Все мы лишь приматы в клетках. Обзор Do Not Feed the Monkeys

Или немного о любопытстве в цифровую эпоху.

Все мы лишь приматы в клетках. Обзор Do Not Feed the Monkeys

Как всем нам известно, любопытство — одна из ключевых черт, присущих человеку, благодаря которой он может как развиваться, так и наживать проблем на свою пятую точку. Особенно это стало актуально в наше время, когда достаточно иметь выход в Интернет, чтобы получить информацию о миллионах людей по всему миру. Журналисты и «инсайдеры» строчат каверзные статьи с кучей кликбейтов, лишь бы удовлетворить то самое человеческое любопытство, ставшее полноценной потребностью. Видеоигры также прекрасно удовлетворяют наше желание изучения таинственного и необычного, благодаря наличию интерактивности выгодно отличаясь от книг и фильмов. Но что будет, если закинуть тему любопытства в одно из самых эффективных средств по его утолению? Цитируя классиков: «А вот что произошло дальше, мы с вами сейчас и узнаем».

Оглавление

Предисловие

Начну издалека. Вообще я, как и множество отечественных ПК геймеров, помнил о компании Alawar в первую очередь по тому огромному потоку казуальных игр, что они выпускали в период моего детства. Видишь какую-то отечественную игру с геймплеем «три в ряд» или квест, сводящийся к поиску предметов из списка на захламленных локациях? Ну, это точно Alawar! Хотя были еще однотипные экономические симуляторы (среди которых выделялась легендарная Веселая Ферма), и вот некоторые из них в свое время даже доставили мне удовольствие, и я не жалею, что провел не один месяц, подбирая торты и мороженое для клиентов, в то время как другие игроки прикасались к более классическим и культовым играм.

Ферма Айрис, игра при примитивном геймплее умудрялась быть хардкорной... А еще здесь была прокачка!
Ферма Айрис, игра при примитивном геймплее умудрялась быть хардкорной... А еще здесь была прокачка!

Именно благодаря таким воспоминаниям, меня настигло приятное удивление, когда я внезапно увидел знакомую студию в качестве полноценного издателя пусть и далеко не ААА, и даже не АА проектов, но «крепкого среднячка» инди-сцены, которые нашли фанатов по всему миру. И как-то так выходит, что многие из проектов, издаваемых отечественным разработчиком, связаны с темами надзора и наблюдения за людьми, с последующим неизбежным вторжением в их частную жизнь (с чего бы это, хм?). Сначала Beholder, который и позволил Alawar заявить о себе на мировой сцене, а два года спустя — наш сегодняшний гость. Однако, если в истории Карла Штейна возможность подглядывать за соседями была лишь одной из нескольких, призванных помочь игроку вжиться в роль сурового надзирателя, то в творении студии Fictiorama Studios наблюдение за другими Homo Sapiens является буквально основополагающей механикой.

И да, стоит заранее упомянуть Слона в комнате: эта игра наполнена пиксельной графикой разного качества. Иногда вы будете видеть довольно неплохо детализированные объекты и персонажей, но иногда у ваших глазок есть риск получить критический урон, особенно если вы любитель кинематографичности. Лично для меня графика никогда не была проблемой в играх (чему способствует и то, что я сижу на допотопном ведре вместо персонального компьютера).

Все мы лишь приматы в клетках. Обзор Do Not Feed the Monkeys

Да, я живуууу две жииизни

Мы играем за некоего безымянного человека, пытающегося сбежать от унылой реальности, в которой есть лишь бесконечная рутина и старая съемная квартира. А, как известно, чем жизнь человека хуже, тем ему становится любопытнее, как живется другим.

Вот и игра начинается с того, что мы подписываем договор о вступлении в некий таинственный Клуб по наблюдению за приматами (которые на самом деле люди) в их естественной среде обитания. Цели этого Клуба изначально неясны, но вскоре станет очевидно, что весь их бизнес построен на торговле нелегально полученной информацией. Правила же членства в Клубе предельно просты:

1. Изначально мы находимся на первом уровне в организации и имеем в нашем распоряжении всего 4 клетки для изучения. Чтобы открыть доступ к новой клетке, нужно купить для неё камеру, каждая камера стоит 50$. (В голове сразу возникает альтернативный вариант назначения Клуба — это тайный сговор производителей видеокамер)

2. Каждые 5 дней инспекция Клуба будет проводить проверку, и если количество клеток в нашем распоряжении будет недостаточным, нас исключат из Клуба. Если же клеток хватает, нас ждет повышение в организации, а заодно и необходимость приобрести еще большее число клеток для следующей проверки. Ходят слухи, что при должном усердии можно будет встретиться с самим руководством Клуба и узнать тайну клетки некоего Высшего примата…

3. Разумеется, наш Клуб очень уважаем (и связан с нелегальной деятельностью), а потому и знаменитое первое правило Клуба на месте — трепаться о нем запрещено!

