Меланхолия Харухи Судзумии — сюжетное чудо, затерявшееся в годах [Лонг]
Сегодня я расскажу вам об очень особенном аниме, которое принимало смелые решения и сильно выделяется на фоне других. Причём не только наличием эталонного русского дубляжа! Что в нём особенного? Сейчас узнаете!
Что тут есть?
Как водится, сначала существовало ранобэ, которое было популярно на территории Японии. Позднее уже вышли адаптации в виде манги и аниме, которые сильно расширили аудиторию. И хотя печатные издания тоже достойны отдельного рассказа, мы сегодня будем вести беседу об анимации. И том, чем пытались зрителя удивлять.
За «оживление» книг отвечала Kyoto Animation. Если сейчас многие знают их по «Дракон-горничная Кобаяши» или «Вайлет Эвергарден», то в те годы студия только начинала свой творческий путь и очень сильно хотела заявить о себе. Сейчас, сквозь призму времени, уже можно с уверенностью говорить, что у них успешно получилось завоевать доверие тысяч зрителей.
Как ни странно, «Меланхолия Харухи Судзумии» является одним из редчайших представителей жанра, которые умудрились обзавестись профессиональным дубляжом. Да не просто хорошим, но практически идеальным! И это при том, что были переведены каждая песня, опенинг и даже эндинг. И всё на таком качественном уровне, что у других аниме-сериалов такое нужно искать долго и целенаправленно. Подбор голосов, передача эмоций, адаптация речи... Да у них даже девочка смогла фальшивить только в тех песнях, где это было нарочно сделано в оригинале!
Кто же ответственен за такую чудесную работу? А это Воронежская студия Reanimedia, которая в те годы, по весьма занимательному совпадению, точно так же начинала свою деятельность и очень хотела показать свои силы.
Я не просто так акцентирую ваше внимание на дубляже. Оценка проекта очень сильно зависит от этого фактора в данном конкретном случае. И хотя я знаю, что многие предпочитают оригинал с субтитрами, либо привыкли к пиратской озвучке, тут вы обязаны уделить внимание именно русскоязычной адаптации. Усвоили? Тогда вперёд к разбору!
Подача происходящего в сериале происходит через призму восприятия главного героя, если о нём можно так выразиться в контексте предстоящих событий. Его зовут Кён и именно его мысли по поводу всего увиденного нам и предстоит слушать на протяжении двух сезонов, длинной по 14 серий каждый.
Раньше он фанател от различного рода мистификаций, экстрасенсорики, уфологии и других подобных вещей... Но к старшей школе умудрился таки принять суровую действительность и законы физики, а вместе с этим расслабиться и плыть по течению, как бы принимая свою судьбу и даже не имея претензий по этому поводу.
И всё бы и продолжало идти своим чередом, если бы в его классе не появилась Она — Харухи Судзумия. Девушка предстаёт как раз как персонаж очень экстравагантный и на первом же занятии умудряется заявить, что её интересуют «Пришельцы с других планет, из будущего, из иных миров или экстрасенсы». Обычные люди её абсолютно не интересуют. А девушка-то при этом писанная красавица, да вот не подобраться к ней.
И вот тут интересный момент, буквально в первой же серии аниме показывает себя во всей красе и начинает поощрять внимательность зрителя. Перечень требований, само-собой, окажется нашим «ростером» персонажей. А помимо этого у нас ещё и Харухи, которая почему-то интересуется у Кёна, взявшего за привычку пытаться с ней беседовать на перерывах, не встречала ли она его раньше. В то же время друзья нашего героя рассказывают, что она несколько лет назад разрисовала школу какими-то «хреноглифами». И вот это всё обязательно выстрелит, но уже сильно позже. Когда вы начнёте забывать, ведь не придали значения этой информации. А потом будете сидеть с мыслью «Эй, точно!».
