Программы для геймдева

Делать игры — не так просто как вам затирают на курсах по созданию игр, особенно когда ты работаешь один. Зачастую, чтоб создать хорошую и качественную игру — надо использовать множество программ для арта, программирования, эффектов, планирования, звуков и всего прочего. А еще надо не забывать про работу с движком. И сегодня я расскажу о таких программах.

Арт инструменты

Blender

Начнем, пожалуй, с арт инструментов. Первым будет у нас Blender. Мне кажется, эта программа в представлении не нуждается, все знают про блендер. Блендер — многогранная программа, которая включает в себя огромный функционал, начиная от простого 3д моделирования, заканчивая риггингом, анимацией, эффектами и симуляциями. В основном Блендер предназначен для 3д моделирования, но если что-то вас ужалило в зад — можете постараться смонтировать в нем видео.

3DsMax

Дальше у нас идет конкурент Блендера — 3DsMax. Тоже программа для 3д моделирования, но функционала у нее явно поменьше будет, да и интерфейс сложнее. Однако 3дмакс является некоторого рода стандартом индустрии, так что стремитесь на позицию 3д артиста в большую студию — вам надо уметь работать в 3дмаксе.

MagicaVoxel

Ну и давайте закончим с 3д редакторами, последний и самый простой из вышеперечисленных — MagicaVoxel. Программа заточена под создание воксельных моделек и их рендера. Из проблем: при импорте объектов, на которых множество цветов — сетка объекта будет очень искажена. Конечно, это фиксится костылями, но достаточно геморными. В любом случае, лучшего решения для воксельной графики я не нашел. Можете подсказать мне в комментариях.

ZBrush

Но в вышеперечисленных программах работают в основном с хард-сюрфейс моделями. А что насчет персонажей? Для этого создан ZBrush. Весь его функционал сосредоточен на 3д скульптинге персонажей. Однако, для этого крайне рекомендуется графический планшет, так как сделать что-то внятное на мышке будет весьма проблематично.

Artbreeder

Создавать внешность персонажа с нуля довольно проблематично, а рисовать его концепт порой просто нет желания или времени. На помощь приходят нейросети, а точнее сайт Artbreeder. На этом сайте вы можете благодаря нейросетям сделать внешность своему персонажу в считанные минуты. Очень бывает полезно.

PureRef

Продолжая тему концептов: для понимания того, как должна выглядеть визуально ваша игра — нужно составлять мудборд и концепт-документ, который содержит в себе все нужные референсы из других игр, фильмов, или просто картинок из интернета. Составлять такие доски проще и лучше всего в программе PureRef. Поверьте, эта программа очень поможет вам сохранять свою игру в едином тоне.

Substance painter

А теперь, программа для текстуринга. Она единственная мне известная, однако она универсальна, а также является стандартом индустрии. Речь идет конечно же о Substance painter. Текстуры в ней, при должных навыках получаются просто отличные, а благодаря нормалям можно даже лоуполи объекты делать высокодетализированными. В общем, к изучению обязательна.

Aseprite

Дальше на очереди у нас — Aseprite. Эта программа создана специально для пиксель арта, и в целом, является одной из самых популярных программ для пиксельарта. В ней есть удобный инструментарий для анимации, и простого рисования спрайтов, так что если ваша игра в пиксельной стилистике — крайне ее рекомендую.

PyxelEdit

Альтернатива Асепрайту — PyxelEdit. В целом, я не заметил чтоб они как-то координально отличались, но попробуйте оба варианта и выберите для себя любимый.

Adobe Illustrator и Adobe Photoshop

Интерфейсы, конечно, можно рисовать и в двух вышеперечилсенных программах, однако они подойдут разве что пиксельным и воксельным играм. Если вы хотите сделать плавный и красивый интерфейс — вам определенно стоит изучить Adobe Illustrator и Adobe Photoshop. Если иллюстратор поможет вам нарисовать что угодно для вашей игры, будь то логотип или интерфейс, то фотошоп поможет вам конвертировать векторные изображения в растровые, а также фотошоп иногда может пригодится в текстуринге.

Inkscape

Хочется еще дополнить, что если вы очень скупой, то можете вместо иллюстратора использовать Inkscape. Он абсолютно бесплатен, а функционал, при должных навыках, не сильно уступает, особенно если у вас не сильно высокие требования.

HoudiniFX

Эффекты, порой, очень решают то, как будет выглядеть финальный продукт. Лучшим софтом для создания эффектов и пререндеренных разрушений — является HoudiniFX. Я даже не знаю, что про него сказать, кроме как то, что это стандарт индустрии, который используют крупные компании вроде EA, Ubisoft и Naughty Dog. Эффекты из этой программы могут перевернуть восприятие вашей игры.

Cascadeur

Анимация — процесс сложный, особенно когда речь идет о 3д анимации. Однако все меняется, если вы используете Cascadeur. Уникальная фишка этой программы в том, что вы расставляете всего пару контрольных точек для анимации вашего персонажа, а все остальное программа доделает сама. Магия, да и только.

