Ренессанс облачного гейминга

В России, внезапно, достаточно конкурентный рынок решений для облачного гейминга. Сразу 3 крупные российские компании имеют по такому сервису. С 2022 года МТС и VK запустили свои сервисы облачного гейминга на фоне закрытия GFN (аффилировано с Nvidia) и SberPlay, занимающихся также облачным геймингом. В начале 2024 года Яндекс запустил «Плюс Гейминг» — сервис облачного гейминга, как понимаете. Еще есть ребята поменьше: Drova, LoudPlay и GATOGA. Это не считая зарубежные сервисы, которыми сложно, но можно пользоваться.

Кто-то и правда пользуется облачным геймингом? Официальное позиционирование большинства таких сервисов: ты покупаешь игры в Стиме или любом другом магазине, и потом играешь в эти игры на арендованном облаке. С, часто, бешенным ценником за час игры. То есть по задумке тебе не нужен мощный комп, чтобы играть, нужен только быстрый интернет.

Правда мощного компа у тебя нет, скорее всего, потому что нет на него денег. И это не бьётся с ценником и почасовой тарификацией. В среднем час игры стоит около 50 рублей, что выливается в круглую сумму, учитывая, что полное прохождение одной игры может занимать и 20 и 30 часов.

Для кого?

Но тем не менее, раз сервисы существуют, значит какой-то спрос есть. Давай подумаем кому может пригодиться сервис облачного гейминга. Для простоты повествование будет идти от лица когорты пользователей.

  • Владелец слабого ПК на Windows. Мне не нужен мощный компьютер дома. Я редко играю в игры, и логичнее воспользоваться облачным сервисом, чем потратить сотню тысяч для игр пару раз в год.
  • Владелец техники на MacOS. Эта система не для игр и игровые новинки тут это не частый гость. У меня уже есть дорогой ноутбук, я редко играю и мне нет нужды держать мощный комп на Windows. Я использую сервисы облачного гейминга, чтобы иногда поиграть в свою библиотеку Steam.
  • Школьник. У меня из мощного только купленный родителями смартфон на Android, я часто и много играю на телефоне, но также хочу играть и в компьютерные игры. Желательно бесплатно. Использую облачные сервисы с приложением на Android, плачу за сервис деньгами на карманные расходы, денег на покупку игр нет.
  • Начинающий блоггер. Я монтирую свои ролики на стареньком ноутбуке, но рендер видео на нём занимает слишком много времени. Я переношу проект на арендованный ПК и рендерю видео на нём. Это выходит сильно быстрее.
  • Программист или разработчик игр. Я занимаюсь PET-проектом и мне временно нужно очень мощное железо, чтобы побыстрее скомпилить итоговый билд. Использую сервисы облачного гейминга с самым мощным железом.
  • Владелец Smart TV или ТВ приставки. У меня нет ПК, и он мне не нужен. Я поставил себе приложение на телевизор, и иногда играю в ПК игры с геймпада на нём.

Последние три сценария мне кажутся сомнительными и маловероятными, но возможными.

Получается идеальный сервис должен:

  • давать возможность скачивать и устанавливать приложения из любых источников;
  • позволять запускать любые приложения, а не только игры;
  • иметь клиенты на разные OS или запускаться прямо в браузере;
  • обладать большим выбором мощности сервера.

К слову, FOG Play, Drova, LoudPlay и GATOGA идеально подходят по критерии, так как, по сути, являются арендой самого обычного компьютера на Windows со всеми вытекающими.

Выходит, потенциально аудитория у таких сервисов есть. Но сам по себе рынок не выглядит большим, а сценарий "играть в игры" для аудитории облачного гейминга не частотный. Такие сервисы для тех, кто играет редко, а не для тех, у кого мало денег.

Вероятно, я упускаю какой-то аспект, но я не могу представить ситуации, когда у человека есть возможность купить ПК и он часто играет, и идет играть в облако на постоянной основе, а не в ДНС.

Зачем это компаниям?

Первое, что приходит в голову — амортизация оборудования. Вот я огромный Яндекс или ВК с кучей серверов (если что, у обоих есть свои дата центры). Эти сервера явно не всё время работают на полную мощь, или даже на половину. А денег в покупку и содержание вбухивается вагонами непрерывно. Почему бы мне не сдать в аренду свободные мощности, и не отбить хотя бы содержание? А если мощности вдруг понадобятся, то всегда можно сказать "ой, свободных компов нет" или "сервис временно недоступен". Малютки потерпят.

Также такие сервисы могут использоваться для обкатки технологий. Это ведь не просто запуск игрушек, а целый набор технических решений — трансляция видео с низкой задержкой, распределенный CDN для передачи видео потока, управление динамической нагрузкой на сервера и тд. Над всем этим можно экспериментировать без рисков для основным продуктов. А потом успешные решения перетащить на условный VK Видео (хихи).

Ну и, конечно, диверсификация ниш бизнеса. Времена трудные, кризисные, и яйца нужно раскладывать по разным корзинам, чтобы поток денег не превратился в ручеек.

Если ты пользуешься облачным геймингом, расскажи зачем. Какие сценарии использования у тебя?

2
3
32 комментария

Вообще не представляю, кого в здравом уме устроит почасовая оплата

4

Это провокация на шутку про мамку или что?

2

Автор явно не разобрался, поскольку в том же МТС работает иная система. Есть люди, которые ставят приложение и дают свой комп в аренду, ставя цену. Есть потребитель, который ищет комп уровня цена качество и играет. МТС сам же выступает лишь посредником и имеет определенный % с этого.

ВК насколько знаю сами закупали или свое оборудование предоставляли.

1

Видимо, ты сделал такой вывод из финальной части, где в примере стоит МТС. Окей, заменю на ВК, чтобы не вводить в заблуждение

Фигассе
Впервые узнал об этом
Какие подводные?

Пока этот кал не будет стоить там условный 1к месяц смысла нет

бесплатно с просмотром рекламы.

2