.
- MicroUSB вход платы управления (для разработчиков).
- Переключатель RGBHV to RGBS, но в данной модификации его нет.
- Кнопка включения и выключения.
- Разъем для питания.
- Разъем 3,5 мм.
- Выход HDMI.
- Выход VGA.
- Lowest Resolution Video Output — судя по всему, здесь мог быть порт для вывода сигнала 240p, но на данной модификации его нет.
Подключение игровых консолей
Так как у обозреваемого устройства нет композитного входа или S-Video, то консоли можно подключать только по SCART (RGB), VGA или компоненту. Выводить картинку можно через VGA или HDMI, также можно использовать соответствующие переходники (например, с HDMI на DVI-D) или конвертеры (но лучше минимизировать количество устройств, через которые проходит сигнал).
Проверим работу на примере PlayStation 2 через компонентный кабель и SCART на разных дисплеях.
Телевизор 4K LG 55SM8200
В этом тесте используем неоригинальный компонентный кабель от JoyTech (покупался во времена расцвета PlayStation 3, но, похоже, что его еще можно найти в продаже). GBSC подключаем через HDMI. Также у телевизора есть и собственный компонентный вход, поэтому сравним, как консоль будет показывать картинку без конвертера. Фотографии, конечно, не могут точно передать картинку, но можно составить примерное представление. Ниже скриншоты при прямом подключении консоли к ТВ через компонент.
Смена разрешения немного запутанная. К примеру, если вы хотите вывести широкоформатную картинку на весь экран на мониторе 1920х1080, то такое разрешение не подойдет. Оно, наоборот, выводит картинку с соотношением сторон 4:3, даже если источник широкоформатный. По итогу получились такие настройки:
- для игр с соотношением 16:9 выбираем 1280х960 (NTSC), 1280х1024 (PAL) или 1280х720 (может понадобиться принудительная установка соотношения сторон в настройках телевизора);
- для игр с соотношением 4:3 выбираем 1920x1080 (при этом в телевизоре должно быть установлено соотношение сторон 16:9).
При разрешении 1080p также может понадобиться активировать параметр Full Height, чтобы убрать черные полосы сверху и снизу экрана.
Как видим, изображение, получаемое с собственного компонентного входа, чуть более контрастное, четкое и красочное. Конечно, при реальной эксплуатации это сложно заметить, если не сравнивать две картинки одновременно. Да и если у телевизора нет компонентного входа, то вы ничего не теряете. Также конвертер при компонентном подключении немного зеленит картинку, с этой проблемой еще предстоит разобраться.
Вывод сигнала 240p
В описании на AliExpress написано, что GBSC не теряет синхронизацию при переключении с 240p на 480i (или 288p и 576i, если игра в PAL). Такую смену режима отображения можно встретить, например, в игре Silent Hill для PS1. В меню сигнал 480i, в самой игре — 240p. И это действительно так, переключение происходит очень быстро.
Интересно, что при прямом композитном подключении без конвертера сам телевизор на этом моменте заметно тупит, а картинка дергается. При компонентном подключении переключение происходит быстрее, но периодически выскакивают артефакты и подергивания (правда, непонятно с чем это может быть связано).
В целом, телевизор не понимает сигнал 240p, который выдает консоль в режиме обратной совместимости с PS1, хотя картинка и не пропадает. В меню сигнал указан как 576i. То есть в конкретно этом случае, наиболее беспроблемный вариант подключения консоли оказался через конвертер.
В режиме 240p появляется возможность включить искусственные сканлайны. При этом можно отрегулировать интенсивность. Но это больше подходит для игр в 2D.
Монитор BenQ FP93GX+ (5:4, 1280х1024, 19 дюймов)
Мониторы такого плана можно недорого купить на «Авито», что сгодится в качестве бюджетного варианта для ретрогейминга, например, для консолей эпохи PS2. Хотя, конечно, лучше выбирать варианты с соотношением 4:3. Некоторые игры могут растягиваться, поэтому придется подстраивать картинку или мириться со слегка искаженными пропорциями.
Монитор не понимает сигналы 50 Гц, поэтому при подключении консоли PAL требуется конвертация в 60 Гц через настройки GBSC. Некоторые консоли PAL-региона, в частности Nintendo Wii, могут выдавать сигнал 60 Гц (480i и 480p) даже в дашборде, поэтому в этом случае конвертация не требуется.
В этом тесте для подключения консоли использовался недорогой кабель SCART с AliExpress. Как выглядят игры на экране монитора, можно понять по скриншотам (матрица TN+Film, поэтому изображение не такое красочное).
Прогрессивная развертка и деинтерлейсинг
При подключении через SCART возможно установить режим 480p. Для этого необходимо включить оба переключателя синхронизации, когда на устройство будет подан соответствующий сигнал. На PS2 достаточно игр с поддержкой прогрессивной развертки. При компонентном подключении прогрессивная развертка работает без дополнительных манипуляций, как и на обычном ТВ.
Если игра не поддерживает 480p, то включается деинтерлейсинг. В настройках можно выбрать один из двух режимов: Bob или Motion Adaptive. Рекомендуется использоваться Motion Adaptive — и он действительно работает. Эффект мерцания пропадает, если игра идет с чересстрочной разверткой. Это хорошо видно на примере меню Resident Evil: Code Veronica X. Также гасится и эффект «гребенки».
