Фильм «Три цвета: Синий» – экзистенциализм по-польски

«Три цвета: Синий» – первый фильм трилогии «Три цвета» Кшиштофа Кесьлёвского повествующий об иллюзорности свободы.

Кадр из фильма «Три цвета: Синий» / <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinoafisha.info%2Fmovies%2F8117603%2Fshots%2F&postId=1092594" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinoafisha.info</a><br />
Кадр из фильма «Три цвета: Синий» / kinoafisha.info

Трилогия Кесьлёвского стала итогом всей творческой деятельности режиссера, к которой он шел всю жизнь. Начиная с юношеских инициатив, все никак не дававших плодов (с третьего раза поступил в Школу кинематографии), Кесьлёвский не остановился в своих желаниях и все-таки стал режиссером. Набивая руку как документалист, Кесьлёвский подобно корреспонденту любил отображать повседневную жизнь рабочего класса. Вот только реальная жизнь со всеми социальными и экономическими проблемами не нравилась властям, которые подвергали фильмы цензуре или же придавали картинам иной смысл.

В художественной трилогии от политики остается лишь французский триколор, отсылающий к Великой Французской революции и ее лозунгам: Свобода, Равенство, Братство. Несмотря на попытки фильма дистанцироваться от политики, невозможно не заметить, что Кесьлёвский не случайно встраивает в свое повествование Францию. Во-первых, что кажется логичным, именно с французским синематографом у режиссера сложатся доверительные и партнерские отношения. Во-вторых, Франция стала для Кесьлёвского второй родиной, родиной свободы, где он смог воплотить свои задумки в киношедевры. Сам режиссер в биографии «О себе» упоминал, что ни в одной другой стране ему не было так комфортно существовать и получать важные отклики от зрителей.

Кадр из фильма «Три цвета: Синий» / <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kinopoisk.ru%2Fpicture%2F1477404%2F&postId=1092594" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinopoisk.ru</a><br />
Кадр из фильма «Три цвета: Синий» / kinopoisk.ru

«Синий» – первая часть триптиха посвящена именно свободе. Вот только в отличие от философских повестей Вольтера и политических публикаций Жан-Поля Марата, Кесьлёвский рассматривает свободу на бытовом, личностном, так сказать экзистенциальном ключе, более схожим с творениями Сартра и Камю. Фильм повествует о переживающей трагедию девушки Жюли, которая потеряла в автокатастрофе любимого мужа и маленькую дочь. Вся ее жизнь, строящаяся вокруг семьи, становится свободной и беззаботной, но в тоже время бессмысленной. Попытавшись закончить жизнь самоубийством, но не пересилив себя, Жюли решает начать новую жизнь, сбежать от тяжелой судьбы, попутно стирая все из прошлой жизни.

Решив освободиться от воспоминаний, Жюли с большим рвением кует для себя цепи. Она продает дом, пытается избавиться от вещей, не смотрит старые фотографии и выбрасывает незаконченную партитуру гимна в честь объединения Европы. В конце, решает переспать с другом своего мужа Оливье, чтобы еще освободить себя от верности.

Несмотря на все попытки, Жюли преследуют мелкие детали из прошлого напоминающие старую жизнь. Это и подвески с люстры синей комнаты дочери, это и леденец, который мелькал вначале фильма, это и музыка, преследующая ее на бумаге, дребезжащая от струн запылившегося рояля, трубящая от уличных музыкантов, наконец, преследующая в ее голове. Как и у Сартра в «Тошноте», музыка – главный компонент, проходящий через всю историю. Для Жюли незаконченный гимн – некий идеал, который невозможно изменить. Только она и он знали порядок нот, эмоции и чувства композиции, оставшейся так и незаконченной, поставленной на паузу, как и жизнь главной героини.

Кадр из фильма «Три цвета: Синий» / <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.kinorium.com%2F98767%2Fgallery%2F%3Fphoto%3D38137554&postId=1092594" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinorium.com</a><br />
Кадр из фильма «Три цвета: Синий» / kinorium.com

Но чем дальше идет время, тем все сложнее скрыться не только от прошлого, но и от реальности. Жюли вначале отмечает, что теперь не хочет ничем заниматься – она все больше ощущает бессмысленность своего существования. В новой квартире в жизни вдовы появляется соседка – работница стрип-клуба, вдобавок по ночам оказывающая интимные услуги. Девушка Люси становится символом свободы для Жюли – сбежавшая от отца, страстная и не представляющая жизнь без любви. Яркая противоположность с созвучным именем, становится подругой, помогающей Жюли вернуться к жизни.

Однажды, Жюли обнаруживает в кладовке мышь с потомством. Психологическая травма мешает ей убить грызунов, поэтому она приносит в квартиру кота. Не дожидаясь пока кот, лишит мышь потомства, как жизнь лишила потомства Жюли – она убегает, боясь вернуться домой. С другой стороны, несмотря на невыносимость такого выбора, Жюли решается на убийство. С таким же чувством страха, отвращения и ненависти Жюли узнает о беременной любовнице мужа, с которой жаждет познакомиться. Но что-то в Жюли меняется, первая холодная встреча сменяется принятием, Жюли готова отдать семейное гнездо любовнице и будущему ребенку. Она понимает, что жизнь на самом деле продолжается, и беременная любовница – это как незаконченная музыка двух влюбленных, которая должна родиться, освободить и вернуть эмоции Жюли, которая все еще способна любить, творить и попросту жить.

Категория 16+.

99
4 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Присоединяйся к семье

Ответить

Блин, хоть Жюльет Бинош и 57, но у меня колыхает, когда смотрю на нее…

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить