Мамонов и совершенно последние Звуки Му
Писать про музыку — дело неблагодарное. Напишешь про рэп — эстеты фыркнут, напишешь про старого артиста — модные юнцы скривят лица.
Но уж очень захотелось поговорить про последний альбом Петра Мамонова. Надеюсь вам понравится.
Я признаюсь честно, устал ждать цифрового релиза последнего альбома Петра Мамонова. Зашёл на торренты, нашёл рип с виниловой пластинки, скачал, сконвертировал в mp3 и что-то я не могу перестать его слушать.
Начнём с исторической справки, потому что контекст здесь важен. Многие, я уверен, сейчас если и знают Мамонова, то максимум как забавного старичка, который в кино играл и давал странные интервью.
Дело в том, что во всей когорте так называемого советского рока процентов 90 групп были говном, которые были относительно популярны, когда боролись с системой. Потом, когда система рухнула, обнаружилось, что музыки там особой не было и на хер они никому не нужны. Из оставшихся 10 процентов тех, кто представлял из себя что-то подлинное и интересное, за пределами русского языка, были совсем уж считанные единицы. Я говорю не о тех, кто пел по-английски, эти уж совсем ерундой были, а о тех, кто пел неважно на каком языке. О тех, кто мог играть в Ливерпуле, Париже, Ростове, Калининграде, Омске, Нью-Йорке с примерно одинаковым успехом.
Таких было немного. Таким например был (и есть) Аукцыон, но про него в другой раз. И безусловно такими были Звуки Му. Лидер, вокалист, автор текстов, и идеолог группы Пётр Мамонов совершенно был не похож на моложавых смазливых "рок-героев" в шипастых напульсниках.
Напротив, в свои 30 лет (слышите, нам ещё не поздно свою группу зафигачить) он больше был похож на немолодого пьющего слесаря — худощавый уродливый мужичок с залысинами, ещё и страшно заикающийся. Остальная группа была не лучше. На гитаре — недавно вышедший из тюрьмы сводный брат Мамонова, что иронично, не умеющий играть на гитаре. На басу — московский интеллигент с огромной устрашающей бородой и тоже не владеющий инструментом, партии баса он себе зарисовывал в тетрадочке, не нотами, разумеется. Были конечно и профессионалы в группе, фаготист и клавишник, но выглядели они так, будто страдали не то онкологией, не то абстиненцией, не то и тем и другим.
Казалось бы, что могло из этой группы получится. Получился неожиданно безумный психоделический пост-панк с жирнющим басом, атональными вставками, безумными психоделическими текстами и особенно безумным и психоделическим лидером. БГ в своё время метко охарактеризовал Звуки Му как "русскую народную галлюцинацию". Иначе не скажешь.
Если коротко, то их концерты были настолько феерическими, что группа стала культовой ещё до первого записанного альбома. Музыканты выдавали нужный и модный грув, а Пётр Николаевич извиваясь всем телом и двигая каждой мышцей лица по-отдельности, олицетворял изломанную мутировавшую лсд-версию простого замученного советского гражданина. Песни про Постового, про Бойлер, про Серого Голубя (который "я грязен, я болен, я гадость, я дрянь, ЗАТО я умею летать"), про ларёк Союзпечать — все эти простые образы будто искажались в кривых зеркалах, и обнажали какую-то жуткую и неотвратимую ПРАВДУ.
Сказать, что группа была успешна — значит ничего не сказать. Деньги, слава, гастроли по США (оставившие, кстати, неизгладимое впечатление на некоторых местных, например группа The National, в одном из своих клипов покадрово процитировала клип Звуков Му "Грубый Закат"). До смешного доходило, приезжал в Советский Союз великий музыкант и продюсер Брайан Ино, искать, значит, таланты. И выбрал он не Цоя, не Гребенщикова, не уж тем более Шевчука, а Мамонова. Но Пётр, любитель делать всё по своему, продюссеру не дал собственно продюсировать. А вежливый британец настоять на своём не смог. Только одну песню на self-titled альбоме дали ему свести, в качестве "подарка".
