Наряду со вторым БГ, Которами, оригинальными фоллаутами, Jagged Alliance 2 - это та игра, которая осталась навсегда у меня в сердце, перепроходил я её наверное раз пять, поэтому, когда Sir-Tech развалились, а серия пошла по рукам со всякими сомнительными продолжениями и попытками слупить копейки (а больше бы не получилось, JA никогда не был мегауспешной) на некогда славном имени, вся эта возня расстраивала. Надежда на возрождение появилась спустя 20 лет, когда за дело взялись болгары из Haemimont Games - добротные разработчики с репутацией, собаку съевшие на стратегиях (продолжения Тропико прежде всего), и они не подкачали, получилось у них очень бережная реинкарнация Джа2 в современных игровых реалиях - они дословно перенесли ролевую систему с характеристиками, и боевку с механиками прицеливания, разными стойками, влияния разности высот. Не забыли и мою любимый элемент оригинала - стелс, ночные операции и тихие убийства, делающие из игры практически клон Commandos (метательные ножи, а как Лиска раздает хэдшоты, с двух дезерт иглов одновременно).

Богатый арсенал из многочисленных стволов и аж пяти видов патронов, и кстати, даже ощущение от оружие такое же, как я помню из JA2, разрушаемость окружения (правда крыши зданий все ещё висят в воздухе, даже если все стены снесены. Впрочем, так и в двушке было) немного переделали крафт, но в целом тоже весьма похоже и я бы не сказал, что стало хуже. Менеджмент шахт, боевое планирование с тем же выбором операций (лечение, ремонт барахла, ментотренинг, добавили только разведку и это отличное нововведение), подбивка доходов и расходов, и исходя из этого набор мерков, так как понятно, что в начале на элиту денег не хватает. Сохраненная от оригинальных игр своеобразная наемническая романтика, берущая начало еще в африканских приключениях легенд холодной войны типа Денара или Хоара, не потерявшая актуальности и сегодня в виде сложившейся субкультуры вокруг одной частной военной компании. Мне после Джа 3 даже захотелось поиграть в Фар Край 2, игру с похожей тематикой (Африка, кровавые алмазы, наёмники и война всех против всех).

Изменения тоже есть - убрали вертолеты и высадки с воздуха, вместо этого в качестве фаст тревела тут моторные лодки. Странно, кстати, что нет автотранспорта, и бойцам приходится пешкодралить постоянно, хотя те же уазики и уралы то в игре есть, как и автодороги, и можно было бы это реализовать, как в том же втором фоллауте c Хайвейменом. Чего по - настоящему расстроило так это малое количество мерков - на вскидку раза в два меньше, чем в Джа2. И поэтому довольно скудная вариативность набора, особенно заметная в дебюте игры, когда бабла хватает только на бомжей, а их буквально человек 8, ну и это оставляет игрока с практически предопределенной и неизменной начальной командой. Ещё из недостатков, как по мне в игре туповатый АИ - достаточно залечь на какой - нибудь высоте, и спровоцировать врагов на атаку, и они все полягут в лобовых штурмах, не особо пытаясь использовать рельеф, фланговые обходы или тяжелое оружие и гранаты.

Справедливости ради наци из бойцов Зигфрида и регулярная армия как оппоненты опаснее, и претензии касаются в основном Легиона - думаю реальные криминальные, негритянские ополчения африканских варлордов, как - то так и воюет, так что наверное это дань реализму. Стратегическое планирование Майора тоже не впечатляет - все карательные отряды и алмазные караваны из восточной части карты раз за разом упирались в Шале-де-ла-пе, где я натренировал ментов и разместил отряд из недорогих мерков и они без потерь всю игру отражали тупорылые наскоки легионеров, которые даже не пытались в концентрацию или хотя бы попытки раздергать мою оборону, выбрав другие цели для наступления. Таким образом весь пласт игры с ментотренингом, обороной поселений и шахт оказался серьезно упрощенным, в JA2 с этим было сильно лучше. Впрочем, возможно на харде враги действуют умнее, надо будет проверить когда - нибудь.

