Политическое устройство Инадзумы: бесконечная вечность, бунт оппозиции и кукла сёгуна
Это третья статья из цикла о политике в мире Genshin Impact
Инадзума, пожалуй, мой любимый регион Тейвата. Во-первых, потому что это местная Япония, а кто ж в России не любит Японию. Во-вторых, потому что тут выдержана золотая середина: основной квест и лор Инадзумы уже не такие примитивные как в Мондштате и Ли Юэ, но еще хоть в какой-то степени осмысленные и удобоваримые, чего не скажешь о всех последующих регионах. Вообще, закономерность такая, что каждый новый открывающийся в Тейвате регион устроен всё более изощрённо в плане лора, чем предыдущие.
Так что, дорогие любители политической аналитики, наливайте зелёный чай, кладите на блюдечко моти из ближайшего джапан-шопа, мы отправляемся разбираться в политической жизни Инадзумы. Текст содержит спойлеры на сюжетный квест региона.
География
Чем хороша Инадзума, так это тем, что тут сценаристы из Михоё решили не выпендриваться и взяли за визуальную основу почти исключительно одну Японию. А потому всё здесь понятное и очевидное: сакуры, самураи, пагоды и даже само географическое положение.
Как и реальный прототип, Инадзума - это отдалённый от остального Тейвата архипелаг, спрятанный за морями и туманами. Он состоит из множества мелких и шести больших островов - Наруками, Каннадзука, Ясиори, Ватацуми, Сэйрей и Цуруми. Каждый - со своими особенностями ландшафта и климата. Скажем, Ватацуми - самый тропический, на Сэйрее постоянно полыхают молнии, а Цуруми покрыт туманами (что они скрывают, я так и не узнала, потому что мне надоело искать эти волшебные перья для освещения или что там было).
Как и в реальной Японии периода Эдо, то есть XVI-середины XIX века, правительство Инадзумы проводит политику самоизоляции. Это значит, что чужеродцев тут не жалуют. Немногочисленные иностранные торговцы допускаются в час по чайной ложке, могут находиться только на одном острове, обложены многочисленными налогами и взятками. На все передвижения надо получать разрешительные бумажки.
Государственное устройство
В кои-то веки про государственное устройство региона в Тейвате можно сказать что-то определенное. Инадзума - это страна под управлением военной аристократии. Верховный правитель носит титул сёгуна, значит и политический режим имеет форму сёгуната. В Японии сёгуны были генералами, чья власть разрослась настолько, что фактически подмяла под себя все функции формального главы государства - императора. Во время правления сёгунов японские императоры тихо сидели в своих резиденциях, молились Аматэрасу и не отсвечивали, пока всем заправляли солдафоны. Тем не менее власть, должность и статус императора номинально сохранялись.
В Инадзуме мы ни о каком императоре не знаем. Есть только сёгун Эи Рэйден - волевая женщина с роскошной сиреневой косой. Она и глава государства, и местный архонт, а значит никого божественнее её на островах быть не может. Императора Инадзумы, видимо, не существует, что отличает её от реальной Японии.
Что касается сёгуна Рейден, то воцарилась она вполне традиционным путём - подчинив себе страну огнём и копьём. Очень исторически достоверно.
Бюрократия
Если Мондштадт и Ли-Юэ управляются неизвестно как, то в Инадзуме нам явлена очевидная бюрократия. Она представлена тремя государственными комиссиями - Кандзё, Тэнрё и Ясиро. Это нечто вроде министерств или даже приказов, как на Руси времён Ивана Грозного. То есть это исполнительные органы власти, каждый из которых заведует своей сферой. Кандзё - торговый приказ. Регулирует торговлю, включая международную, пошлины, налоги и таможенные дела. Ясиро отвечает за культуру, храмы и придворные церемонии.
Тэнрё, несомненно, самая мощная и влиятельная комиссия, поскольку совмещает в себе военные и полицейские функции. Это одновременно и Минобороны и МВД. Именно Тэнрё управляет армией сёгуната, она же ответственна за репрессии, которые тут выражаются в виде охоты на глаза бога.
