Ещё по десять: игры, за которые я голосовал для спецпроекта Кинопоиска
И немного слов о том, почему выбрал именно эти игры.
Этот список, естественно, крайне условный и субъективный: американоцентричный, не системный, с уклоном в RPG. Я старался включать в него игры, которые как-то повлияли и на индустрию игр, и на меня самого, поэтому не добавил, скажем, Thief или Ninja Gaiden. Или какую-нибудь из Ultima — хотя это, очевидно, один из из самых влиятельных циклов игр, и трудно выбрать из него одну. Или еще сто разных игр, которые я люблю или ценю, но в меньшей степени: иногда кажется, что играть не во что, но великих игр-то за десятки лет на деле набралось нормально.
О списке, стало быть.
Deus Ex — игра, из которой выросли многие другие игры, которые я люблю.
Dishonored — особенно начало, задание по устранению верховного смотрителя. Чуть подробнее расписал в кусочке для сборного текста.
BioShock — одна из главных игр о том, что мы все прокляты и обречены, которая сообщает об этом в океаническом масштабе, — страшнее и убедительнее других.
The Elder Scrolls III: Morrowind — или TES II: Daggerfall, или TES V: Skyrim; но «Морровинд», конечно, самый родной.
Baldur's Gate II: Shadows of the Amn — пиковая игра студии BioWare.
Dark Souls — не самая любимая вещь, но именно по ней (как минимум в том числе по ней) историки будущего будут объяснять игры 2010-х, как 90-е — через DOOM.
Warcraft III: Reign of Chaos — вторая часть вообще-то и красивее, и занятнее (хотя бы потому что там есть флот), но влиятельнее оказалась всё-таки третья.
Prince of Persia: The Sands of Time — насколько я равнодушен к играм про прыжки и акробатику вообще, настолько люблю «Принца».
World of Warcraft — не моя чашка чая, опять же, но WoW стала синонимом термина «MMORPG», главной метавселенной до возникновения слова «метавселенная», и было бы странно, обозревая игровую фауну, не отметить столь крупное животное.
Mass Effect — поздняя BioWare в своей почти лучшей форме; понятно, что без компромиссов и упрощений не обошлось, но над этой игрой работали люди поразительного таланта и амбиций, и ничего подобного в области высокобюджетных фантастических RPG до сих пор не сделали.
Самая печальная картина (для меня) — в области современных блокбастеров. Вспоминаются, конечно, The Legend of Zelda: Breath of the Wild, DOOM (2016), Deus Ex: Mankind Divided, но эти игры обращены скорее в прошлое, нежели в будущее. Мейнстрим, иначе говоря, неуклонно портится, но по краям индустрии, к счастью, всегда что-то прорастает.
Тем, кто зачем-то дочитал всё это до конца, небольшое вознаграждение (надо полагать, его не все видели) — архивное видео, где о своих любимых играх рассказывает мужчина с седыми висками, который позднее сделает лучшую игру 2023 года.