4. Самое же главное правило, как можно догадаться — НЕ КОРМИТЬ ОБЕЗЬЯН, то есть не контактировать с людьми, за которыми мы наблюдаем. По совместительству, это правило будет и самым часто нарушаемым.

Помимо приложения для слежки, на нашем компьютере имеется браузер, чат для переписок, календарь и книга расходов, а позже к ним добавится интернет-магазин
Помимо приложения для слежки, на нашем компьютере имеется браузер, чат для переписок, календарь и книга расходов, а позже к ним добавится интернет-магазин
А ещё у нас пиратская операционка : )
А ещё у нас пиратская операционка : )
На наших полках может оказаться множество предметов, от плётки до демонического черепа
На наших полках может оказаться множество предметов, от плётки до демонического черепа

Два экрана выше — это всё пространство, доступное игроку для взаимодействия, и между ними можно свободно переключаться в любой момент. Начну с второго экрана, символизирующего реальную жизнь и потребности нашего героя.

К сожалению, членство в Клубе не позволило нам выйти на новую ступень эволюции, а потому наши потребности ничем не отличаются от потребностей тех, за кем нам предстоит наблюдать. Шкалы сытости, бодрости и здоровья на месте и требуют поддерживать себя на высоких значениях. Спать мы можем в любое время и иногда данная возможность будет использоваться с целью таймскипа, поскольку у всех «приматов» имеется вполне конкретное расписание.

С голодом же всё немного интереснее. У нас есть возможность ходить в супермаркет и покупать там здоровую, но не слишком питательную пищу, вроде фруктов и йогуртов. Кроме того, мы можем не тратить драгоценное время на беготню и заказать доставку на дом более сытного, но и вредного фастфуда. При этом, практически каждый день в одном из этих заведений будут акции со скидками на конкретный продукт, а учитывая, что у неопытного игрока проблемы с деньгами будут всегда, именно эти акции и склонят чашу весов в вопросе «сегодня закупить вредной или здоровой пищи?»

Хотя у здешнего фастфуда есть неоспоримое преимущество в виде курьера, который словно сбежал из другой игры про парня с катаной и сыплет глубокомысленными цитатами, а если вручить ему чаевые, то и подсказками по игре.

Все мы лишь приматы в клетках. Обзор Do Not Feed the Monkeys
Он тоже Dead Inside...
Он тоже Dead Inside...
Может его настоящее имя Тайлер?
Может его настоящее имя Тайлер?

Кроме вышеуказанных потребностей, каждые три дня нам придется платить хозяйке квартиры за аренду 90 баксов… А ведь еще нужно покупать камеры, чтобы не вылететь из Клуба, помните? К счастью, подрабатывать на стороне правилами не запрещено, а потому каждое утро (новый день здесь начинается в 9 утра) нам будут доступны различные объявления по участию в таких благородных профессиях как грузчик, уборщик, сторож и им подобные. Всё-таки тяжело быть членом секретной организации!

Прям как в жизни!
Прям как в жизни!

Впрочем, даже с подработками, денег часто будет не хватать, а потому нам неизбежно придется нарушить правило — и покормить обезьян.

Что там у приматов?

Сам процесс слежки с последующим формированием отчета предельно прост. Мы наблюдаем за событиями и общением «приматов», а также их окружением, записываем какие-то важные куски информации, после чего обращаемся к силе всемогущего браузера и начинаем распутывать клубок проблем бедного «примата» (и проблемы в этой игре есть у абсолютно всех наблюдаемых, а если нет — мы их создадим!). Причем, многие обрывки информации вместе образуют неожиданно забавные комбинации. Если вы хорни настолько, что не боитесь пикселей, то специально для вас в одной из клеток откроется сочетание «знаменитости» + «без лифчика»( ° つ °).

Все мы лишь приматы в клетках. Обзор Do Not Feed the Monkeys

Клуб будет периодически присылать нам письма с предложением поучаствовать в добровольном исследовании и в течение нескольких дней ответить на вопрос о каком-либо из «приматов» за деньги. Хотя исследования и правда не влияют на наше членство в Клубе, но от степени и эффективности нашего участия в них изменяется концовка.

Все мы лишь приматы в клетках. Обзор Do Not Feed the Monkeys

Для успешного прохождения последней проверки в нашем распоряжении должно оказаться аж 25 клеток, но, как правило, активными из них будет штук 15, а остальные или не будут вовсе содержать людей, или те люди, что в них находятся, не смогут дать нам никакой полезной информации. Хотя и за такими клетками может быть интересно следить.