Харухи, имевшая привычку каждый день менять причёску на количество хвостиков, соответствующее дню неделю, после диалога с Кёном останавливается на одном единственном варианте. А после жеребьёвки выбора мест в классе, чудом оказывается, что они будут сидеть рядом. И этот момент показывает, что делает Кёна главным героем — Судзумия его выбрала.
С его же подачи ученица, которая побывала ради развлечения во всех кружках школы, а заодно продинамила всех парней в округе, решает основать свой собственный клуб по интересам. Людей туда она затягивает в добровольно-принудительном порядке, по своему усмотрению. Харухи заняла помещение старого читального клуба, где обитает маленькая невзрачная девочка в очках — Юки Нагато. Постоянно читающая книги и, видимо, идущая комплектом с комнатой, Нагато не против вступления в клуб Харухи.
Насильно туда привели и рыжую милашку Микуру Асахину. Причём обоснование этого решения проговаривается самой Харухи и ломает четвёртую стену. Это фан-серивис, она просто хорошенькая. Героиня-моэ, как выражается Харухи, да ещё и большой грудью. Внимательные зрители могут отметить для себя и необычную реакцию Микуру на присутствие Юки, что вызывает в ней заодно и решительность вступить в этот клуб.
Конечно же архетипы персонажей здесь подобраны не случайно. По ним с первого взгляда можно сказать всё об их характере, интересах и, как будто, тут и обсуждать уже и нечего. Только вот ситуация такова, что на каждого из них наложен дополнительный слой, который не только обосновывает строение их личностей, но и добавляет необычности и глубины. Нагато буквально пришелец-андроид из космоса, который послан следить за Харухи. Микуру Асахина пришелец из будущего, прибывший в наше время с той же целью. И только Кён обычный парень, который и служит проводником для зрителя.
А почему за Харухи вообще нужно следить? Да потому что она божество, мысли которого бессознательно оказывают влияние на реальность. Именно это, по заявлениям всех знающих, и произошло около трёх лет назад, после чего за ней стали наблюдать разные представители власть имущих. Лучше всего эту тему объясняет Ицке Коидзуми, присоединяющийся к команде только к третьей серии и являющийся экстрасенсом. С ним Кёну и предстоит вести больше всего бесед о Харухи, её поведении и последствиях. А что? Нагато молчалива, с Микуру трудно общаться, а Ицке отличный собеседник, ещё и мужик!
Изначальной же вводной служит как раз обман ожиданий зрителя. После занятий Юки вручает главному герою книгу, в которой оказывается адрес, а сама она очень загадочна. В большинстве своём это означало бы свидание, но, в нашем случае, при явке она первая решает раскрыть свои карты и вывалить на голову Кёна просто немыслимое количество информации о происходящем и взглядах её стороны на это. В отличие от Ицке, который всё объясняет предельно понятно, Нагато любит переусложнённые конструкции с обилием терминологии.
Микуру же в подобных диалогах, хоть и хочет поделиться хоть чем-то, но постоянно говорит «секретные сведения». Эта же её привычка замечательно обыгрывается в её попытке рассказать о возникших у неё рабочих проблемах, что превращается в «Секретные сведения и секретные сведения, потому что секретные сведения». Ну прям SCP, не меньше.
Устали? Понимаю! А это только завязка сюжета, объяснение структуры мира, условий в которых находятся персонажи. Поверхностная суть сводится как раз к тому, что нельзя дать Харухи заскучать от жизни, чтобы она не уничтожила весь мир. А повлиять на неё способен один лишь Кён, и то, потому что она сама того желает! На деле же, конечно, всё оказывается куда как глубже.
Сериал помещает персонажей в классические для жанра «повседневности» ситуации, но пытается их всячески деконструировать, обогатить наличием двойного дна у всего происходящего. Тут у нас и детективное расследование, и соревнования по компьютерным играм и пляжный эпизод, и даже съёмки фильма. Условно — идёт бейсбольный матч и для Харухи важна победа в нём. Поэтому все выкладываются как могут, ведь в их парадигме поражение ставит под угрозу существование мира, а допустить этого никак нельзя.