Сотрудников в комиссии набирают по клановому принципу. Точнее даже - каждая комиссия находится под полным контролем одного могущественного клана. Так, клан Хийраги возглавляет комиссию Тандзё, а комиссия Ясиро почти полностью сформирована выходцами их клана Камисато. Это отсылка к реально существовавшей в Японии системе клановых комиссий. Так страна управлялась в древнейшие времена, чуть ли не в период Нара. Разумеется, ни о какой меритократии речи не идет. Клановая бюрократия быстро погрязает в кумовстве и коррупции, что делает её крайне неэффективной. Это мы и наблюдаем на практике.
Сразу после прибытия в Инадзуму мы узнаем, что две главные комиссии - Кэндзё и Тэнрё - коррумпированы по самые уши. И только Ясиро молодцы. С другой стороны - кого там в сфере культуры коррумпировать - с бродячих сказителей взятки брать, что ли?
Все три комиссии подчиняются напрямую сёгуну и выполняют её волю. О судебных и законодательных органах власти ничего не известно. Вероятно и суд и законы полностью контролируются сёгуном Рейден.
Армия
Тут тоже все понятно. Как и в реальной Японии, режим сёгуна опирается на массовое военное сословие - самураев. Эти парни тоже ходят с катанами и, как и реальные самураи в свое время, могут доставить неосторожному путешественнику массу проблем.
Религия
Тут уже любопытно. Несомненно, местная религия - аналог японского синто, то есть язычества. Но если в реальном синто богов, божков и разных мелких духов неисчислимое множество, то в Инадзуме наши бедные головы решили пощадить и не забивать еще большим количеством лора. Потому культов в Инадзуме всего два.
Первый - культ великой кицунэ, волшебной лисички. Ему посвящен Великий храм Наруками с Яэ Мико в качестве главной жрицы.
Очевидно, культ кицунэ - основная государственная религия, а храм Наруками, находящийся в центре страны - главная религиозная организация. Кроме того, Яэ Мико - подружка, наперсница и домашняя лиса сёгуна Рэйден. Получается дивная симфония власти и религии. Но не всё так безмятежно, ведь есть еще и второй культ.
Это культ великого змея Оробаси. Его центр находится на острове Ватацуми, а заправляет им жрица Сангономия Кокоми. Ватацуми исторически всегда был немного отдельно от остальной Инадзумы, и собственный культ сыграл в этом не последнюю роль.
Вообще, синтоизм, как любой политеизм, тяготеет к центробежности. Когда у тебя в каждой деревне свой божок, вокруг которого местные кланы могут объединиться против других кланов - это чревато. Но Рейден, не будь дура, в своё время подсуетилась и убила местного божественного змея камнем по голове. Этим она подчинила Ватацуми, но отнюдь не обеспечила себе искреннююю любовь местных жителей.
Потому сейчас Ватацуми хоть и числится в составе сёгуната, но все равно сохраняет в себе некоторую идейную автономию. Наверняка это отсылка к Окинаве. Окинава тоже всегда была немного отдельно от основной Японии - и по идеологии и по климату. И вечно доставляла много проблем, потому что именно здесь базировались знаменитые окинавские пираты.
В общем, неудивительно, что, когда в стране начались репрессии, именно на Ватацуми сформировалось сопротивление тираническому режиму сёгуна.
Политический кризис в Инадзуме
Как это обычно бывает со всеми диктатурами, рано или поздно начинаются репрессии. Так и тут: в какой то момент сёгунат устроил охоту на глаза бога. Глаз бога - это местная волшебная приблуда, которая дает носителю возможность колдовать магию стихий.
В этом можно увидеть аллюзию на политику японского правительства периода Мэйдзи, когда к власти вернулся император. Тогда у самураев - опоры прежнего, военного, режима - начали отбирать их мечи, чтобы они не колдовали магию махача на катанах.
