Иконографический беспредел

Иконографический беспредел

Я люблю книжки в которых популяризируют культуру и искусство понятным человеческим языком без снобизма и сложной терминологии. Такой является работа Сергея Зотова "Иконографический беспредел".

В своей книге автор раскрывает разнообразие культурных символов и самое необычное, что встречалось на протяжении веков в православной иконописи. Тут не будет каноничных изображений аля Андрей Рублёв, зато мы узнаем как изображали Троицу наши предки, почему Иисус стал рыбой и как на икону попал Сталин.

В книге 6 разделов: монструозное, фольклорное, мистическое, жестокое, знаменитое, современное.

Монструозное

В этой части книги собраны необычные образы святых с несколькими руками, утроенными ликами, с хвостами, пёсьими головами и тому подобные химеры.

Умножение частей тела является частым приемом во многих мифологических и эпических традициях: вспомнить хотя бы две головы римского бога Януса, семь пальцев и семь зрачков ирландского героя Кухулина, восемь ног скандинавского божественного коня Слейпнира, сто рук и пятьдесят голов древнегреческих великанов гекатонхейров, тысячу (а иногда и восемьдесят четыре тысячи!) рук и тысячу глаз буддийского бодхисаттвы Авалокитешвары.

Сергей Зотов

Меня в этом разделе больше всего поразила вот эта икона. На мой взгляд, крайне логичное изображение Троицы.

"Троица" (смесоипостасная), 1729 год.
"Троица" (смесоипостасная), 1729 год.

Фольклорное

В наше время вылизанных канонов сложно представить, что кто-то будет топтать ногами неугодную икону или молится, принося ей жертвоприношения. Конечно, в Китае такое никого не удивит, но для наших широт это звучит фантастически. Большинство малограмотных крестьян даже не знали о существовании каких-либо правил на эту тему, поэтому рисовали свои сюжеты и использовали самые разные материалы в качестве основы.

Влияние народной культуры на икону сложно переоценить. Сакральные изображения считались - да и продолжают считаться до сих пор - действенными помощниками в повседневных делах.

Сергей Зотов

Раздел подробно разбирает сюжеты, которые легли в основу таких икон, показывает какие иконы использовали для хорошего урожая и от болезней, а также рассказывает почему рисовали иконы на рыбах, костях и других предметах быта.

Мой фаворит в этой разделе - икона Иисуса-аптекаря.

"Христос-аптекарь". Германия, ок. 1700.
"Христос-аптекарь". Германия, ок. 1700.

Мистическое

Не на все иконы молились, многие из них были скорее для созерцания и обдумывания, поэтому сюжеты там были как иллюстрации известных притч или фрагментов из Священного Писания. Многие сюжеты перекочевали к нам из заграничных икон, но некоторые были оригинальными, не имеющими аналогов в мире. Подробности всего этого раскрывает "мистическая" часть этой книги.

Христос на таких образах мог не только изображаться в библейских сценах, но и попадать в принципиально новые контексты, к примеру, переносясь с Голгофы на корабль.

Сергей Зотов

Меня в этом разделе заинтересовала вот эта сюжетная икона из серии "бренности жизни".

Иконографический беспредел

Жестокое

Сюжеты данного раздела крутятся вокруг мрачных тем и кровавых историй. Еретики, ангелы с ружьями, танки, бесогоны, пожирание младенцев. Всё, что тревожило людей тогда и сейчас отражено в иконописи. Раздел небольшой, но жутенький.

В нём мне понравилась вот эта фреска

Фреска "Триумф смерти", Италия. XV в.
Фреска "Триумф смерти", Италия. XV в.

Знаменитое

Современному человеку кажется немного диким, когда хотят причислить к лику святых кого-то из современников, хотя такая практика существовала во многие века в прошлом. Канонизировали царей, писателей и даже былинных героев. В этом разделе можно посмотреть на святых футболистов, президентов и других знаменитостей.

Реальность меняется, а потому в храмах вместо царей - политики.

Сергей Зотов

В этом разделе столько увлекательных сюжетов, что выбрать какую-то одну икону крайне трудно. Но я всё же выбрала. Икона современных царебожников с изображением св. Иосифа Сталина.

Иконографический беспредел

Современное

В завершающем разделе книги раскрывается главная интрига относительно канонов (спойлер - их нет!), показываются какие приметы эпохи можно найти в иконографических изображениях и какие события влияют на сюжеты икон сейчас.

Фреска "Страшный суд". Николо-Малицкий монастырь. XXI в.
Фреска "Страшный суд". Николо-Малицкий монастырь. XXI в.

Приятным бонусом в конце идёт дополнительная глава про богохранимых пчёл, но про неё я рассказывать не буду. Пусть она выполняет свою роль главы-сюрприза.

Что по итогу. Книжка прекрасное чтиво для развеивания стереотипов в голове, будто бы иконы это исключительно изображение святых с благообразными ликами и райские сюжеты. Подача материала помогает разобраться в основах даже далёким от религии людям и даёт много пищи для размышления.

Нескучное чтение, всем рекомендую!

21
4 комментария

хз, для меня самым интересным всегда было изображение святого Христофора с собачьим лицом

1
Ответить

Мне ещё нравится изображение святого Марка, которое нашли в Поповке

1
Ответить

Большое спасибо за статью! Видел эту книгу, но в руках не держал. Приятно было почитать краткий обзор! Спасибо

1
Ответить

хз, для меня самым интересным всегда было изображение святого Христофора с собачьим лицом

Ответить