Я посмотрел "ONE PIECE" от Нетфликса, чтобы вам не пришлось. Возможно. Часть 1: На заре приключений
Много букв с анализом невыполнимой — во многих смыслах — адаптации манги в «голливудский» сериал с живыми актёрами
В качестве предисловия честно скажу, что таким уж большим фанатом «Ван Писа» — или в простонародии «Куска» — я себя назвать уж не могу, но опыт знакомства с материалом есть. И честно сказать — я всё ещё считаю, что на протяжении двадцати с лишним лет Оде удаётся создавать вполне себе неплохой по меркам классического экшн-сёнэна со всеми присущими штампами сюжет, то и дело удерживая свою огромную аудиторию на плаву чеховскими ружьями.
Но речь конечно же пойдёт не о манге или аниме, конечно — а том, как один всем известный американский стриминговый сервис решился выбросить несколько десятков (а возможно даже и больше сотни) миллионов долларов на то, чтобы взять совсем уж небольшую, даже прямо крошечную часть этой многолетней истории о дружбе, стремлении и победах на фоне вечных приключений — чтобы попытаться рассказать историю через призму современной адаптации в духе того самого Нетфликса — несмотря на то, что Нетфликс уже успел пару лет назад провалиться с производством сериала по более лёгкому в адаптации для западной публики «Ковбою Бибопу», который впоследствии был разгромлен и закрыт после первого сезона. Ну, и что из этого впоследствии на самом деле вышло.
Осторожно — если вы не планируете нахватать спойлеров за обе щеки, то располагающийся ниже пласт вам лучше не читать в принципе. Я честно вас предупредил.
На Заре Приключений
Встречает сериал, как говорится, во всеоружии — с живописной сцены казни Короля Пиратов, Гол Д. Роджера/Голд Роджера, провозглашившего своими словами перед смертью на эшафоте начало Эры Пиратов, отправившихся в поисках зарытых им сокровищ, известных как «Ван Пис"/"Большой Куш»/подставьте перевод (при этом само название как таковое Роджером не упоминается, как и собственно то, чем вообще может быть данное сокровище и какова их ценность в реальности — это исключительно народный термин).
И вот тут, с самого начала, начинается первая претензия к сериалу — с самого изображения казни Роджера. Человек, считающийся для мира столь гигантской глыбой, что даже после его смерти на протяжении долгих лет никто до сих пор не приблизился к тому, чтобы обрести подобный титул. Угроза мирового порядка № 1, казнь которого должна быть предупреждением всему пиратскому роду — но в итоге его смерть производит ровно обратный эффект. Даже на смертном одре этот человек излучает харизму и непоколебимость, а его речь способна двинуть толпу восстать против Мирового Правительства, закона, стать преступниками и отправиться в странствие в полный опасности мир. Человек, который своими словами смог породить новое поколение пиратов, которые даже родившись уже после его смерти, продолжают верить в его статус как единственного Короля Пиратов — и желают достичь подобного величия.
И вот этого в сериале от Роджера не чувствуется совсем. Безумство, сопровождаемое хохотом, эдакое желание «насолить» напоследок Правительству перед смертью — это возможно, но уж точно никак не харизма, присущая «Королю Пиратов». В итоге самое интересное в сцене — выискивать камео персонажей, которые появляются посреди толпы перед тем, как все сразу же бегут под бодрую имитацию саундтрека Пиратов Карибского Моря с площади на корабли.
И вот, эта сцена плавным образом переходит от помпезности к представлению нашего главного героя, который с первого же кадра ломает четвёртую стену вдребезги своим монологом — юнца, который под впечатлением от баек о пиратах, сокровищах и бесконечной жажды приключений отправившегося в море с твёрдым желанием стать не просто пиратом — Королём Пиратов. Имя ему — Манки Д. Луффи.
И вот тут скажу заранее — к изображающему Луффи актёру, Инаки Годою (Годой? Эти мексиканские имена довольно путанные) за вообще весь сериал у меня образовалось меньше всего претензий среди основного состава Пиратов Соломенной Шляпы. Серьёзно — довольно сложно правдоподобно отыгрывать на экране вживую половозрелого детину (для справки — на момент начала приключений в Ист-Блю Луффи 17 лет) с амбициями и мечтами подростка и интеллектом малолетнего мальчишки, который на большинство экранного времени испытывает лишь четыре эмоциональных состояния:
- широченная улыбка;
- удивление и восторг от происходящего вокруг;
- желание врезать кому-нибудь из того, кто не сходится с его мировоззрением
- желание пожрать (да, это обязательная черта Луффи как персонажа)
Где с этим Инаки справляется — ну, в большинстве случаев. И это работает тогда, когда его персонаж из-за собственного выдуманного представления о том, что из себя представляет пиратство и кто есть пираты в принципе — полностью контрастирует с реальностью, которую показывают сразу же после того, как наш герой претерпевает своё первое «кораблекрушение» сразу же после своего выхода в море.
