Рассуждения о консолях в целом и PlayStation 3 в частности

Привет.

Логотип на русскоязычной странице PlayStation 5 в феврале 2020. Скриншот авторский
Логотип на русскоязычной странице PlayStation 5 в феврале 2020. Скриншот авторский

Ну вот и пришла пора больших и длинных текстов. Часть материалов навеяна актуальными событиями, часть — написана давно, но дополнена с поправкой на современность. Этот текст как раз из таких — задуманный в 2013-м году, когда у меня был полугодовой опыт использования PlayStation 3 и я только задумался о PlayStation 4, и реализованный в буквах только в конце 2020-го..

Данный материал – первый из консольного цикла. В нём – мысли игрока на ПК, о том почему консоли могут быть интереснее и удобнее. А могут и не быть – таков путь каждого. Начнём с того, как я у меня появилась первая консоль.

Консоли. Скрытая угроза

С чем ассоциируют детство те, кому сейчас больше 30 лет? Наверняка список будет огромным, но что-то мне подсказывает, что в нём найдутся строчки, посвящённые игровым консолям, – Денди, Сега и другим. Пишу сознательно по-русски, так как до сих пор помню фразу одного знакомого «Ой, Сега – это мой любимый компьютер!». То что консоль от Сеги ни разу не компьютер, я переубеждать не стал – не нашёл подходящих слов, которые в простой (читай – детской) форме могли описать отличия приставки от компьютера.

Такая сложная подводка дана неспроста. Я хорошо помню ощущения, когда ко мне в детстве приходили школьные друзья с приставкой «под мышкой» и со словами «у тебя в компьютере такого нет», запускали какой-то откровенный детский сад. Я не помню ни одной игры, которая бы мне запомнилась и это при том, что игры с ZX Spectrum до сих пор вызывают приятные ассоциации. В общем, первое впечатление о консолях было какое-то невнятное и с переходом в сторону отрицания. Постоянно было ощущение «консоли = игры для детей и чуть подросших». Понятно, что ощущения эти были очень субъективными.

Отчасти в этом были виноваты сами игры. В то время, когда ты управлял армиями вермахта в Panzer General, на консолях тебе показывали весёлого водопроводчика. Подобное отношение к консолям было у меня где-то до начала 2000-х годов, пока мне не показали какую-то версию FIFA, которая выглядела совсем иначе, чем на компьютере.

Время шло, консоли развивались, даже в недрах журнала «Навигатор игрового мира» попытались запустить тематический журнал для приставочников, «Консоль», но не сложилось. Также не складывалось с консолями у меня. Но всё когда-нибудь меняется.

Консоли наносят ответный удар

Самые терпеливые читатели уже догадались, что речь дальше пойдёт о впечатлениях от консоли PlayStation 3. Предвижу вопрос «А почему не PlayStation 4?» и сразу же отвечу на него.

Консоль у меня появилась тогда, когда анонсы новых поколений приставок только-только отгремели. Собственно, про появление нужно упомянуть отдельно – вы уже поняли, что сам бы я вряд ли купил консоль. Для этого нужно было какое-то экстраординарное событие и оно случилось — в 2013 году мне 30 лет и на этот юбилей получил я <b>PlayStation 3</b> из рук Константина Подстрешного, шеф-редактора «<b>Навигатора игрового мира</b>».

Та самая PlayStation 3 Фотография моя
Та самая PlayStation 3 Фотография моя

Хотите верьте, хотите нет, не знал и не думал, что будет именно так. Как потом оказалось, через родителей выяснили нет ли у меня приставки, чтобы подарок не был лишним. Консоль была подарена с наказом «приобщиться к великому», в смысле пройти Heavy Rain. Учитывая, что играя в своё время в Fahrenheit от Quantic Dream, я очень проникся идеей «интерактивного кино», интерес к игре был неподдельным. Забегая вперёд, скажу, что помимо Heavy Rain, была куплена Grand Turismo 5 и вся (на тот момент) трилогия Uncharted. Что называется, про запас.

