Glass Spider Tour: грандиозный тур Дэвида Боуи, непонятый современниками

Рассказываю о концертном турне, навсегда изменившем исполнение музыки.

На дворе 1987 год, во всю гремят Принс, Мадонна и Майкл Джексон, Фредди Меркьюри записывает оперный альбом «Barcelona» вместе с Монсеррат Кабалье, а Nirvana только-только была основана Куртом Кобейном и Кристом Новоселичем. 40-летний Дэвид Боуи выпускает 17-ый студийник под названием «Never Let Me Down».

20 апреля 1987
20 апреля 1987

Про сам альбом сказать толком нечего. Не так плох, как утверждают некоторые, но и, безусловно, не уровень его шедевров времён седьмой декады прошлого века. Типичный поп-альбом восьмидесятых, возможно, увидевший бы забвение, если на нём не присутствовало бы имя Дэвида. Но могу сказать, что песни «Zeroes», «Time Will Crawl» и «Glass Spider», по которой назван тур — три звёздочки сие произведения. К тому же, сам Боуи признавал, что восьмидесятые были его творческим надиром из-за тщетных попыток вписаться в конъюнктуру, которая всегда была к нему холодна. Неудивительно, что Дэвид, выгорев в погоне за мейнстримом, в 1988 сколотил группу Tin Machine для перезагрузки карьеры.

Слева направо: Хант Сейлс, Ривз Гэбрелс, Дэвид Боуи и Тони Сейлс
Слева направо: Хант Сейлс, Ривз Гэбрелс, Дэвид Боуи и Тони Сейлс

Но речь пойдёт не о Tin Machine, не о «Never Let Me Down» и даже не совсем о любимым мною тысячеликом артисте. Говорить будем о, как и было написано в заголовке, великом и ужасном туре Glass Spider.

Glass Spider Tour

30 мая 1987 - 28 ноября 1987
30 мая 1987 - 28 ноября 1987

Предыстория

Как уже было сказано ранее, Боуи был не совсем «Боуи» в 80-е. На замену довольно специфическому артисту, которого не стеснялись называть фриком, пришёл «правильный» музыкант, без былых высказываний о Гитлере-рокзвезде, без баночек с мочой в холодильнике и даже без закадычного друга Игги Попа, с которым он перевернул всю Западную Германию. Теперь это посвежевший и набравший недостающих килограммов так десять (из-за перехода от диеты кокс + перец к человеческой) певец. Звезда, поющая в дуэте с Тиной Тёрнер и снимающаяся в рекламе Pepsi и MTV. Полноправный бог на музыкальном Олимпе, куда в 70-х его бы и на пушечный выстрел не пустили. Был слишком не формат, слишком странный. А тут — живая легенда в пантеоне себе подобных. Значит, нужен огромный тур для закрепления успеха. Но не такой, как предыдущий, носивший название «Serious Moonlight» в поддержку альбома «Let’s Dance».

18 мая 1983 - 8 декабря того же года 
18 мая 1983 - 8 декабря того же года 

Нет, то было простое концертное турне: стадионы, просторные залы, арены. Да, тур был большой, но всё же без излишков. Ради больших залов приходилось жертвовать сценичностью самих выступлений. Даже выбор классических, но всё же пестрых костюмов был для него не впервой:

Подготовка к туру

Выпустив вышеупомянутый альбом «Never Let Me Down» в 1987 году, Боуи решил окончательно закрепиться на звёздной эстраде и взять конъюнктуру за рога. Так началась подготовка к многострадальному детищу Дэвида и ещё сотен человек, работавших над проектом.

«Я ел, спал и не думал ни о чем, кроме этого шоу на протяжении шести месяцев».

Дэвид Боуи

Темой тура стало «нереальное в роке». Трансцендентальный выход за пределы жанра и самой музыки, поиск нового, ещё более откровенного способа говорить со своей аудиторией. К каждой песне предполагалась сценка с участием актёров, разыгрывавшаяся во время её исполнения. Между сценами Боуи рассуждал бы о самой песне, вспоминал, как написал её, и что она обозначает для него самого. Репетиции к каждому выступлению длились в среднем 12 часов. Никогда в карьере у хамелеона не было таких долгих и утомительных подготовок к шоу.

«Glass Spider Tour» — самый изнурительный концертный тур, с которым я когда-либо гастролировал. Он безжалостен, он не останавливается ни на мгновенье. Я чертовски измотан. Я чувствую себя изношенной тряпичной куклой.