Как зайти в настройки
Зайти в меню настроек можно через Wi-Fi. Для этого нужно:
- Включить устройство.
- Найти Wi-Fi сеть с названием gbscontrol на смартфоне или компьютере.
- Подключиться к этой сети, используя дефолтный пароль qqqqqqqq.
- Набрать в адресной строке браузера 192.168.4.1 или http://gbscontrol.
- После этого должно открыться меню настроек.
В целом все работает, но меню настроек периодически подвисает или становится недоступным.
Чтобы можно было зайти в меню из домашней сети, не переключаясь каждый раз на точку доступа GBSC, можно настроить сеть. Впрочем, некоторые продавцы с AliExpress предостерегают от этого, так как может пропасть доступ настройкам.
Обзор настроек
Resolution (разрешение):
- 1920x1080;
- 1280x1024 (рекомендуется для PAL);
- 1280x960 (рекомендуется для NTSC);
- 480p / 576p;
- 15 KHz (разрешение 240p);
- Pass Through (сквозной режим).
Presets — пресеты настроек, которые можно использовать с разными консолями, телевизорами или мониторами.
AGC Gain (brightness) — настройки яркости, можно оставить в авторежиме.
Picture Control (настройки экрана):
- Move — двигает картинку;
- Scale — растягивает картинку;
- Borders — вероятно, должен регулировать рамку вокруг изображения, но при нажатии ничего не меняется.
Filters (фильтры):
- scanlines — «сканлайны» имитируют кинескопный телевизор, работают только с источниками 240p, рекомендуется использовать в комбинации с линейным фильтром;
- intensity — регулирует интенсивность сканлайнов;
- line filter — работу фильтра можно увидеть на скриншоте ниже;
- peaking и step response — увеличивают резкость изображения, рекомендуется оставить включенными.
Matched Presets — устанавливает параметры по умолчанию в 1280х960 для NTSC и 1280х1024 для PAL.
Full Height — убирает черные линии по высоте экрана на некоторых пресетах, работает с разрешением 1920х1080.
Low Res: Use Upscaling — во включенном состоянии позволяет апскейлить входное разрешение по VGA (640x480 и ниже), в выключенном состоянии сигнал сквозной.
RGBHV / Component Toggle — переключает вывод с RGBHV (совместимо со стандартными кабелями VGA или с конвертерами HDMI) на YPbPr. В теории пригодится для подключения кабелей или переходников с VGA на компонент (не активных конвертеров, а именно переходников).
Output Frame Rate: Force PAL 50Hz to 60Hz — принудительно включает режим 60Hz, но могут быть проблемы с фреймрейтом. Полезно, когда дисплей не поддерживает 50Hz, а консоль не выдает 60Hz. Нужна перезагрузка.
ADC calibration — рекомендуется выключить, если возникает эффект смещения цвета (color shift).
Active FrameTime Lock — помогает избавиться от тиринга (разрывов экрана), доступно два метода, между которыми можно переключаться. В некоторых сборках GBCS на AliExpress встречаются модификации со встроенным Clock Generator (генератор тактовых импульсов). В этом случае опция будет неактивна, так как функцию на себя берет Clock Generator.
Deinterlace Method (устранение чересстрочности на разрешениях вроде 480i/576i):
- Motion Adaptive (рекомендуется) — устраняет мерцание, но добавляет 1 кадр задержки, также могут возникать артефакты при движении;
- Bob — базовый деинтерлейсинг а, по сути, его отсутствие. Стоит включать, если по какой-то причине нужно отключить Motion Adaptive.
Developer Mode — режим для разработчиков.
Custom Slot Filters — если активировать, то настройки фильтров будут сохраняться в пресеты. В противном случае даже при активации пресета будут подтягиваться текущие настройки фильтров.
System:
- Enable OTA — разрешить обновления по воздуху (over-the-air update);
- Restart — перезагрузка;
- Reset Defaults — восстановить заводские настройки.
Backup — делает резервную копию настроек.
Restore — восстановить настройки из резервной копии.
Wi-Fi:
- Access Point — режим точки доступа (то есть, когда нужно подключаться к gbscontrol);
- STA | Scan Network — настройка доступа из внутренней сети.
Выводы
Не стоит ожидать от GBSC чудес. Апскейлинг не избавит от чересчур мыльной картинки, которая получается на современном ЖК-экране. Получить таким образом какой-либо аутентичный опыт невозможно. Все же, ретрогейминг это не только про оригинальные консоли, но и про кинескопные телевизоры. Стоят они сейчас сущие копейки, но тяжелые и громоздкие, занимают много места. Если разместить ЭЛТ негде, то лучше использовать эмуляторы — получите гораздо больше удовольствия.
Тем не менее с выводом картинки на телевизор или монитор устройство отлично справляется. К тому же у него есть и некоторые преимущества, в частности, деинтерлейсинг и вывод прогрессивного сигнала через SCART. Также GBSC окажется незаменим, если нужно захватывать видео с оригинальной консоли через карту захвата по HDMI, но это уже немного другая история.