Мнение о Revelations Persona (геймплей)

Это вторая часть статьи, где идёт мой рассказ про первую Persona. С предыдущей можно ознакомится по ссылке ниже. Всем приятного чтения.

Спустя столько времени пора бы перейти к геймплейной составляющей игры, чтобы разобраться каково – это играть в первую персону в 2022 году.

Мнение о Revelations Persona (геймплей)

Revelations Persona геймплейно является Dungeon Crawl’ом, что её очень сильно роднит с ранними играми из Shin Megami Tensei, где предлагалось исследовать однообразные по дизайну коридорные подземелья от первого лица с рандом-энкаунтерами. Рандом-энкаунтеры – это такой способ застать врасплох в любые неподходящие моменты через каждые 3-4 шага. И конечно же тупики никто не отменял, поэтому если вы не знаете куда дальше идти, то будьте добры посидеть ещё 2-3 часа, перед тем как найти выход. Это неимоверно бесит и жутко злит, когда после очередной битвы пытаешься вспомнить: «А куда я сейчас направлялся?».

Кадр одного из подземелий
Кадр одного из подземелий

Сражения в серии Megami Tensei, до выхода первой Персоны, проходили без смены перспективы. В то время как в Revelations Persona очередная стычка с врагами происходит с изометрического ракурса, как показано на скриншоте ниже.

Сражения в изометрическом ракурсе
Сражения в изометрическом ракурсе

Здесь мне бы хотелось пройтись по шести пунктам меню интерфейса, которыми мы будем пользоваться во время многочисленных сражений.

1. При нажатии на пункт битва (Fight) открывается подменю со следующим списком опций:

1.1. Меч (Sword) – позволяет атаковать холодным оружием.

1.2. Пушка (Gun) – позволяет использовать огнестрельное оружие.

1.3. Персона (Persona) – позволяет использовать лечащие, атакующие и заклинания поддержки.

1.4. Поменять персону (Prs-Chg) – позволяет изменить, выбранному герою, персону во время боя, но ценой хода.

1.5. Предметы (Item) – позволяет всем персонажам использовать друг на друга лечащие и воскрешающие предметы.

1.6. Защита (Defend) – позволяет персонажам встать в защиту и пропустить ход.

2. Пункт контакт (Сontact) пришёл из ранних Shin Megami Tensei и при нажатии на него герои могут общаться с демонами. Подробнее про эту функцию поговорю немного позже, чтобы подвести к другим механикам, с которыми она тесно связана.

3. Пункт авто (Auto) позволяет персонажам атаковать автоматически, применять заклинания или повторять те же действия, которые были сделаны в последний ход, включая в предыдущем бою.

4. Возможность анализа (Analyze) помогает взглянуть на характеристики демона и его слабости после первой встречи с ним.

5. Построение (Form) – достаточно интересная, и в то же время неоднозначная особенность в первой персоне. Она отвечает за то, в каком порядке стоят герои. Например, Маки имеет в своём арсенале лук, и она не сможет попасть по врагу, если тот стоит близко, в то время как у Масао дробовик, который обладает противоположным радиусом поражения. Тоже самое и с заклинаниями персон, которые могут использоваться в ближнем бою. Также игра позволяет сохранить или загрузить нужное построение в специальном подменю, как во время, так и после боя.

Построение персонажей по области
Построение персонажей по области

И если честно, то я пользовался данной опцией лишь в крайнем случае. Либо, когда на меня нападали сзади и по итогу персонажи перестраивались задом наперёд, так сказать. Либо, в моментах которых мало по сюжету, вылетал персонаж временно из партии и приходилось загружать построение, так как игра сама расставляет персонажей по дефолту не в том порядке.

6. Побег (Escape) позволяет персонажам в смертельной ситуации сбежать, но не факт, что это сработает. Чаще всего вы будете вынуждены тыкнуть эту кнопку раза 3-4, чтобы это наконец получилось или же вы, вероятнее всего, попадёте в нескончаемый спам атак противника.

Вернёмся к разговорам с демонами. При нажатии на опцию “Contact” персонажи вступают в диалог с определённым типом демона. Виды демонов могут различаться – от банальных зомби и гоблинов, до призраков из унитаза и снежного демона по имени Джек Фрост. Некоторые из них являются весьма уникальными и интересными в своем бэкграунде личностями. Демоны могут быть весёлыми, ранимыми, глупыми, угрюмыми, и к каждому нужен свой подход.