Дэвид Боуи

Вдохновение Боуи черпал, как ни странно, сам у себя: у него уже был опыт масштабного тура, он назывался «Diamond Dogs Tour» (в поддержу альбома «Diamond Dogs») и в конечном итоге вылился в «The Soul Tour». Тогда на смену крупным декорациям (самой впечатляющей была 6-тонная конструкция, имитирующая антиутопичный город Hunger City, в котором и происходили действия студийника «Diamond Dogs») быстро пришли простые живые выступления, без театральности, но, взамен пафоса предшественника, более искренние, как тогда хотелось Дэвиду.

Но в этот раз Дэвид решил провести весь тур в таком претенциозном (в хорошем смысле этого слова) духе. Декорации для тура «Glass Spider» считались самыми масштабными на тот момент. Неудивительно, что Дэвиду пришлось заключить вышеупомянутый рекламный контракт с PepsiCo на время турне по Северной Америки для содержания этого чуда. Выглядело всё так: огромный паук (почти по 20 метров в длину и ширину), все восемь конечностей которого постоянно светились во время выступления, меняя цвет и создавая светомузыку и трёх-этажные передвижные платформы, на которые часто взбирались танцоры и сам Боуи. Были созданы уменьшенные версии декораций для крытых площадок, потому что 20-метровый паук, очевидно, подходил только для стадионов. Для перевозки всех этих конструкций, в сумме весивших 360 тонн, требовалось 43 грузовика, само содержание штата сотрудников обходилось в один миллион долларов еженедельно на протяжении всего турне. Художником по декорациям был Марк Равитц, который как раз и занимался бутафорией в туре «Diamond Dogs».

Стоит так же упомянуть и талантливых танцоров, без которых тур бы не вышел таким артистичным:

Мелисса Харли, Констанс Мэри, Крэйг Ротвелл по прозвищу Spazz Attack, Виктор Маноэль, Стефен Николс и, собственно, Дэвид Боуи
Мелисса Харли, Констанс Мэри, Крэйг Ротвелл по прозвищу Spazz Attack, Виктор Маноэль, Стефен Николс и, собственно, Дэвид Боуи

Хореографией занималась Тони Бэзил. Он поставила танцы, как того желал Боуи: синтез американской страсти и европейской элегантной театральности, вдохновлённый канадской танцевальной группой «La La La Human Steps» немецкой танцовщицей Пиной Бауш.

Репетиция Боуи с «La La La Human Steps»

Тони Бэзил так же занималась хореографией для «Diamond Dogs».

Именно это фото послужило вдохновением для обложки альбома Боуи «Young Americans»
Именно это фото послужило вдохновением для обложки альбома Боуи «Young Americans»

Сам Дэвид во время тура выглядел превосходно, хоть и изрядно похудел из-за нервов, как сам признавался (надеюсь, только из-за нервов) . Два моих любимых наряда маэстро с того тура:

Не в последнюю очередь стоит упомянуть и группу, с которой Боуи гастролировал на протяжении всего тура:

Слева направо: Карлос Аломар (гитара), Алан Чайлдс (барабан, перкуссия), Ричард Коттл (синтезатор, саксофон), Эрдал Кызылчай (клавишные, труба, скрипка), Кармайн Рохас (басс) и Питер Фрэмптон (гитара) 
Слева направо: Карлос Аломар (гитара), Алан Чайлдс (барабан, перкуссия), Ричард Коттл (синтезатор, саксофон), Эрдал Кызылчай (клавишные, труба, скрипка), Кармайн Рохас (басс) и Питер Фрэмптон (гитара) 

Тур

К выбору песен для тура Дэвид подошёл изобретательнее, чем во время «Serious Moonlight»: если на том турне он играл преимущественно свои главные хиты, наподобие «”Heroes”», «Fame», «Changes» и иже с ними, скупясь на менее известные композиции, то в случае с новым туром он начал вспоминать и не самые популярные песни своего репертуара: «Up the Hill Backwards» с альбома «Scary Monsters (and Super Creeps)», «Sons of the Silent Age» с пластинки «”Heroes”», «All the Madmen» из «The Man Who Sold the World» и так далее. Спрос на билеты был колоссален. В качестве примера: только на австралийскую часть тура билетов было продано на 8.6 миллионов долларов. Для сравнения: австралийский этап «Bad Tour» Майкла Джексона в том же 1987 году принёс ему 4.5 миллиона. По всему миру шоу Боуи посетило до 6 миллионов человек. Турне затронуло всю Западную Европу, Северную Америку и Океанию. Всего же Боуи меньше чем за полгода отвыступал 86 концертов. Так же планировались выступления в СССР, уже без массовки, декораций и в гораздо более консервативном образе, но, увы (выступить в нашей стране Дэвиду удалось только в 1995, уже после развала Союза, но про этот позор хочется поскорее забыть, ужасная акустика вкупе с мерзкой аудиторией «братков» с 90-х не могли вылиться во что-то иное). За год тур принёс Дэвиду 86 миллионов долларов, что равняется 205 миллионам на сегодняшний день с учётом инфляции, что делает этот тур четвёртым крупнейшим туром восьмидесятых и крупнейшим туром восьмого десятилетия, если учитывать только сольных артистов и выступления за один год.

