«Аллея кошмаров»— битва экстрасенсов по-голливудски

Гильермо дель Торо пробует себя в жанре нуара, но его «Аллея кошмаров» остается все такой же сказкой, разве что без волшебства.

Кадр из фильма «Аллея кошмаров» / <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.kino-teatr.ru%2Fmovie%2Fkadr%2F138953%2F1094083.jpg&postId=1059914" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kino-teatr.ru</a><br />
Кадр из фильма «Аллея кошмаров» / kino-teatr.ru

Фильмография Гильермо дель Торо весьма специфична. Режиссер успел поработать в различных жанрах, начиная от хоррора и заканчивая мелодрамой. Но на протяжении всей его карьеры, фильмы объединяло то фантастика с огромными роботами и футуристичным оружием, то мистика с привидениями и человеком-амфибией. В этот раз дель Торо выносит свою сказку без волшебства прямиком в реальный мир, где пиршествует уродство, цинизм, пороки и бесконечные психологические травмы, травмы и еще раз травмы.

Переносимся в Америку конца 30-х годов с еще травмированным обществом после «Великой депрессии» и не готовым пережить нового удара от Второй мировой войны. Немногословный Стэн Карлайл (Брэдли Купер) с криминальным прошлым, начинает новую жизнь, присоединяясь к цирку на колесах. Здесь фонтанируют волшебством без помощи божественных сил симпатичная электро-женщина Молли, бодибилдер Бруно, карлик и семья экстрасенсов. Управляет этим мини-государством циничный, жадный и твердый Клем, который удивляет публику так называемым «человеком-зверем» — а точнее упавшего на дно жизни человека, вечно пьяного или накаченного наркотой, спящего в клетке и откусывающим на публике куриные головы. Если не вспоминать при этом задорного Оззи Осборна, возможно, это действительно покажется диким.

Кадр из фильма «Аллея кошмаров» / <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fimages.kinorium.com%2Fmovie%2Fshot%2F1664760%2Fh280_50237644.jpg&postId=1059914" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinorium.com</a><br />
Кадр из фильма «Аллея кошмаров» / kinorium.com

Попадая в мир большого обмана, а также немного незаконного бизнеса, Стэн осваивает психологические трюки, а вскоре и вовсе начинает сольную карьеру, убив своего учителя и забрав красотку Молли. Перед Стэном открывается красивая жизнь, а американская мечта с каждым фальшивым сеансом-выступлением приближается семимильными шагами. Стэн готов идти на самые жестокие фокусы, главное впечатлить богатую публику, которая готова платить все больше денег.

Несмотря на эксперименты с жанром, фильм кажется предсказуемым и как детектив, и как триллер, и даже как нуар. Да, здесь есть убийства, которые не играют с завязкой сюжета, нет перестрелок, а мрачные повороты неспособны накрыть меланхоличностью зрителя. Но что касается визуальной части, то стоит признать, что сделано с любовью. Темный фон, вечный дождь, серость, дым сигарет и элегантные темные наряды — все с эстетической изящностью.

К сожалению, для меня вездесущая прилизанность картины бросалась в глаза гораздо чаще, чем художественная ценность. Вспоминая фильмы Гильермо дель Торо, в особенности «Форму воды», невозможно не заметить заигрывание режиссера с современной повесткой, которая и дает знать, куда герой свернет, идя по кривой дорожке. Хладнокровная психологиня Лиллит отвечающая за сильных женщин в два счета переигрывает маскулинного мужика, который до этого оставил в дураках половину городской аристократии. Не спасает здесь и попытки раскрыть героиню, показать как бы зеркальное отражение самоуверенного в успехе Стэна, да и сеансов психотерапии у них не так уж и много, чтоб проследить тонкую нить мужской и женской страсти.

Кадр из фильма «Аллея кошмаров» / <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fru.kinorium.com%2F1664760%2Fgallery%2F%3Fphoto%3D50007239&postId=1059914" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">kinorium.com</a><br />
Кадр из фильма «Аллея кошмаров» / kinorium.com

Тем не менее, дель Торо успевает раскрыть Стэна, посылая зрителю очень жирный месседж. Герой Брэдли Купера с самого детства столкнулся с серьезными проблемами, а возможно и насилием в семье, но так и не смог проработать эту проблему. Вместо этого Стэн давит газ в пол, уничтожая прошлое и стремясь через силу и боль к будущему, попутно притупляя свои чувства. Но переставая чувствовать, не становимся ли мы такими же как «человек-зверь», жаждущего очередной дозы, как Стэн жаждет денег?

Лично для меня «Аллея кошмаров» выглядит как красивая, но бездушная картина, которой не хватает хорошего подтекста. Все что делает фильм – это бросается затертыми до дыр высказываниями, да выясняет уже известную всем природу человека. После просмотра, вероятно, кому-то и в правду захочется покопаться в себе, кто-то выстроит цепочку и увидит поднявшуюся проблему психических заболеваний, а другие вообще воспримут фильм как борьбу с алкоголизмом. Но на деле мы получаем нравоучительную сказу от политического режиссера, вероятно выставляющего цирк на колесах как кровожадную государственную систему, ломающих людей. Я бы хотел поверить искренности высказывания, но голливудская слишком богатая и яркая глубина кадра не имеющая под собой хорошего подтекста только еще раз напоминает мне, что все это ради денег.

Категория 18+

44
Начать дискуссию