А параллельно классическим событиям идёт попадание в цифровое пространство, прыжки во времени, параллельным измерениям. При этом ничего из перечисленного не нарушает логику мира, работает по заданным правилам и, что куда важнее, не позволяет себе держать зрителя за идиота. Вам всегда позволят самому понять происходящее и построить догадки, сделать выводы на основе вводных. И только в развязке уже будут объяснять, что произошло на самом деле. Это же может сыграть и злую шутку, ведь если вы отвлечетесь на какое-то время, то придётся ожидать окончания арки, чтобы что-то понять.
Пока не отошли далеко от вопроса времени. Тут прыжки выполнены по «правильной» формуле и первые серии учитывают прыжки из следующих. Принцип тут «если я в прошлом себя не встречал, значит и не будет этого», так что события ничего не меняют, а лишь показывают другие перспективы и радуют раскрытием многих вещей.
Кроме игр с ситуациями и временем, сериал активно старается исследовать темы человеческих взаимоотношений, кризиса принятии себя и окружающего мира. Постоянно пытается развивать героев, открывать их с необычных сторон и не забывать ни о ком из пятёрки.
Во втором сезоне создатели пустились в совсем уж уникальные эксперименты. Хотя сейчас и будет огромнейший спойлер происходящего, поверьте, вы ничего не потеряете, но их задумку поймёте, ровно как и эмоции зрителей тех лет.
8 эпизодов с одними и теми же событиями, которые практически не отличаются друг от друга. Они поместили персонажей в «бесконечное лето», создав временную петлю последних двух недель каникул. Если верить Юки Нагато, которая единственная сохраняла воспоминания из-за того, что её память не работает по человеческим принципам, они проживали эти события боле 15532 раза. И зрители могли испытать схожие чувства раз за разом наблюдая в онгоинге ровно одну и ту же картину, не понимая, что происходит. Причём они не просто экономили, отнюдь, они перерисовывали каждый эпизод, меняли наряды, ракурсы, им не было всё равно. А выход из петли был сколь прост, столь и гениален. И вот это уже сможете выяснить самостоятельно.
И, вы знаете, многие осудили подобное решение, кому-то из бывших сотрудников даже пришло в голову извиняться за такой подход. Но, мне кажется, что это безумно увлекательный и гениальный эксперимент, который мало-кто осмелился бы провернуть.
Это решение хорошо отражает всю суть сериала, показывает то нутро за которое его и полюбили зрители. Сложные переплетения, казалось бы, мало связанных серий. Грамотная работа с сеттингом и персонажами. В конце концов химия между ними!
И хотелось бы ещё упомянуть споры по поводу хронологии просмотра. Дело в том, что не факт, что порядок серий совпадает с действительной хронологией сериала. Забавные вещи об этом сказаны и на Википедии:
Нехронологический порядок трансляции аниме породил математическую задачу: «Какое наименьшее количество серий Харухи нужно посмотреть, чтобы увидеть оригинальные 14 серий в каждом возможном порядке?» В 2011 году усилия по решению «проблемы Харухи» на 4chan привели к доказательству нижней оценки длины суперперестановок, решив математическую задачу, остававшуюся открытой с 1993 года.
При общем высоком качестве рисовки, студия умудрилась сочетать в изображении множество словно противоположных вещей. Аниме достойно смотрится даже сейчас, спустя почти 20 лет, что уж говорить о тех временах. Некоторые сцены пытались использовать 3D-графику, наложенную поверх двухмерных изображений, что сейчас используется куда активнее, но не всегда удачно. Не буду утверждать, что тут оно смотрится прямо-таки уместно, но использовалось хотя бы на инородных для мира сериала объектах, что позволило хотя бы логически их обосновать.