Western Springs Stadium в Новой Зеландии, 1987. 49,000 зрителей.
Western Springs Stadium в Новой Зеландии, 1987. 49,000 зрителей.

Происшествия

Но не обошлось и без инцидентов. Во время подготовки шоу во Флоренции на Stadio Comunale один из работников получил смертельные травмы, упав со строительных лесов, монтируя аппаратуру. На следующий день похожее происшествие случилось с инженером в Милане, но тогда всё, благо, обошлось. Во время выступления в Риме толпы фанатов Боуи, не попавших на концерт, устроили беспорядки прямо рядом со стадионом, группе пришлось выступать через слезоточивый газ. Когда же Дэвид вместе с коллективом покидал столицу Италии, вскоре после взлёта в полицию поступил звонок о бомбе, заложенной на борту самолёта. Рейс срочно развернули обратно в аэропорт Фьюмичино, где оказалось, что звонок был от шефа полиции, который оказался давнем фанатом Боуи и хотел получить от него автограф. «Я был не столько раздражен, сколько ошеломлен — это могло произойти только в Италии!» — Вспоминал Дэвид в 1991.

Аэропорт Фьюмичино имени Леонардо да Винчи
Аэропорт Фьюмичино имени Леонардо да Винчи

Следующий крупный эксцесс случился в Ирландии. 11 июля 1987 года Боуи с группой репетировали выступление рядом с Замком Слейн, когда ярый фанат решил пробраться к ним, переплыв реку Бойн. Как вы уже наверняка догадались, пересечь реку у поклонника не получилось. Но после этого инцидента на реке Бойн начали ставить береговую охрану перед каждым мало-мальски значимым событием.

Сам концерт рядом с замком Слейн. 11 июля 1987
Сам концерт рядом с замком Слейн. 11 июля 1987

Вишенкой на торте было обвинение Боуи в изнасиловании. Учитывайте, что мы говорим о 1987 годе, когда подобное заявление действительно было способно ошеломить публику. Дело произошло в Далласе в отеле Mansion после выступления Дэвида на Reunion Area. Девушка утверждала, что музыкант напоил её в гримёрке, отвёз в гостиничный номер и «воспользовался её состоянием». Сам рокер отверг все обвинения, назвав их «смехотворными».

«Изнасилованная» Ванда Николс
«Изнасилованная» Ванда Николс

11 ноября Боуи вместо репетиций грядущего концерта участвовал в двухчасовом судебном слушании, после которого судья, согласившись с присяжными, признал звезду невиновной. Решение было подтверждено окружным прокурором и обвинения сняли.

Сцены

Я уже упоминал, что к каждой песне предполагалась полноценная сцена. Вот некоторые мои фавориты:

«Glass Spider» с грандиозным спуском на сцену. Так обычно начинался каждый концерт.
«Time» вместе с ещё одним не менее завораживающим спуском с паука. Это происходило после окончания самого концерта, когда группа внезапно возвращалась исполнить на бис.
«Sons of the Silent Age»

После тура

Концертный тур был разгромлен в прессе тех лет. Что обиднее, критиковали его за то, за что сейчас бы носили на руках. Основными претензиями были экстравагантность, излишняя театральность и неискренность самих выступлений. Крис Робертс из журнала Melody Maker утверждал, что на журналистов оказывалось давление со стороны коллег, которые призывали писать разгромные отзывы о проекте Боуи. Ещё раз к вопросу о том, что конъюнктура не принимала Дэвида, как бы он ни мимикрировал под типичную звезду восьмидесятых. Автор The Philadelphia Inquirer хоть и назвал шоу захватывающим, но указал, что под конец начал уставать от перегруженности выступления. Боуи, разумеется, был подавлен из-за подобной прессы. Он сетовал на то, что большая часть критики была неоправдана, так как часто ему приходилось выступать днём из-за законов о комендантском часе в ряде европейских стран, и поэтому шоу не достигало нужного эффекта у многих зрителей и критиков. Но разгромную прессу получали и грандиозно организованные американские концерты. Обозреватель газеты New York Times сравнивал выступления с быстро затухающей вспышкой, начинающей наводить тоску уже к середине. Утверждалось, что всё это выглядит максимально наигранно, особенно от Боуи, большую часть времени бывшего в опале мейнстрима и предпочитавшим более камерные выступления без такого размаха (исключением, конечно, является «Diamond Dogs Tour», но тогда, как уже было упомянуто, шоу было быстро свёрнуто).