SpeedTree

Деревья и прочую растительность лично мне было всегда проблемно делать. Но это было до того, как я узнал о программе SpeedTree. В этой программе можно быстро и просто делать растительность любого вида, любой формы и цвета. Очень полезно.

Marmoset tools

Еще одна программа — Marmoset tools. Вообще, это программа скорее для рендеринга, и не факт что вам понадобится, однако мне сказали, что в ней очень классно запекать текстуры. Я не уверен в этом на все сто, но в подборку все-же включу. Мало ли нужно будет.

Quixel Megascans и Quixel Bridge

Ну и последняя программа, некоторый эксклюзивчик для ленивых анриаловцев — Quixel Megascans и Quixel Bridge. Это библиотека сканированных из реальной жизни объектов, начиная от небольших пропов, заканчивая целыми кусками земли, которые можно легко вставить в свою игру, и они будут очень реалистично выглядеть. Эти сервисы бесплатны для игр на Unreal Engine. Я крайне не рекомендую использовать эти сервисы для игр на других движках, потому что в других движках нет системы Nanite, и они будут очень сильно нагружать игру. Ну а если же вы соберётесь качать ассеты бесплатно, и использовать их в коммерческих играх на других движках, что-ж, рекомендую к просмотру топ-10 лайфхаков для тюрьмы.

Кодинг

Что-ж, с арт-программами на этом можно закончить, теперь поговорим немного про кодинг. Все мы прекрасно знаем, что для написания кода нужна среда разработки, но какую выбрать? Хотите честно? Вообще не важно, это на ваш вкус и цвет, хоть в ворде код пишите, мне до лампочки. Однако мастодонтом все же является Visual Studio. Многие в ней пишут, и не жалуются, так что если не знаете что выбрать — выбирайте студию — не ошибетесь. Но если вам нужно что-то другое — попробуйте Rider. Он специально заточен под работу с кодом для игр, как на C#, так и C++.

Игровые движки

Ох, теперь наверное самая интересная часть. Игровые движки. Когда только погружаешься в геймдев — сразу встает вопрос, а на чем, собственно, делать игру? Движков огромное количество, но лучших всего 3: Unity, Unreal Engine и Godot. В основном, все на старте бросаются на Unity, якобы потому что он проще в изучении. Возможно, так и есть (хотя по моему опыту, тот же анриал в разы проще, но тут кому как) . Можно сказать точно, что на юнити гораздо больше обучающих материалов. Да и коммьюнити у юнити более открытое, чем где либо еще, так что вы всегда сможете найти помощь. Годот-же в основном хорош за то, что он не берет никакого процента с выручки вашей игры, а также он достаточно прост в изучении. В целом, какой движок выбирать — дело ваше, как и в случае со средой разработки. В любом движке можно создать шедевр, при должном подходе.

Музыка

Теперь, поговорим про аудио. Музыку, пожалуй, проще всего и лучше всего писать в GarageBand. Единственный минус, эта программа исключительно на устройства от Apple, так что если у вас нет таких устройств, можно использовать FL Studio. Обе эти программы хороши для написания музыки к вашей игре, и каких-то плюсов или минусов я назвать не могу.

Для записи и обработки голоса, а точнее озвучки, лучше всего подойдет Adobe Audition или его бесплатная альтернатива Audacity. Опять же, эти программы примерно равны по функционалу, когда мы говорим о записи голоса, однако ходили новости, что Audacity продавала данные пользователей третьим лицам. Используйте на свой страх и риск.

Ну и последнее из разряда звуков, а точнее касающееся звуковых эффектов — программа LabChirp. Звуки из этой программы подойдут далеко не каждой игре, но именно вашей могут подойти. В основном, это альтернатива популярному BFXR, но как по мне, он звучит ужасно, и лабчирп показывает гораздо более приятные результаты.

Видеозапись

В одном из своих видео я рекомендовал записывать девлоги, потому теперь мы поговорим о видео. Программы подойдут не только для девлогов, но и для создания синематиков в игре.

Для начала, софт для записи, и тут два варианта: Nvidia ShadowPlay или OBS. Шадоуплэй потребляет гораздо меньше ресурсов, так как за запись отвечает отдельный чип, установленный на видеокартах, однако OBS более гибкая в плане записи, так как вы можете сразу же настраивать сцену для записи, а также стримить с помощью этой программы. Важно: используйте классическую OBS. Всякие кастомные версии использовать не рекомендую, так как они могут быть слегка ограничены, или же нагружать систему сильнее.

Монтаж

Теперь, программы для монтажа. Лично я пользуюсь, и вам советую Adobe Premiere. Он очень прост в освоении, однако на выхлопе можно получить очень хороший результат. А если использовать его в связке с After Effects — то ваше видео может достигнуть высочайшего качества.