И вот, наш протагонист абсолютно случайным образом оказывается на корабле первого злодея — капитана Альвиды, женщины раздутых форм и не менее раздутого эго, управляющей своим кораблём с позиции неприкрытой силы и не менее неприкрытого насилия.
Собственно появление Альвиды — это один из тех моментов, когда пиратов показывают собственно пиратами — с пушечными выстрелами, битвой на судне, ну и захватом пленных, этакий маленький (и зацензуренный, хотя и не без крови) эпизод в духе Пиратов Карибского Моря под соответствующий саундтрек. Но, как вы понимаете — сюжет совсем не про это, и служит лишь ширмой для представления для другого «протагониста» сериала — парня по имени Коби, который подневольно служит юнгой на корабле Альвиды до тех пор, пока не встречается с Луффи и не подпадает под его влияние.
Вот тут следует сделать ремарку: с точки зрения оригинального сюжета манги Коби — на самом деле персонаж третьестепенный, если даже не ниже — отчасти от того, что из-за наращивания масштабов сюжета за последующие арки и введении сотен своеобразных персонажей его присутствие минимально до крайности, а влияние — и того меньше, однако сериал решил поставить его в центр. Но это уже совсем другая история для других эпизодов, а пока в лоб сталкиваются два противоположных взгляда на пиратов: Коби занимает реалистичную позицию, в то время как Луффи — идеалист… и вот тут настаёт момент первого флэшбэка.
И вот тут вроде бы и может возникнуть вторая претензия к сериалу — он очень и очень любит раскрывать подноготную персонажей за счёт флэшбэков, которых прямо посреди эпизода может быть по несколько штук — и если знакомые с первоисточником вполне привыкли, то некоторые зрители к этому могут быть не готовы.
Но возвращаемся к настоящему — Луффи и Коби пытаются сделать ноги с корабля посреди ночи, случайно будят всю команду вместе с Альвидой, Луффи с лёгкой подачи доводит дамочку до белого каления, на что та готова ответить вполне логичным способом — тяжёлой дубиной по башке… и вот тут авторы сериала, приняв соответствующих веществ, решают оторваться по полной с имеющимся материалом.
Видите ли, Луффи — не совсем уж обычный человек, а со способностью растягивать своё тело подобно резине, которые появились из-за съеденного им в детстве дьявольского плода. Его не взять дубиной, его не берёт пистолет, его боевой стиль напоминает безумную смесь акробатической гимнастики с капоэйрой, а коронный удар — растянуть руку на несколько метров, чтобы придать кулаку ускорение и наблюдать с улыбкой, как злодейка улетает с мультяшной физикой и криком Вильгельма.
И всё вышеописанное — лишь первые пятнадцать минут почти часового эпизода. А дальше — больше.
Тут сериал начинает представлять ещё одного из главных персонажей — охотника на пиратов Ророноа Зоро по кличке «Демон», обладателя шевелюры стильного цвета «зелёный мох» и трёх катан наперевес. Причём делает он это путём столкновения его с противником, дизайн которого вызывает ощущение, словно актёра вызвали в костюме и с париком из вяленой шерсти прямиком из детской театральной постановки.
Здесь самое забавное — ни персонажа, ни показанной сцены с короткой битвой ни в манге, ни в аниме нет, и пуристам бы впору сказать "Опять чёртов Нетфликс ударился в отсебятину!" — ан нет, сама битва на самом деле была. Просто единственное упоминание о том, что всё это вообще происходило — короткая отсылка в арке, до которой экранизация дойдёт лишь в следующем сезоне (если таковой случится, конечно)… Ох уж этот Нетфликс, опять устраивать заделы к следующим сезонам, когда и первый толком не начался — с вышеупомянутым «Ковбоем Бибопом» ведь то же самое было.
Тем временем — Луффи и Коби отплывают на лодке с корабля Альвиды, и пока они плывут, у нас наступает очередь второго флэшбэка, раскрывающего то, как Луффи получил свои способности.
