Охота на утят. Рецензия на Воскрешения Матрицы

Мы, по-хорошему, должны все от сердца поблагодарить компанию Ворнер Бразерс, чьи маркетологи в бесконечных попытках найти свою нишу в современном кино порой делают ставку на действительно артовые проекты.

И уж точно нам следует в очередной раз преклонить колено перед скандально известной Вачовски, хотя бы справедливости ради - место, уготованное нам в вертикали мира, куда ближе к грязи и камням, если отталкиваться от координат истинных визионеров, чьи горизонты широки, а умы производят идеи, большинству из нас недоступные, если судить по реакции массового зрителя на новую Матрицу (на момент написания на популярных оценочных агрегаторах фильм имеет ниже шести баллов от зрителей).

Уверен, создатели фильма были готовы к такому приему, раз пошли на риск и выпустили сиквел во многих аспектах непохожим на оригинал.

Охота на утят. Рецензия на Воскрешения Матрицы

Воскрешения Матрицы имеет ту же основу, что и оригинальная трилогия, но всего одно изменение в формуле переворачивает игру с ног на голову. И это, конечно, смещение, даже не фокуса - перспективы, точки сборки. Чем была оригинальная трилогия? Много чем, но в сущности своей - постмодернистской мешаниной из случайных кусков кинематографа, аниме, литературы, философии и так далее, и тому подобное. Ей же она и осталась, но базой референсов теперь служит не все обширное поле массовой культуры, а сама трилогия. Как родилась такая идея? Насмешка над продюсерами? Дань уважения своему же произведению, которое в свое время стало настоящей революцией и буквально изменило нашу жизнь? Может, это акт деконструкции, попытка развенчать немного этот миф, что тяжким грузом лежит на плечах автора уже двадцать лет? Меня это интересует не сильно.

Каждый элемент новой Матрицы - это полноценное развитие и доработка своего первоисточника. Унылая зеленая цветокоррекция сменилась яркими цветами, пустышки-герои оригинала превратились в убедительных персонажей, а экшен-сцены стали более изобретательными.Материал настолько хорош, что даже Ривз умудряется изобразить что-то сложнее перманентного запора, хоть и уступает по игре Гроффу и Абдул-Матину Второму, у которых получилось изобразить поразительно убедительных Смитта и Морфеуса.

Несмотря на все эти нововведения, Матрица сохраняет свою ДНК, и вязнет в самоанализе лишь в первом акте, после чего оформляется все-таки в полноценную историю. Рассказывает ли эта история нам что-то новое? Нет. Критика корпоративной культуры, неудержимая любовь, вера в чудеса, трансгуманизм - все, что показали нам здесь, опирается на основы, заложенные оригинальной трилогией. Опять же, каждая из этих тем теперь подается в более зрелом виде. Критикуют напрямую, не прикрываясь символизмом и аналогиями; влюбленные становятся равноправными личностями; верят в чудо, потому что знают - вера спасает города; «программы - такие же как люди» превратилось в «программы и люди хотят одного и того же».

Воскрешения Матрицы - это картина, постоянно балансирующая между оригинальностью и самоповторами, и её просмотр в этом ключе напоминает наблюдение за канатоходцем, что движется между небоскребами прошлого и будущего по веревке из настоящего искусства. И пока выходят такие фильмы, есть еще надежда на Голливуд. Сегодня мы празднуем очередную победу мысли над материей! Знакомьтесь в кофейнях! Пейте правильные таблетки! Обнимите программу! Да здравствует Лана Вачовски!

22
Начать дискуссию