Но на пике популярности, Мамонов группу развалил. Дальше были разные эксперименты: дуэт с братом Мамонов и Алексей с прикольными lo-fi песенками, отъезд в деревню и альбом "Жизнь амфибий как она есть" с литературными штуками типа восьмиминутного хип-хопа Хлестаков с репликами из Ревизора. Потом первые опыты в театре, принятие православия, совершенно чумовой трип-хоп альбом "Шоколадный Пушкин", больше театра, несколько льбомов в жанре spoken word, последний из которых "Сказки Братьев Гримм" был аж в 2005 году. На этом музыка как будто бы кончилась, дальше были роли в кино, в частности успех Острова (самое классное — это показывать людям, которые думают, что Мамонов это такой актёр, какое-нибудь видео из ранних 90-х, где Пётр Николаевич рубится на электрогитарах с парнями и орёт в микрофон про грубый закат, прекрасное тело и как болят губы). Потом была куча разных моноспектаклей, книги стихов, интервью про веру и православие и так далее, и так далее.
Вдруг, неожиданно, несколько лет назад появилась новость. Пётр Мамонов собрал новую музыкальную группу, чего не делал с начала 90-х. Ветеранов в группе не было, сплошь юные таланты. Назвал он это дело — Совершенно Новые Звуки Му. С этими юнцами Мамонов начал ездить в туры с необычной программой, основанной на книге Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей".
В прошлом году Мамонов скончался. Но альбом с новым составом он успел записать, в конце 2021 года он вышел, правда только на виниле. Релиз на CD и на цифровых площадках планировался ко дню рождения Петра, но не успели.
Так что же там с альбомом Незнайка?
Не хочется говорить банальностями, но вот есть такая излюбленная фраза у музыкальных критиков: "новый альбом артиста N — это как будто бы сборник лучших хитов, только все песни новые". Описание идеально подходит к Незнайке. Двойной альбом из 18 песен будто бы собрал в себя всё, что делал Мамонов за последние 40 лет. Сильно сомневаюсь, что у молодых музыкантов здесь было много творческой свободы, худрук группы явно их третировал и муштровал. И вымуштровал их так, что звучат они как будто оригинальные Звуки Му никогда не распадались, а только оттачивали своё мастерство. Моментально узнаваемый жирный грувовый бас, атональные клавиши, замогильные духовые и конечно потусторонне зачитывающий, истошно орущий, пронзительно шепчущий, инфернально хохочущий голос Мамонова, всё это складывается в подлинный психоделический драйвовый саунд Звуков Му.
Но в Незнайке много и от позднего творчества Мамонова — и гипнотический spoken word, и сольные гитарные вещи, и привкус нежно любимого Петром лейбла Ninja Tune, все эти околоджазовые трип-хоп штуки. Ну и конечно литературные эксперименты. Примерно половина альбома — это интерпретация той самой детской книги, значительно подправленная Мамоновым. Он конечно её сократил, перетасовал некоторых персонажей, кое-где поменял эмоциональную полярность и сменил акценты. Незнайка, в версии Мамонова — это не тот смешной ебантяй, про которого мы все читали, а юродивый проводник неведомого, "прекрасный дилетант", где-то не понятый, а где-то перехваленный публикой. Хватающийся за разные области искусства, теряющий интерес при малейшем признаке успеха, стремящийся к свету и саморазрушению одновременно. Никого не напоминает?
Конечно, лучшие вещи на свете — они, как правило, автобиографичные. Да, Мамонов говорит про себя, но говорит со слушателем наравне. В отличие от многих других рок-н-ролльных артистов ударившихся в религию, в Петре не было ни грамма чувства собственного превосходства. Весь альбом, не смотря на очарование долей проводника божественного, красной нитью проходит осознание собственной ничтожности, недостойности даже. Но в конце, есть надежда даже не на прощение, а на покой и умиротворение.
Конечно, это только моя интерпретация, которой я захотел с вами поделиться. В целом музыка работает не так, что есть какой-то однозначный "смысл". Никогда не слушайте критиков и, уж особенно, самих артистов, которые говорят: "а я вам сейчас расскажу про что этот альбом". Главное, что Незнайка — мощный изобретательный "качающий" альбом, в котором есть куда копнуть. Настоятельно рекомендую.
Послушать наш подкаст:
Телеграм Никиты, где ещё больше текстов на любые темы: https://t.me/lampfuck