С этого момента описывать в общем нечего — всё довольно ровно. Луффи рассказывает свою историю, спрашивает Коби о его мечте (стать членом Морского Дозора/Морской Пехоты — противоборствующей пиратам силе на страже Мирового Правительства), поддерживает его в данной мечте, ну и заодно выкладывает очередной план — добраться до ближайшей базы Пехоты и позаимствовать там карту, чтобы добраться до Гранд Лайна — мифического морского пути. Наличие корабля и вообще способности ориентироваться по карте Луффи не волнуют, как и вообще надёжность плана заявиться прямиком на «вражескую» базу.
Тем временем едва время подходит к половине эпизода, как сериал плавно выкатывает ещё одного протагониста.
И вот уже тут, с появления Нами раньше срока, начинается тот самый оригинальный бардак Нетфликса пополам с историей оригинала, в результате чего пуристы могут опять же смело посылать сериал в утиль.
По стечению обстоятельств, все трое в одно и то же время оказываются в одном и том же месте — в Шеллз-Таун, возле базы 153 бригады морпехов. Первая их «встреча» их происходит в полном хаосе — вся троица оказывается в одном кафе, где Нами пытается охмурить одного из Дозорных с целью заполучить его форму (то, что она мужская — неважно, да здравствует унисекс), Зоро — направляется за наградой за голову убитого ранее наёмника, но в итоге сталкивается с капризным сыночком управляющего базой и нарывается на неприятности (с опять же неплохо поставленным экшном), а Луффи... ну, Луффи просто направился пожрать.
Вторая встреча троицы происходит при схожих случайных обстоятельствах — Луффи пробирается на базу, чтобы найти карту; наказанный Зоро сушится на дыбе внутри; в то же время раскрывается причина, по которой Нами крадёт форму — она тоже пытается карту Гранд Лайна, но для себя. Вообще, вся эта часть эпизода — набор комичных ситуаций, где персонажи сталкиваются друг с другом по абсолютной случайности.
Покуда Зоро занимается непотребствами (на самом деле нет), объединившиеся в результате обстоятельств Нами и Луффи пытаются обнести кабинет начальника базы — который обнаруживает присутствие посторонних на базе, поднимает тревогу и готовиться наказать неудачливых воришек. Комичная абсурдность происходящего продолжает нарастать.
В итоге весь этот балаган заканчивается ураганными разборками вначале с подкреплениями Дозорных, а затем — и с Морганом.
Хотя нет — абсурд не заканчивается и после. По меньшей мере остаётся ещё одна весёлая сцена — с появлением «наказанного» Хельмеппо, которые пытается остановить бравую не-команду, которая уже готовится отплывать.
После чего тот (заслуженно) получает кулаком от подоспевшего из ниоткуда Коби. Удивлённый Луффи пытается взять его с собой — но Коби отказывается, чтобы осуществить свою мечту присоединиться к Пехоте, чему Луффи в своей позиции «человек должен жить своей мечтой» перечить и не собирается.
Выводы после просмотра
С самого анонса моё мнение относительно "голливудского" сериала по «Ван Пису» было достаточно простым — я просто повертел пальцем у виска, потому что в моём представлении «Кусок» — довольно специфичный продукт классического сёнэна с довольно долгой продолжительностью жизни, который в лучших своих моментах требует неприличных затрат средств и хронометража на адаптацию, а в худшем — получилась бы треш-пародия на сёнэн уровня «Драконьего Жемчуга: Эволюции». Убеждения в содействии со стороны издательства и непосредственно Оды, который контролировал процесс, внушали мало доверия (достаточно вспомнить, что подобные заявления были и относительно «Ковбоя Бибопа», где режиссёр Шиничиро Ватанабе был изначально заявлен в качестве консультанта — но в действительности его комментарии относительно сценария были полностью проигнорированы при производстве) - но время шло, и промо-материалы по сериалу постепенно начали привлекать внимание.
Изменилось ли это мнение после просмотра первого эпизода? На самом деле... не слишком: если на фоне откровенно низкой планки ожиданий в целом сам эпизод был довольно позитивным и в целом соответствующим духу и атмосфере ранних арок «Куска» с абсурдной комичностью и духом весёлого приключения, реального «вау-эффекта» в общем не было.
Но кое-что всё же появилось - небольшая, но надежда. Надежда в то, что пускай и не полностью — но продюсеры сериалов начали извлекать уроки из предыдущих провалов в отношении контента и куда бережней относиться хотя бы к основе. Вопрос был лишь в том, когда именно эта надежда бы впоследствии бы обрушилась под грузом недоверия.