Номер газеты «NY Times» от 1 августа 1987
Номер газеты «NY Times» от 1 августа 1987

Всё это пошатнуло Дэвида. Он потратил миллионы долларов, не спал ночами и репетировал десятки часов, чтобы подарить зрителям лучшее рок-шоу в истории. А получил неформальное исключение из ряда конъюнктурных артистов. Чтобы выместить гнев, Боуи (уже после окончания тура) сжёг одного из «пауков» в Новой Зеландии:

Мы просто поставили эту штуку в голом поле и подожгли. Это было такое облегчение!

Дэвид Боуи

Уже следующий тур Дэвида, «Sound + Vision» (1990), прошёл без бутафории и впечатляющих сценических приёмов. Просто Боуи. Просто поёт. Никаких актёров, никаких многотонных декораций. А ведь он планировал отправиться в ещё более умопомрачительное турне, в котором он бы окончательно стёр границы между театром и рок-концертом:

Если всё сработает как надо, то следующим моим шагом будет создание постановки специально для арен и стадионов, практически гастролирующего мюзикла, который на протяжении всего действия имеет одну повествовательную форму, с набором персонажей и сценарием уровня эпического театра.

Дэвид Боуи

Вдвойне печальнее осознавать, что, как я и написал ранее, сейчас такой тур обескуражил бы людей. С другой стороны, можно увидеть, как избалованы были критики тех лет. Во время турне «Sound + Vision» он вспоминал о «Хрустальном пауке» как о фантастическом шоу, но утверждал, что игра не стоила свеч. С другой стороны, он смог пересмотреть свою карьеру и понять, что хочет просто исполнять музыку, пусть иногда и скрываясь за вуалью образов и декораций, но уже без подобных масштабов.

«Sound + Vision Tour» 4 марта - 29 сентября 1990
«Sound + Vision Tour» 4 марта - 29 сентября 1990

Наследие

Главным итогом великого турне стало повышение качества последующих концертов звёзд той эпохи. Майкл Джексон начал использовать массовку и большую артистичность в финальной части тура «Bad Tour» уже после того, как своё шоу отстрелял Дэвид. Мадонна со своим туром «Blond Ambition World Tour» 1990 года, где она решила добавить драматургии в концерт, очевидно, вдохновлялась первопроходцем Боуи, который делал то же самое тремя годами ранее.

«Blond Ambition Tour», 13 апреля - 15 августа 1990
«Blond Ambition Tour», 13 апреля - 15 августа 1990

Сценический дизайнер Уильям Уильямс, работавший с такими мастодонтами, как Джордж Майкл, R. E.M. и U2, отмечал влияние тура на вышеупомянутых артистов:

«Вначале они исполняют несколько песен в одних костюмах, затем сценические декорации полностью сменяются и переходят к следующей части шоу. Боуи скрестил рок-н-ролл с Бродвеем в турне Glass Spider Tour, и понеслось».

Уильям (Уилли) Уильямс

Для доказательства значимости его слов, приведу примеры его работ:

Позже BBC признавали влияние шоу Боуи для всей эстрады после 1987 года. Отдельного внимания заслуживает выступление Дэвида рядом с Рейхстагом в рамках данного тура. Как известно, Рейхстаг был расположен рядом с Берлинской стеной, и звуки концерта доносились до Восточного Берлина, что привело к беспорядкам и всплеску манифестаций за снос символа Холодной войны. После смерти музыканта Министерство иностранных дел ФРГ в прощании с Дэвидом Боуи выразило ему благодарность за помощь в деле разрушения Стены позора. Это, разумеется, так же является подтверждением вневременности этого тура и величия его наследия.

Историческое исполнение «”Heroes”».

Итог

В завершение хочется сказать, что история тура «Glass Spider» — история музыки Боуи в миниатюре. Непринятый в самом начале, но доказавший своё величие с ходом времени. Концертное турне, навсегда изменившее представление об исполнении музыки и показавшее современникам и будущим поколениям, на что способен смелый артист с огромными, неугасающими амбициями.

Запись полного концерта.

P.S. Лонг посвящается всем моим горячо любимым подписчикам, которые терпят мой щитпост, а теперь будут терпеть ещё и лонги и, в частности, Argumenta Ambigua - двухсотому подписавшемуся.

181181
38 комментариев

Комментарий недоступен

13
Ответить

Я не пизжу

13
Ответить

Шо могу по итогу сказать

8
Ответить

Спасибо, от тебя это реально много значит 💖💖

3
Ответить

Комментарий недоступен

5
Ответить

Спасибо за лонг, это мы читаем.
Оффтоп: светану тату что-ли, раз в тему.

4
Ответить