Главными отличительными чертами я бы назвал несколько вещей:
- Огромные глаза девушек, при весьма приземлённом внешнем виде парней. Тут же это позволяет создать контраст между персонажами, а подобная гиперболизация помогает отразить неестественную красоту героинь, которой так восхищаются парни. Кстати, подобное решение с глазами девушек студия будет проворачивать и позже, к примеру, в «Lucky Star»;
- Постоянная сменяемость палитры. Место действия, погода, настроение героев, временная линия — тут влияет абсолютно всё. Как пример использования подобных приёмов сразу в голове может всплыть разве что «JoJo's Bizzare Adventure», где это тоже является часть уникального стиля;
- Персонажи регулярно меняют наряды. Звучит не так круто, но если вы будете обращать внимание на подобные вещи у других представителей жанра, то рискуете выяснить, что они большую часть сериала проводят в одной одежде, а за всё время имеют, дай бог, 2-3 наряда. В этом плане «Меланхолия» идёт во все тяжкие и постоянно балует зрителя новыми образами персонажей, причем не только повседневными, но и фан-сервисными. И каждый сюжетно обоснован, не взят с потолка, проработан;
- Художники крайне редко прибегают к каомодзи (или как вообще назвать аниме-эмоции с искажением лиц). Ну, это та самая фишка японцев, когда они очень гипертрофируют эмоции ради забавы и удешевления производства. Тут же герои в большинстве своём переживают всё как люди и выглядят тоже соответственно;
Свойственная любой анимации статика на месте, тут уж ничего не поделаешь, бюджеты для проработки экшен-сцен или детализации крупных планов нужно как-то высвобождать и этот проект не исключение. Просто деньги в этот раз пошли как раз на костюмы, а не только экше��, которого тут как раз очень мало. Зато если он есть, то там уж стараются и выкручиваются как могут.
Не смотря на малое количество динамичных сцен, смотреть на картинку приятно и интересно, она увлекает как раз своим разнообразием, постоянной сменяемостью образов и локаций, физическими взаимодействиями героев, что с окружением, что друг с другом. Проработка даже малозначимых героев на фоне, а также игра с тенями и освещением тоже радуют глаз.
Но главной вишенкой на торте можно назвать именно грамотную работу с мелочами в окружении, которые всегда поощрят вашу внимательность.
Уровню погружения способствуют и отлично прописанные и озвученные диалоги, вкупе с мыслями Кёна.
Всё ощущается очень живым, человечным. Персонажи говорят с лёгким переигрыванием, помогающим яркости образов, но не перегружающим или лишающим их серьёзности. Каждый голос подобран идеально к характеру героя:
- Вечно смущённая и хнычущая Микуру имеет мягкий голос, очень часто он буквально дрожит, в нём читается подступающий к горлу комок. На контрасте этот же голос у будущей версии девушки звучит куда твёрже, увереннее, но всё ещё по-доброму, мило. И как быстро теряются все эти черты, когда она оказывается застигнута врасплох и снова нервничает.
- Юки звучит тихо и монотонно, словно это ASMR. Она идеально отражает безэмоционального загадочного андроида, содержащего в себе необъятное число информации. И тем интереснее случаи, когда она пытается проявлять чувства или их подобие: добавляется неуверенность и едва заметные оттенки того, что она как бы должна испытывать в моменте.
- Ицке всегда добродушен и улыбчив, но твёрд в диалогах и говорит чётко. При этом во многих моментах он звучит очень наигранно. Будто преднамеренно плохое актёрство. Задуман так персонаж или нет — колорита и загадочности персонажу это добавляет. Он старается держать планку спокойствия даже в стрессовых ситуациях и отвечать на всё с улыбкой. Персонаж неизменный в своих интонациях, за редким исключением.
- Харухи достался очень властный и громкий голос. Она лидер, она считает себя командиром и звучит соответственно. Зачастую она пассивно-агрессивна, иногда даже нападает в открытую. И такое поведение очень сильно противопоставлено тем моментам, когда Харухи всё же удаётся раскрыться. Всегда всё знающий лидер предстаёт как ничего не понимающий в мире ребёнок, потерянный и боящийся, ищущий защиты и поддержки.
