Когда начался метамодерн?

Когда начался метамодерн?

Начало метамодерна можно перепутать с появлением термина «метавселенная» в 1992 году, что, конечно же, будет неточным. Бросаясь в другую крайность, можно заявить, что первый метамодерн появился с первым наскальным рисунком, если не с первым рассказом об увиденном. В этой связи важно понять, что может определить начало эпохи метамодерна.

Мне видится, что знакомство с миром воображения, первые сны, конечно же, прямо указывают на наличие, условно, духовной (по отношению к материи) прослойки реальности – и самым непосредственным образом ведут к понятию метамира, образованного на стыке видимой и невидимой реальности.

Так, сны видит вполне реальный физический человек, при этом реальность сна не является физической, хоть и ощущается реальной. Сюда же добавляем идею, что это и не сам мир неких чистых идей, не мир невидимой мысли. То есть речь действительно идёт о некоем метамире на стыке физического и духовного пространств.

Первый сон можно считать началом метамодерна, однако это лишь намёк на тот мир метамодерна, с которым человечество только начинает знакомство. И важно понимать, что если не считать всю реальность сном, то кроме самого факта сновидений и веры в существование иной реальности мы мало что получаем.

Первый наскальный рисунок – уже лучше, поскольку мы в период бодрствования видим реально нарисованный рисунок, возможно даже фантастическое изображение, и, подключая своё воображение, оперируем абстракцией, дополняя свою реальность духовным взаимодействием – и это уже больше похоже на метавселенную, на метареальность, доступную не в период сна.

Проматывая последующие этапы развития искусства, всё более и более явно показывающие нам метавселенные, остановимся на телевидении или, выражаясь просто, просмотре движущихся картинок. Можно ли считать мир телевидения метавселенной? Не более чем мир нарисованных картин – просто статичность картин сменилась на видимую динамику.

Я полагаю, что отсчитывать метамодерн как культурологическое понятие и культурологическую эпоху следует с выпуска первой интерактивной графической операционной системы. По последнему актуальному сообщению поисковой системы искомой датой следует считать 1981 год, когда появилась The Xerox Star – первая коммерческая графическая операционная система, задействующая мышь.

Именно с выпуском данной ОС началось знакомство с виртуальным миром, состоящим из единиц и нулей, но при этом видимым и воспринимаемым в реальном мире не в период сна. И в отличие от картины или наскального рисунка, на экране монитора можно наблюдать движение курсора, выполнение математических и логических операций – некое подобие жизни и интеллекта на стыке материального и духовного миров. С появлением 3D-графики и 3D-игр разговор о реальности метавселенных стал ещё более прикладным, и важно, что мы сами научились создавать подобные миры, не завися так сильно от образов, формируемых, ориентировочно, воображением или подсознанием в период сна.

С 1981 года прошло уже больше 40 лет, и сегодня мы уже самым явным образом оперируем понятием «метавселенная», подразумевая создание по-настоящему масштабных проектов для пребывания в виртуальном пространстве. Метамир стал более чем реальным – и это уже не философия, а почти свершившийся технологический и культурологический факт.

44
Начать дискуссию