Зато прокачали сюжет, в JA2 он был прямолинейным, в том смысле, что Дейдрана являлась чистым злом без всяких полутонов, и задача перед игроком стояла простая - нашпиговать её свинцом. В трёшке же и первоначальный антагонист - Майор (явная отсылка к Курцу) персонаж глубже, да и рассказанная в игре история может похвастать парой твистов, плюс она неплохо освещает реальные проблемы современной Африки (серьезность, которую не ждешь от игры с порога заявляющей, что вдохновлялась боевиками 90-х) - неоколониализм, примитивную экономику построенную на добыче полезных ископаемых, регулярные перевороты и гражданские войны. При этом игра не страдает повесточкой и не снимает ответственности с местного населения, что было бы типично для современного проекта - да, разумеется, и Майор и жадные корпораты там белые, но большую часть игры все же предстоит убивать негров, устроив небольшую расовую войну.

Помимо основной сюжетной ветки, в JA3 есть пара побочных линий, первая - это зомби - апокалипсис с атмосферой, напоминающей пятую резьбу, а вторая - конспирологическая дичь про секретную базу нацистских недобитков. Вполне в традициях серии, в которой, напомню, находилось место натурально Чужим и ракетным винтовкам. Другое дело, что побочки фиговато интегрированы в игру, и это касается вообще практически всех побочных квестов - для их выполнения частенько приходится забредать в ебеня, тратя время (а время - деньги, зарплата мерков то капает, чем бы они не занимались) и темп наступления, которое рациональнее было бы использовать для штурма аванпостов и шахт. Плюс квесты подразумевает сложные битвы, а это возможные ранения и опять потеря времени на выздоровление и ремонт оружия, при том что награда за весь этот гемор часто даже не окупает суточную зарплату занятой команды. Так и получается, что сначала делаешь бизнес, занимая вражеские шахты, обеспечивая себе финансовую независимость, а только потом можешь позволить себе роскошь закрытия побочных квестов, которые на этом этапе игры тебе и не нужны, так как денег и без того куры не клюют и оружия дофига. Обычно все же в РПГ ты делаешь побочки, чтобы облегчить прохождение сюжетки, а в JA3 получается наоборот.

Короче, JA2 все еще недостижимый идеал и живая классика, сиквелу такой статус, конечно, не видать, но надо понимать, что никто никогда не вернется в 2000, и JA3 это лучшее из того, что могло произойти с серией в нынешней игровой индустрии, и мне только немного обидно, что довольно сложная и комплексная игра не получила и малой толики того внимания и почёта, что обрушилось на другую пошаговую рпг, вышедшую в прошлом году.

А теперь кое - что совсем другое, а то если мне опять выпадет 100 часовая пошаговая рпг, у меня кукуха поедет .

Няшные, анимешные лесбо-девочки, то что нужно (но это немного не то, что ждешь от Innocent Grey).

44
15 комментариев

Какие флауерс, ты что

3
Ответить

Такие

3
Ответить

Там поклонники серии собирают на проф озвучку трешки, уже набрали 87к на первую партию наемников (Барри - Александр Фильченко, Гвоздь, Анаболик, Волк, МД, Лиска, Сдоба, Калина, Фаза).
https://vk.com/jagged_alliance?w=wall-2244302_20873%2Fall

3
Ответить

Пробы актера на роль Гвоздя
https://youtu.be/UPO_D0UExpU

2
Ответить

Если в духе букинской озвучки двушки, то крутая идея, она была мемичной. "Деревяшкин"

1
Ответить

Жалко, что шахты очень быстро истощаются, вроде годами работали и ничего, а как только ты пришел так все, конец.
Понравились взаимоотношения наемников, например некоторые не будут работать в одной команде с другими потому что та шалава.

3
Ответить

Жалко, что шахты очень быстро истощаютсяУ меня только одна закрылась, а я не спешил.
Понравились взаимоотношения наемниковну, это одна из коренных особенностей серии, приятно что её сохранили.

1
Ответить