Всех персонажей снарядили различными репликами. Протагонист при общении использует нейтральные реплики вроде «Спеть», «Спровоцировать», «Убедить», «Вербовать». Маки кокетничает и флиртует с демонами, Нанджо заносчивый и имеет весьма грубые реплики, Масао – это типичный комик релиф, а Эрико занимается оккультизмом. Интересный факт: она единственная, кто сразу же узнала при пробуждении свою персону и периодически вызывает её вне боя, чтобы просто поговорить с ней.

Каждая реплика может влиять на настроение демонов, и его можно отследить в левом верхнем углу по шкале. После болтовни демон может стать либо весёлым, либо злым, напуганным или же заинтересованным. При заполнении шкалы веселья демон может впасть в состояние счастья? из-за которого он сможет пропустить два хода, либо даст какой-нибудь предмет. В злом состоянии враг наложит на одного из героев негативный эффект, и начнёт первым атаковать. Испуганный демон просто убежит, в то время как заинтересованный подарит Spell Card для слияния демонов. Также настроения демонов можно комбинировать, что приведёт к весьма необычным результатам.

Реплики Нанджо при разговоре с демонами
Реплики Нанджо при разговоре с демонами

Ещё в игре существует система лунных фаз, отображаемая в правом верхнем углу во время исследования данжей, и в левом нижнем углу во время боя. Эта фишка не покидает серию с момента её рождения в том или ином виде, по крайней мере игры, напрямую связанные с Megami Tensei. Хотя, я, если честно, не понимаю наличие данной фичи конкретно в первой персоне, так что сказать мне, к сожалению, нечего.

Раз я упомянул про такую вещь как Spell Card, то надо бы рассказать, где их использовать, так как просто войти в меню и получить желаемую персону путём выбора двух карт, в принципе невозможно. В этом героям поможет длинноносый старик по имени Игорь, находящийся в Бархатной комнате. Также в комнате присутствует певица по имени Белладонна, и загадочный пианист с повязкой на глазах по имени Безымянный. Имя Игоря, вместе с ассистентами Бархатной комнаты, взято из романов про Франкенштейна. Сама же комната является отсылкой на сериал Дэвида Линча под названием Твин Пикс. Правда, в фильме данная комната изображена в красных тонах, но стилистически напоминает ту, что можно увидеть в серии Persona. В комнате, кстати, играет та самая бессменная композиция, написанная Шоджи Мегуро, под названием Aria Of The Soul.

Бархатная комната и Игорь с ассистентами
Бархатная комната и Игорь с ассистентами

В бархатной комнате можно проводить слияние персон с помощью карт, которые были получены от демонов в ходе разговоров, брать или удалять в специальном меню по 3 комплекта полученных персон на персонажа, попросить Игоря подробнее рассказать о слияниях, последствиях и их результатах. При нажатии пункта слияние (Fusion) открывается подпункты, где можно просмотреть список собранных карт и выбрать два вида слияния. В первом случае это самообслуживание (Self-Service), то есть дан список карт, и мы сами вольны по пентаграммам, стрелочкам делать слияние, что лично мне показалось занятием абсолютно бессмысленным, когда есть, так скажем, автоматическое слияние (Full-Service).

Первый вид слияния
Первый вид слияния

В этом случае нам просто выдают список персон, которые способны получиться во время слияния, и далее выбираем какие карты будут для этого использованы.

Второй вид слияния
Второй вид слияния

Во время данного процесса стоит учитывать характеристики персон, список их заклинаний, которые могут быть полезны в данный момент, и самое главное арканы. Это означает, что только что созданную персону нельзя поставить любому персонажу, ибо у каждого героя своя аркана. Например, персону арканы «Император» можно поставить Кею Нанджо, но он не сможет использовать её заклинания, потому как у него аркана «Верховный жрец». В принципе всё логично, но тут у меня появились проблемы во время прохождения, потому как той же Эрико Киришиме, у которой аркана «Суд», можно поставить персону арканы «Справедливость», а протагонисту можно поставить персону арканы «Суд» или «Влюблённые», в то время, как у него аркана «Император» и эти два героя без всяких проблем смогут их призывать во время боя. Это называется вторичными арканами. И самая главная проблема в том, что подобные вещи нигде, кроме гайда скорее всего, не указываются и вот сиди потом бейся головой об стену, пытаясь понять, кто, и что может использовать. Но таких моментов у меня за игру было всего два, поэтому, как мне кажется, это не такая уж и большая проблема.

Также перед процессом слияния игра предлагает добавить какой-нибудь предмет из инвентаря. Им может быть какой-нибудь драгоценный камень или особый предмет, предназначенный для слияния. Такие предметы нужны для создания каких-нибудь редких персон, которые обычному слиянию не поддаются. Пробуйте и экспериментируйте как говорится.

