Первый том заканчивается на том, что Эреб (больше известный как, хм, гей) - капеллан Несущих слово, сумел разжечь войну между Империумом и потерянным коленом человечества, попутно подрезав из их коллекции диковин древний меч (пропитанный силой Нургла. Что такой артефакт оказался именно там, выглядит как рояль в кустах. Ну, или хитрая многоходовочка Тзинча). После этих событий Эреб умудрился плотно присесть на уши Хорусу (как он втерся в доверие книга не поясняет), сея в душе Воителя меланхолию и неуверенность в себе, исподволь настраивая его против Империума, пока только против административной его части. Семена сомнения упали на благодатную почву, Хорус давно возмущался возвышением гражданских штафирок, и почему-то был особенно недоволен введением новых налогов на вновь завоеванных мирах (непонятно с чего, так то особой заботы о мирняке за ним не водилось).

В качестве следующего хода в своем грандиозном замысле, Эреб разыгрывает простую, но эффектную комбинацию - сначала скораптил посулами Хаоса наместника Давина (мира когда-то приведенного к Согласию легионом Хоруса), назначенного на эту должность Воителем, а потом доложил об этом предательстве Хорусу так провокационно, что тот, дабы не потерять лицо, был вынужден лично повести карательный отряд против отступников. Разумеется Хоруса ждала тщательно подготовленная ловушка - орды возрожденной Нурглом нежити и бафнутый по самую макушку Наместник. Серьезно, этот жирдяй смог не просто на равных сражаться в рукопашку с самим Примархом, он даже ранил его. Причем не абы чем, а тем самым похищенным мечом - Анафемой, пропитанным ядом способным убить даже такое могущественного существо, как Хорус.

Однако смерть Воителя в планы Эреба не входила - погруженные в отчаяние капитаны легиона готовы были ухватиться за любую соломинку, чтобы спасти своего обожаемого Отца, даже пойти на сомнительный колдовской ритуал - темное суеверие из древних времён (прямо противоречащий атеизму Имперских истин, кстати), который и предложил провести Эреб. Понятно, что ритуал взывал к силам Четверки, и Хорус узрев истину (или то что он счел за неё) открытую ему посланниками Хаоса, отринул Императора и принял дары темных богов, чтобы свергнуть тирана, пусть даже пришлось бы для этого погрузить всю галактику в огонь.

"Лживые Боги" писал не Абнетт, а другой автор, и пожалуй смена пошла на пользу, по крайней мере читалась она бодрее, чем первый том, хотя какой-то глубинной психологии тут нет - честно говоря, на фоне детских обидок Хоруса даже падение Энакина или там Артаса, выглядит гораздо более проработанным, драматичным и трагическим. Ну, в самом деле, чуть ли не главная мотивация в измене Хоруса состоит в том, что в гипотетическом будущем, показанном ему Хаосом, прославляют его братьев - Сангвиния, Дорна, Русса и, конечно, самого Императора, которого вообще обожествили, а о нем, Воителе, и его заслугах в покорении галактиках никто не помнит, от чего тот забавно бомбит. В книге он показан удивительно мелочным и суетным, для казалось бы полубога и сверхчеловека, и предает то во что еще вчера верил всей душой прям супер быстро. И вообще о чем там еще 62 тома, если Хорус предает уже во втором?

– Здесь изображены лишь некоторые из моих братьев, но где же остальные? И где я?

– Я не знаю, – отвечал Сеянус.

– Я много раз бывал здесь, но ни разу не видел вашего изображения.

– Я же избранный наместник! – вскричал Хорус. – Я сражался ради него в тысячах битв. Кровь моих воинов алеет на его руках, а он игнорирует меня, словно я никогда не существовал?

– Император отрекся от вас, Воитель, – продолжал Сеянус. – Скоро он отвернется и от своего народа, чтобы занять место среди богов. Он заботится только о себе, о своей власти и славе. Все мы были обмануты. В его великих замыслах для нас не нашлось места, и со временем он презрительно отвергнет нас, чтобы вознестись к божественным высотам. В то время как мы выигрывали для него одну войну за другой, он тайно черпал силы в варпе.

Важной сюжетной деталью в этом романе, как мне кажется, является обвинение Императора в том, что он не только знал о существовании сил хаоса, но ещё и заключил сделку с богами, воспользовавшись их мощью, чтобы создать примархов, сам же строго настрого запретив своим сыновьям взаимодействовать с варпом. В этом свете Импи выглядит вероломным лицемером, и тогда название романа "Лживые Боги" относится не только к четверке, но и к самому Императору. С другой стороны, как и в случае с библейским Древом Познания, возможно, что Император боялся не того, что примархи нахватавшись от Хаоса всякого, смогут бросить ему вызов, а просто хотел оградить своих детей от его развращающего влияния, зная, что они слишком слабы чтобы противостоять ему. Впрочем, есть и вероятность, что этот рассказ вообще просто вранье, чтобы побудить Хоруса предать, доверять демонам дело такое. Но что точно неоспоримо, так то, что декларируемый атеизм Императора (так называемые Имперские истины) был то ли формой игнорирования реальности, то ли способом сокрыть истину, так как в Вахе то боги реальны, они влияют на происходящее, откликаются на молитвы и поклонения.

45
1
6
41 комментарий