А бывает и такое…

Чуть позднее в игре откроется функция ночного видения для ночной слежки
Чуть позднее в игре откроется функция ночного видения для ночной слежки
С каждым днем эта кукла всё ближе подбирается к камере, и в конце...
С каждым днем эта кукла всё ближе подбирается к камере, и в конце...
Через несколько дней почтальон принесет вам посылку с этой куклой внутри и тогда...
Через несколько дней почтальон принесет вам посылку с этой куклой внутри и тогда...

Возвращаясь же к теме кормления обезьян — игра будет постоянно давать нам выбор, вмешиваться в жизнь наблюдаемых, пользуясь полученной от них информацией, или нет. Спасти жизнь застрявшего в лифте уборщика или промолчать о его существовании за солидную награду, позволив тому задохнуться, наказать торгующего интимными снимками звёзд водителя или шантажировать его этой информацией ради своей выгоды? Многие клетки имеют несколько вариантов развития событий, далеко не всегда очевидных. А можно и вовсе случайно проболтаться «примату» о том, что ты следишь за ним и вызвав самую непредсказуемую реакцию...

Встречаются здесь и довольно драматичные клетки, вроде космического корабля, вся команда которого погибла, за исключением капитана. Её запасы кислорода стремятся к нулю, но всё что она может — продолжать вести бортовой журнал, описывая свои ощущения приближающейся смерти и вспоминая оставленную на Земле семью.

Тем не менее, большая часть «приматов» и их проблем, как минимум забавна, а как максимум полна сатиры на современное общество и игра заставит вас не раз понимающе ухмыльнуться. Чего стоит хотя бы здешняя газета, служащая единственным источником информации о жизни в стране.

Бессменному президенту Уокеру и проходящим выборам посвящено огромное множество забавно-сатирических новостей, а колонки, посвященные коррумпированности здешней власти до абсурдного гротескны (но ближе к правде, чем хотелось бы)
Бессменному президенту Уокеру и проходящим выборам посвящено огромное множество забавно-сатирических новостей, а колонки, посвященные коррумпированности здешней власти до абсурдного гротескны (но ближе к правде, чем хотелось бы)

Для лучшего понимания, вот так выглядит самый обычный день некоторых «приматов»

Если же игрок успешно пройдет все (три) проверки, то на 16 игровой день нам придет послание от Клуба, за которым последует концовка, где в манере а-ля «Dragon Age на минималках» нам расскажут не только о нашей судьбе, но и о судьбе тех «приматов», на жизнь которых мы повлияли своими действиями. Разработчики и тут не обошлись без злободневной сатиры.

Все мы лишь приматы в клетках. Обзор Do Not Feed the Monkeys
Неужели современные игроки настолько грешны и заслужили эту индустрию?!
Неужели современные игроки настолько грешны и заслужили эту индустрию?!

Заключение

Так почему же мы все лишь приматы в клетках? Именно эта мысль и является главной в игре, на мой взгляд. В одной из концовок, пройдя последнюю проверку, игрок находится в предвкушении от ожидаемой встречи с верхушкой Клуба, но вместо этого получает письмо. В нем нашему герою приказывают забыть о существовании Клуба и вести себя максимально естественно, при желании завести семью или питомца, под страхом того, что наша подпись в договоре позволяет Клубу применить любые наказания при нарушении этого приказа. Тем самым, наш герой вынужден стать точно таким же «приматом», после чего нам показывают нового члена клуба, что смотрит на своего предшественника через всё то же приложение…

Мы все с искренним любопытством следим за различными инфоповодами, которые нам подкидывают ежедневно и ежечасно, считая себя полноправными и всемогущими наблюдателями, владеющими безграничными возможностями сети Интернет. Но возникает главный вопрос: что если и за всеми нами следят члены тайного клуба, будь то люди или корпорации, которые, в отличие от игровых образов, гораздо лучше усвоили главное правило — НЕ КОРМИТЬ ОБЕЗЬЯН?

P.S. Ставь лайк, если проскипал всю эту душнину и сразу полез в комментарии

Все мы лишь приматы в клетках. Обзор Do Not Feed the Monkeys
6767
36 комментариев
16
Ответить

Комментарий недоступен

14
Ответить

Мы живём в обществе

13
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Спасибо, старался описать интересно)
Игра короткая, на самом деле, одно прохождение часов 5 в среднем, хотя чтобы все истории увидеть придётся перепройти несколько раз (когда начинаешь новую игру, клетки и их порядок генерируются рандомным образом, чтобы было интереснее играть)

10
Ответить

Это что, длинный щитпост? Попаду за комп — прочитаю))

7
Ответить

Он самый, много длины, много shit

5
Ответить