Но если же вам не нравится Премьер или Афтер эффектс — попробуйте Davinci Resolve. Он также достаточно мощный для обработки видео, а особенно приятно в нем работать с цветокоррекцией.

Планировка процесса разработки и игрового баланса

Когда ты разрабатываешь игру — важно уметь планировать и распределять задачи для разработки, а также работать с балансом игры. Именно о программах и сервисах, которые в этом помогут и пойдет дальше речь.

Гугл документы или Word. Как бы не было банально, но даже такие простые программы из курса информатики за 8 класс — очень важны при создании игры. Во-первых, надо уметь изложить свои мысли на бумаге в виде концепт- и дизайн-документов, которые вы будете показывать непосредственным инвесторам для вашей игры, если таковые будут. А даже если вы и работаете без инвесторов — важно вести документацию, так как это поможет вам не отбиваться от концепции игры, которая была у вас изначально.

Планировка пайплайна разработки — очень важная вещь. Облегчат планировку вам сервис Trello. В этом сервисе крайне просто составлять списки задач в виде блоков, и перемещать блоки из одной категории в другую. В общем, при постановлении списка задач — крайне полезный инструмент.

Очень часто бывает так, что вот едешь ты в автобусе, а тебе приходит гениальная идея для игрового бестселлера, а ты забываешь ее записать, потому что негде. На помощь в такой ситуации крайне подойдут приложения-блокнотики. Самыми лучшими будут Google Keep и Standart Notes. Второе приложение заявляет, что оно шифрует написанную тобой информацию на своих серверах. Впрочем, преимуществом этих блокнотиков является то, что ты можешь с любого устройства, войдя в свой аккаунт, прочитать свои заметки.

Для построения блок-схем, например, при создании путей интерфейса, можно использовать сервисы Miro и draw. io. Первый будет немного более многофункционален, но если речь идет исключительно о построении схем — оба сервиса хороши, и выполняют свою работу на все 100.

Ну и последний инструмент, который нужен для грамотного проектирования игрового баланса… Excel или Гугл таблицы. В этих программах очень удобно считать циферки урона, защиты, опыта, да и вообще любой статистики в вашей игре, особенно когда механики в вашей игре достаточно комплексные, и требуют тщательной проработки. Поверьте, вам очень пригодятся таблицы с цифрами, когда пойдет речь о балансе в вашей игре.

Прочее

Ну и последняя категория, “прочее”, содержит все программы и сервисы, которые я не знал куда впихнуть, но впихнуть их хотелось.

Написание сюжета

Начнем с ArticyDraft. Эта программа сделана специально для написания сюжета для вашей игры. В ней очень удобно прописывать определенные события в мире вашей игры, характеры и личности персонажей, и много чего еще. Крайне нужна и полезна, если вы делаете упор на интересный сюжет в своей игре.

Системы контроля версий

Дальше будут две системы контроля версий — Git и Perforce. В основном, все предпочитают Perforce, но лично мне он не очень нравится, вот честно. Какой-то он… Мудреный. Git в разы проще, и в целом, меня устраивает. Но как обычно, выбор за вами, потому как разница не сильно велика.

Средство просмотра фотографий

Следующие две программы будут полезны не только в геймдеве, но и в целом при работе с компьютером. Во-первых, это Google Picasa. Реально лучшая программа для просмотра фотографий, рендеров, и чего угодно. Она очень быстро открывает фотографии, красиво их перелистывает, и может увеличивать вплоть до 1000%.

Ручная чистка ПК без боли в заднице

Во-вторых, программка WizTree. Она очень помогает, когда ты хочешь вручную почистить ненужные файлы на компьютере. Вся ее суть заключается в том, что она выводит древо всех файлов на твоем жестком диске, сортирует по размеру и показывает его. Так гораздо проще определять, что весит у тебя больше всего, и что тебе лучше удалить.

Google

Ну и последнее на сегодня, и пожалуй, самое полезное — гугл. Умей гуглить. Серьезно, научись гуглить, желательно даже на английском. Когда ты создаешь игру — у тебя может возникнуть просто куча проблем, затупов, ошибок, крашей, багов и невесть чего еще. Все эти проблемы зачастую можно решить просто правильным запросом в гугл. Это порой спасает очень много нервных клеток.

Ну вот и все на сегодня. Это все программы и сервисы, которые я лично использую, и вам советую.

4848
37 комментариев

С таким списком странно что офиса нет, для сценария

8
Ответить

Исходя из моего опыта, Артисай гораздо проще в использовании, при работе с большими объемами сюжета. Документ ворда на 1000+ страниц - это конечно классно, но нет, спасибо.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить

Да, а есть какие-то вопросы? Это Вы такой умный, и все знаете, но статья рассчитана на широкую аудиторию, которая может включать в себя новичков, которые едва ли знают, что такое движок.

3
Ответить

Можно еще короче - для всего Мастеркард.

2
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Тезисный обзор.
Кайф.

Ответить