Откровенно говоря, даже в тот момент, когда я стал обладателем консоли, скепсиса было много. Мысль «Ну, посмотрю, как оно там, а дальше посмотрим». Всё-таки компьютерная игровая школа настолько крепко сидит, что менять в ней что-то совершенно не хотелось. Впрочем, игры были впереди, а пока – создание аккаунта в PSN, регистрация, авторизация и тотальное непонимание принципе геймпада.

Почувствуй силу боли

Вы попробуйте ввести адрес электронной почты и пароль в интерфейсе времён конца 90-х. Причём, речь не об основном интерфейсе, а именно о меню авторизации. Скажу я вам, это непросто было сделать в PlayStation 3. После авторизации началось крушение мифов, один из которых называется «Вставил диск и играешь». Этого не произошло. Более того, когда при первом включении консоль нашла обновление и настойчиво попросила его установить, внутри возникло некое злорадство, мол, всё то, за что ругают компьютеры, не чуждо и консольщикам. Конечно же, консоль обновляется и игры обновляются, но происходит это совсем иначе. Пользовательский опыт совсем другой.

Ощущение, когда ты взял геймпад, нажал на нём кнопку, включил пультом телевизор и спустя некоторое время играешь, оно непередаваемое. Не лучше, не хуже, оно другое – во многом из-за того, чтобы ты был ориентирован на игру и не возникало никакого соблазна, что-нибудь ещё открыть прочитать, прослушать или просмотреть.

И даже тот факт, что к геймпаду я всё ещё привыкал тогда, несмотря на то, что прошло уже больше полугода, не отменяет тот факт, что пользовательский опыт более позитивный. Да что там говорить, будем откровенны – он казуальный до мозга костей, думать там практически не надо, да и негде. Спустя пару недель, ты уже заучиваешь положение «крестика», «кружочка», «квадратика» и «треугольника».

Хотя нет, обманываю, задумываться есть где и тут мы переходим от восторженных мыслей и впечатлений в суровую, можно даже сказать, мрачноватую реальность.

Не знаю, может это у меня такие ощущение, но для меня гейминг на консоли сразу же обрёл черты, напоминающие просмотр кинофильма. На игру нужно было настраиваться, специально идти к большому телевизору, предварительно уточнив у домашних, не нужен ли им он. То есть, поиграть энное количество часов в Skyrim, а потом тут же переключится на нечто казуальное, как это вполне можно сделать в компьютере, не получится.

Как не получится держать на одном устройстве много игр, в надежде когда-нибудь их всё пройти. В моём случае это так и вовсе было невозможно. Встроенной памяти было 12 гигабайт. Поначалу подумал, что может быть внешний жёсткий диск подключить и установить все игры, которые были (три штуки), но практика показала, что одной установленной игры вполне хватает, чтобы наиграться. Да и не играл я особо, до поры до времени.

Тень ПК сомнений

Прежде чем сказать, что же это за «пора» такая, упомяну ещё об одном моменте, который кто-то упустит из виду, а кто-то и вовсе не придаёт этому значения. Суть в телевизоре. Да-да, я о том плоском, или не совсем, если речь про обычные телевизоры, ящике, который скорей всего стоит в «большой комнате» и, который так или иначе, кто-то из ваших домашних смотрит.

И вот это проблема – нужно или загодя застолбить его или же найти время, когда никого нет. И желательно, чтобы это время не совпадало с работой. Конечно же, идеальный вариант, это в каждой комнате по телевизору, но с другой стороны, большой телевизор не везде поставишь, а на маленькоим играть, это не совсем то. Кстати, о размерах. Конечно же, игра на телевизоре 46-и дюймов и мониторе 23-х — это две большие разницы. Особенно если играешь во что-то масштабное.. Например, в GTA V.