Прокачка героев здесь… весьма странная. Не, ничего тут сверхъестественного нет, и это классический способ из разряда «получил нужное количество опыта для нового уровня и после боя тебе предлагают раскидать 3 очка характеристик». Этими характеристиками являются «Сила» (STR), «Живучесть» (VIT), «Техника» (TEC), «Ловкость» (AGL) и «Удача» (LUC). Раскидывать поинты можно только протагонисту, в то время как остальные герои это делают автоматически. Лично я не до конца понимаю данную прокачку и поэтому чаще всего качал параметр “TEC”, который по идеи должен влиять на количество маны и силу заклинаний, но я не уверен, что это так.

Прокачка персон, кстати, обособлена от прокачки героев, и чтобы персонаж научился использовать то или иное заклинание, при призыве персоны надо вытаскивать ранги до 8 уровня включительно. Для получения рангов нужно как можно чаще использовать заклинания экипированной персоны.

Стоит также упомянуть, что даже сами персоны не прочь поболтать во время контактов с демонами. У меня за игру такое случалось всего единожды и то, неудачно, так как, что для фьюза, что для получения спелл карты от демона нужен равный или больший уровень. И даже тут у меня, если честно, есть проблемы.

Я не до конца понял, как работают контакты с демонами, а именно на получение спелл карт. Ибо персонажей у нас 5, все качаются в процессе игры неравномерно. Например, персонаж, который накладывает лечащие или заклинания поддержки, скорее прокачается на уровень – два выше, чем ваш персонаж, который выносит 3 демонов за один раунд. Но не совсем в этом суть.

Предположим, что протагонист 14-ого уровня, Маки 17-ого, Нанджо 14-ого, Масао 13-ого и Эрико 15-ого. И тут у вас демон 16-ого уровня. Также это демон, которому только Маки может поднять настроение до заинтересованного и логично, что вы с помощью неё начнёт убалтывать эту страшилу. И когда вы просите спелл карту, то демон говорит следующее: «Лол, у тебя маленький уровень и ты вообще не достоин этой драгоценности. Пока, и может быть, когда ты вернёшься, тогда тебе повезёт». Возможно это звучит весьма утрировано, ибо такие приколы в Revelations Persona возникают примерно под конец игры, что тоже печалит. Да и если честно, то тут в этот момент были демоны уже 60-ого уровня, в то время, как у героев хоть как-то набирался 50-55. Я не могу винить игру, ибо это, простите, JRPG, где если что-то хочешь, то посиди ещё часов 10, а то и день для более упрощённого достижения своей цели.

Вернёмся к бархатной комнате, а точнее поговорим о её местоположении. Это место находится чаще всего в городе, в супермаркетах, ещё реже – в подземельях. И я подвожу так к тому, что персонажи здесь могут посещать районы города Микаге-чо. А прогулка по городу представлена в виде, так сказать, данной карты, что выглядит, как и играется… жутко неудобно, если честно. С учётом того, что, гуляя по улицам вас также будут преследовать рандом-энкаунтеры. Благо здесь есть полный макет города, где можно сориентироваться, иначе это был бы мой ночной кошмар и причина вообще не проходить эту игру до конца. Правда, я не понимаю, что им мешало сделать активную карту с таким ракурсом, как макет, приведённый ниже.

Собственно, помимо бархатной комнаты в городе, и в супермаркетах, есть клиники, казино со слот-машинами и покером, где я сомневаюсь, что вы хоть что-то выиграете, если попытаетесь. Магазины, где торгуют различным типом холодного и огнестрельного оружия для кого-то из героев, различными видами зельев, брони и тому подобным. Среди всех этих магазинов отчётливо выделяется один – Satomi Tadashi Drugstore. Именно в честь сценариста Тадаши Сатоми названа данная аптека, даже в самой игре есть персонаж с таким же именем, которого Сатоми добавил, как пасхалку.

Ещё в данной аптеке звучит песня с вокалом, который достаточно уникален для Revelations Persona, потому как музыка в данной игре по большей части без слов. Лирика данной песни на японском, и она тоже уникальна, так как в ней содержатся подсказки игроку, что купить и для чего, включая то, что поможет для снятия негативных эффектов. Перевод лирики и ссылку на песню я представлю ниже.

Чтобы восстановить очки жизни используй Medicine и Gem,
Когда дела совсем плохи и твои друзья почти погибли, спаси их с Life Orb или Blood Orb.

От окаменения ты всегда можешь использовать Dis-Stone,
А от яда отлично справится Dis-Poison.
Когда ты парализован, то знай всегда есть Dis-Paralyze,
А заболевание лечит Dis-Sick.

