«Худший человек на свете»: кино про кризис молодости с терапевтическим эффектом

В прокат вышла мелодрама норвежского режиссера Йоакима Триера «Худший человек на свете». И это один из лучших фильмов последнего времени.

«Худший человек на свете»: кино про кризис молодости с терапевтическим эффектом

Юлия (Ренате Реинсве) решает посвятить свою жизнь медицине и стать хирургом, однако скоро понимает, что душа ее интересует больше тела, и переводится на факультет психологии. После некоторых раздумий девушка решает поменять все кардинально и стать фотографом. Дела идут так себе, и она устраивается в книжный магазин. На одной вечеринке она знакомится с Акселем (Андерс Даниельсен Лье) , они влюбляются и начинают жить вместе.

В образе Юлии режиссер объединяет целое поколение миллениалов, у которых, казалось бы, все есть. Но чего-то не хватает. Мы не увидим здесь пресловутого конфликта поколений. Единственной противостоящей (но мягкой) силой для главной героини станет её бойфренд Аксель, успешный художник комиксов, которому уже за 40. Аксель уже все понял про жизнь, и теперь ему хочется только одного — покоя и слияния с бесконечно-вечным в виде детей.

«Худший человек на свете»: кино про кризис молодости с терапевтическим эффектом

Но Юлия так не хочет. Несмотря на все её мытарства, она остается честной и с теми, кто её окружает, и главное с собой, и поэтому не вызывает неприязни. "Я как Бэмби на льду," — говорит она, признавая, что к 30 годам особо ничего в жизни не добилась. Она в её собственном представлении и есть худший человек. Но так ли это на самом деле?

"Худший человек на свете" — фильм про 30-ти летних и для 30-ти летних. Ну и для тех, у кого эта цифра только начинает маячить перед глазами. При просмотре возникает ощущение, что ты вуайерист-лайт: ты просто наблюдаешь жизнь девушки, каких миллионы в Осло, Нью-Йорке или Москве. Но именно чувство узнавания, ощущение, что "и я тоже" заставляет проникнуться интересом и сопереживанием. Здесь сразу вспоминается сериал "Дрянь" Фиби Уоллер-Бридж, где так же по сути нет интриги, первая же серия начинается с "ничего", и ход событий идет своим чередом, как и сама жизнь. Или почти бессюжетные картины режиссеров новой волны, где главные герои тоже ищут себя и живут здесь и сейчас без планов и перспектив. На ум приходят и литературные ассоциации: Юлия и Аксель это Тереза и Томаш из "Невыносимой легкости бытия" Милана Кундеры, только наоборот.

«Худший человек на свете»: кино про кризис молодости с терапевтическим эффектом

Несмотря на всю свою воздушность, в фильме есть не только чему улыбнуться, но и над чем подумать, и всерьез задуматься, и даже заплакать. В нем есть драматичные моменты, и один из них — монолог Акселя на скамейке сквера. Именно в этот момент Триер незаметно проскальзывает в свое творение, именно через Акселя говорит режиссер, который и сам из другого времени.

Весь фильм пропитан каким-то магическим, даже сказочным настроением, которое во многом передается за счет по-настоящему чудесной операторской работы Каспера Туксена. Трезвость скандинавских пейзажей и интерьеров миксуется с мягким светом и пастельными тонами, на которые просто приятно смотреть. А сцена с остановкой времени — одна из лучших в фильме.

"Худший человек на свете" — одна из первых и безусловно удачных попыток запечатлеть портрет нынешней молодежи, которая постепенно перестает ею быть. Это фильм-терапия, к которому хочется возвращаться снова через некоторое время. Он оставляет теплое и светлое чувство грусти по чему-то необъяснимому. И призывает не относиться к себе чересчур строго.

77
Начать дискуссию