- Кён же обычный человек, что также отражается в его поведении и голосе, ведь они самые заурядные! И тут он выступает скорее как голос разума, который устал от происходящего абсурда. Ему постоянно приходится воспитывать окружающих, брать на себя ответственность, проговаривать очевидные вещи. Но по нему видно, что он на самом деле любит это дело и рад, что попал в подобную ситуацию.
Более того, персонажи второго и даже третьего плана тоже проработаны и за каждым закреплён его голос. Зачастую актёры там выкладываются не меньше, хотя об их характерах уже тяжело рассуждать. Они больше массовка, чем что-то серьезное, и их стереотипные наружности такими и остаются, в отличие от главных героев.
Переведены фоновые диалоги, отлично обыгрывается позиционирование звука, присутствие дополнительных эффектов, если того требует ситуация. Приятно слышать, что в подобных проектах дубляж заморачивается до такой степени.
В копилку аниме идёт и добротный юмор, который отлично дополняет произведение и позволяет налегке смотреть, казалось бы, сложные темы и концепции. Причём шутки не только диалоговые, гэги тоже на месте, как и различного рода обманы ожиданий, физическая комедия. Многие вещи сопровождаются колкостями именно в мыслях главного героя, которые, как и мы в реальной жизни, он не озвучивает и примет действительность с каменным лицом!
Это не тот род комедий, где вы будете кататься по полу в слезах, но тот, который вызывает глупую улыбочку одобрения на лице в процессе просмотра. Приятное послевкусие и отсутствие стыда за услышанное вам гарантировано!
Отдельно я хочу отметить и музыку в сериале. А конкретно песни. Нет, конечно, тут и обычные фоновые мелодии замечательно подобраны, но это просто умеренно хорошая работа, а вот песни отсюда запоминаются на всю жизнь. Я могу не глядя на текст воспроизвести вам русские версии опенинга и песен из сериала, настолько качественно была проделана работа сначала у оригинала, а потом и у нашей локализации.
Причём ладно песни, где нужно круто исполнить. Эти гении перевели шутливый опенинг, который нужно петь срывающимся дрожащим голосом мимо нот, и сделали это так душевно, что я охотно верю, что его поёт та самая Микуру.
Каждый раз, когда я слушаю переведённые песни в различных произведениях, мне становится плохо и возникает желание перемотать. Исключениями я могу назвать только работы Disney и «Меланхолию Харухи Судзумии».
Так что же? Чем так особенен этот проект? Почему миллионы фанатов существуют по сей день даже вне моей комнаты и готовы рекомендовать его к просмотру?
Качественная анимация, интересные и многогранные персонажи, непредсказуемый сюжет и ситуации, куда могут попасть герои. А также целый полигон интересных экспериментов со зрителем и его восприятием. Сюда же добавляется огромное жанровое разнообразие внутри одного сериала и великолепная озвучка. Не проседающий, никогда не скучный сериал, который является замечательной прелюдией к полнометражному фильму.
Стоп, что? Откуда всплыл полнометражный фильм?! А вот — весь сериал можно назвать большим знакомством и подготовкой к поистине гениальной картине в виде полного метра «Исчезновение Харухи Судзумии», которое великолепно завершает историю и оставляет за собой огромный эмоциональный след в душе. Но это вы уже увидите сами, когда после этого разбора посмотрите сериал и скажете «Мне нужно больше».
Спасибо за прочтение! Надеюсь, произведение кого-то заинтересует и порадует спустя столько лет!
Как и всегда, спасибо моим Boost'ерам! Они читали эту работу, как и прошлые, раньше других! И в будущем тоже продолжат!
А с вами не прощаемся и увидимся в следующей большой работе! О чём она будет? Подскажет маскот-Судзумия!