Вечный союзник тех, кто сражается,
Дружественная аптека нашего города.

Исследуя данжи, можно наткнуться на двери с целебным источником с грубоватой, по отношению к клиентам, феей Триш (Келли в английской локализации). Данная особа, несмотря на свой весьма безобидный внешний вид, не упустит возможности в той или иной степени покритиковать героев. И неважно, согласились или отказали вы ей. Я не пользовался её услугами, за которые Триш между прочем берёт оплату в два раза больше, чем в той же клинике. Мне проще было закупиться в магазинах всякими зельями, воскрешалками, ибо это банально удобнее и даже дешевле.

Мнение о Revelations Persona (геймплей)

Бууу!

Ты позвал меня без всякой причины!?

Ты тупой придурок!

К слову о подземельях. Тут атлусовские геймдизайнеры попытались в разнообразие. То есть нам не всегда придётся просто так слоняться из одного однотипного коридора в другой. В школе, например, будут перепутаны комнаты и коридоры, где-то, чтобы пройти дальше придётся поискать в разных уголках рычаги, а вот в одном из данжей так вообще будут ловушки в виде пола с отравленной жидкостью или ям, в которые по незнанию вы будете падать и подниматься. Причём падать надо будет в определённой последовательности, отчего прохождение данного данжа может затянуться от 2 до 5-6 часов с учётом часто нападающих на вас демонов. Благо для этого есть карта в правом верхнем углу, а также ещё одна карта, которую можно открыть и посмотреть весь пройденный путь.

Карта метро
Карта метро

Поверьте, эти две вещи станут для вас незаменимыми в процессе прохождения, ибо эта игра не уважает время игрока и не даёт сохраняться в любой момент. Вы способны умереть от любого демона, который будет до смерти героев спамить заклинаниями, негативными эффектами вроде окаменения и по итогу вас ждёт откат на 3-4 часа назад. Сохраняться же можно только у говорящих деревьев под названием «Агастья» (Август в английской локализации). Они расположены либо в городе, супермаркетах, в больнице школы или встречаются в основном в начале какого-либо исследуемого подземелья.

Дерево Август
Дерево Август

Заканчивая свой рассказ о Revelations Persona для Playstation 1, я могу с уверенностью сказать, что это хорошая игра. Не идеальная? Безусловно. У неё есть свои недостатки, отчего многие современные игроки бросят её прохождение сразу же, как возникнут какие-то сложности от весьма репетативного геймплея с достаточно долгими анимациями во время боя и истории, которая с самого начала раскачивается достаточно медлительно. Кто-то, конечно, может пожаловаться, что игра устарела в плане графики, с чем я даже могу согласится несмотря на то, что недостатки компенсирует стиль рисования Кадзумы Канеко. У кого-то, явно, как и у меня, будет отторжение от того, какой цензуре игра подверглась на Западе. Да и кому-то действительно хотелось бы ещё больше пробыть с какими-то героями, проходя тот самый квест снежной королевы.

Благо для таких людей, 22 сентября 2009 года, за пределы Японии вышел ремейк для портативной консоли PlayStation Portable под названием Shin Megami Tensei: Persona, в то время как в стране восходящего солнца игра называется просто Persona.

Ремейк спродюссирован композитором Шоджи Мегуро. В данной версии была полностью проигнорирована цензура и локализация всего того, что было в Revelations: Persona. Максимум некоторые имена персонажей из американской версии сделали никнеймами, которые, кроме начала игры в сюжете вроде как больше нигде не фигурируют. И самое главное, что вернули в западный релиз – это «Квест снежной королевы». Помимо столь важного контента в PSP версию было добавлено и исправлено множество вещей, которые могли тем или иным образом помешать прохождению и заставляли ради этого лезть в гайд.

Обо всём этом я поведаю уже в третьей, заключительной части рассказа про первую персону.

1515
4 комментария

Спасибо за лонг. Не ожидал столь подробного разбора геймплейных механик. Тем более это обзор на оригинал, а не на ремейк. Сам я, кстати, планирую проходить вторую)
А ещё, Триш во второй части мне нравится больше)

3
Ответить

Спасибо за отзыв. ^_^

Триш да, она поприкольнее в двойке выглядит и лучше как-то вписывается во всё.
Да и вообще, если говорить про вторую часть, то она явно динамичнее будет играться и смотреться по сравнению с первой.
А каст персонажей из Innocent Sin у меня вообще тепло на душе вызывает, и если бы это были не игровые герои, то обнял бы всех не задумываясь.
Примерно похожие эмоции у меня вызывают персонажи до 4 части включительно. x)

2
Ответить