О игре я хочу рассказать отдельно. Сразу после того, как пройду её. Пока этого не случилось, но там определённо есть о чём рассказать. Для затравки могу сказать, что GTA V смогла оторвать меня от капустных дейликов в World of Warcraft.

А всё потому, что красиво и необычно. Играя в GTA V на большом телевизоре, на консоли которой семь лет от роду, я постоянно ловил себя на мысли о том, что технический прогресс – это во многом условная величина. Конечно же, в рекламых роликах для PlayStation 4 и уже PlayStation 5, игра выглядела ещё краще и интереснее, как и на каком-нибудь мощном компьютере. Спору нет. Как нет никакого сомнения, что если бы в тот момент у меня была версия для компьютера, то при попытке её запустить на тогдашнем моём компьютера, он бы точно поставил рекорды на чемпионате шумности. Если бы игра вообще запустилась.

И это притом что «железо» компьютера, даже несмотря на то, что ему уже было пять лет, моложе, чем в PlayStation 3. Столь хорошая оптимизация такой красочной и громадной по содержанию игры, заслуживает по меньшей мере уважения. И этого для меня, как заядлого писишника, в глубине души расстраивало и где-то даже пугало. Расстраивало потому, что тогда я впервые задумался о том, что вместо нового системника вполне может поселиться PlayStation 4. Если посчитать стоимость консоли и стоимость апгрейда, на который я ориентировался, то даже с недешёвыми играми, покупка компьютера уже не выглядит столь однозначной, а учитывая мой темп прохождения, даже одна игра в месяц, это уже хорошо.

Хотя, конечно же, я лукавлю. В конце концов 135 (в 2020-м году — 203) игр в Steam никуда не денешь. Но вот тот факт, что я уже задумываюсь о покупке, повторюсь, пугает. Так сказать, смена профессиональной ориентации, которой по факту уже и нет. Многоплатформенность, особенно в связи с выходом PlayStation 4 и Xbox One, стала формальностью.

Вместо итогов

Консоли не так страшны, как может показаться со стороны. Да, испорченная Киннектами репутация, ещё долго будет дамокловым мечом висеть над консолями. Мол, для детей это всё, а на компьютере можно ещё учиться и работать.

[Консоль — это ещё одна игровая платформа, способная стать первым шагом к большим и серьёзным играм. Разумеется, правоверных ПК-игроков они никогда не перетянут на свою сторону. Но если вы нечасто играете в стратегии и стороной обходите другие специфические жанры, вопрос «Что же купить для игр?» уже не будет решаться однозначно в сторону ПК. Да и дороговизна игр во многом относительна – она позволит вам покупать только то, что действительно нужно здесь и сейчас, а не размениваться на «куплю сейчас – поиграю потом». Мне понравилась консоль в роли не единственной игровой платформы, которая позволяет играть, не думая о технической стороне вопроса.Вот только не нужно от неё ждать того, что она сможет заменить компьютерные игры полностью – это разные ниши, которые призваны дополнять друг друга, а конкуренция – это уже чистый маркетинг, не более того.
(я в 2014-м году)

Врезка вверху — это финальный абзац текста образца 2014 года. Тогда я думал именно так и, должен признать, немного ошибался. Всё потому, что консоль всё же может стать единственной игровой платформой. И в следующем материале я расскажу, как я произошла моя инициализация в консольщика.

1010
4 комментария

Поправь помарки и ошибки в тексте) а так спасибо) приятное чтиво)

1
Ответить

Спасибо, что заметили. :) Да, действительно, текст получился немного неопрятным. 
Когда сам читаю, даже по несколько раз, не замечаю помарки.

1
Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Здорово. :) 
Я в редакции бывал, и в старой и в новой, но не часто.
С тех пор в рецензиях осталась привычна, писать отдельно про звук, графику и так далее. Иногда и про ценность для жанра вспоминаю.
Да, сейчас так не пишут, но, можно считать это авторской «фишкой».

Ответить