Правда, Тейват у нас - царство добра и милоты, а потому настоящих репрессий, конечно, не показали. Глаза бога успели отобрать всего у ста человек, и последствия для них заключаются в том, что они ходят грустные и не могут колдовать. Тем не менее, и этого хватило, чтобы вызывать волну народного возмущения. Все недовольные собрались на острове Ватацуми, под руководством Кокоми сколотили целую армию сопротивления и приготовились воевать с войсками сёгуната.
Правда, со снабжением у повстанцев, как всегда, неважно, поэтому Сангономия Кокоми занята не столько планами наступления, сколько латанием дыр в обороне и поисками тушенки для прокорма солдат. Но даже такая армия сохраняет боеспособность.
Таким образом, сёгун Рейден фактически довела страну до полномасштабного политического кризиса с угрозой гражданской войны. Как же ей это удалось? Очень просто - ей было пофиг.
Как мы узнаем в ходе сюжета, на троне Инадзумы давно уже сидит не настоящая Рейден, а механическая пустышка, которая лишь открывает рот и повторяет за телесуфлёром. В прямом смысле кукла сёгуна. Настоящая Рейден уже сто лет как сидит где-то в личном астрале под названием Эвтюмия и медитирует на свой пупок.
Можно удивиться: как мог правитель бросить свое государство на произвол судьбы и уйти куда то медитировать? Но у Рейден есть на это типичная причина. Много лет назад у сёгуна умерла сестра-близнец. Из-за этого Рейден на всех обиделась и решила остановить время, чтоб ни для неё, ни для страны ничего не менялось. Так она и ушла в свою Эвтюмию, а Инадзума закрыла границы для внешнего мира и в ней уже несколько веков царит политический и культурный застой. А теперь вот и охота на глаза бога началась, и страна из-за этого на грани раскола.
Ну и как же мы разрешаем этот политический кризис? Может присоединяемся к сопротивлению и боремся с государством? О нет, это было бы слишком смело для сценаристов из Михоё. Это ж придётся показывать борьбу оппозиции с режимом. Поэтому мы немного гостим в повстанческом лагере, после чего отправляемся к Яэ Мико.
Тут я подумала: что ж, это хитрый ход. Сюжет хочет нам показать, что вооружённое сопротивление бесполезно, когда твой противник - государственная армия. На самом-то деле все вопросики между собой порешает элитка, как всегда. Вот сейчас жрица Яэ Мико сходит к своей подруге и договорится, чтобы репрессии остановили. Но как бы не так!
Яэ Мико не идет договариваться. Вместо этого она отправляет к Рейден нас - путешественника. Поколдовав с неевклидовым пространством, мы наконец попадаем в Эвтюмию, к настоящему сёгуну, который загубил таких как мы, не одну. И что же выясняется? Что Рейден знает об охоте на глаза бога, ей на это плевать, но приказ о репрессиях отдавала не она. А кто?
И тут сюжет квеста делает самый смешной поворот из возможных. Оказывается, глава государства ни при чем. Просто пока она думала о бесконечно-вечном в своём астрале, буквально всё правительство оказалось инфильтровано шпионами Снежной во главе с Сеньорой. Вся охота на глаза бога - это диверсия со стороны другого государства.
Таким образом, в Инадзуме разыгрывается классическая сказка, которую любят петь все защитники тоталитарных режимов - товарищ Рейден ничего не знала! В правительство пробрались враги! Только тут они на самом деле пробрались, и на самом деле всё зло было на них. Охоту на глаза бога они устроили, чтобы развалить страну изнутри, такая вот пятая колонна. Конечно, всех шпионов мы побеждаем, говорим с сёгуном Рейден по душам, она соглашется, что недоглядела, и конфликт рассасывается сам собой, как обычно в Геншине.
Вот такой прикол. Предыдущие выпуски моей качественной политической аналитики по самой популярной китайской игре здесь:
**
В следующей серии этого цикла статей ваш политический эксперт Леди Фэлкон постарается без полбутылки разобраться, кто управляет Сумеру. А вы тем временем подписывайтесь, ставьте лайк, ведь такую качественную аналитику вы больше нигде не найдёте. Всем добра.