Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Пытаемся докопаться до сути новеллы, что излучает электромагнитное безумие

Начало долгого пути

В уже таком далёком от нас 1999 году, Tsui no Sora ( "Небо Конца", если переводить дословно) была первой попыткой начинающего писателя под звучным псевдонимом SCA-JI заявить о себе. История о внезапном самоубийстве ученицы и пророчестве о конце света, которое начинает распространяться по всей школе, неся за собой тревогу и насилие, стала одним из столпов того, что сейчас принято называть жанром "денпа".

По одной лишь этой картинке можно понять, что этот жанр весьма многогранен
По одной лишь этой картинке можно понять, что этот жанр весьма многогранен

В интернете хватает обсуждений и разборов того, что из себя представляет денпа, а главное — причём здесь злополучные электромагнитные волны. Но, как водится, самая мякотка подобных дискуссий — бурные и неутихающие срачи о принадлежности к жанру того или иного произведения. На ум сразу приходит ситуация с жанром RPG, к которому в наше время принято приписывать любой кусок кода с наличием прокачки и возможностью слиться со своим спутником в жарком и страстном чёрном экране. И, разумеется, такое "невежество" вызывает лютое подгорание у всевозможных эстетов, игровых историков и бехолдеров с Интеллектом 20. С денпой же всё с самого начала было непросто из-за размытости границ определения жанра, а потому к ней быстро начали приписывать все произведения, где присутствовал хоть небольшой намёк на психологичность повествования и та самая заветная нотка электромагнитного безумия.

Как итог, современные обсуждения всего, что связано с денпой, полны домыслов, троллинга и прочих вещей, за которые мы так любим Интернет. И всё же большинство людей сходятся во мнении, когда дело касается определения первых значимых представителей жанра, заявивших миру о новом направлении в повествовании. Говоря о визуальных новеллах, все единогласно указывают на заветную троицу "столпов", в которую входят Sayonara o Oshiete, Jisatsu no Tame no 101 no Houhou. И да, та самая Tsui no Sora. Как показало время, именно SCA-JI удалось закрепить свой первоначальный успех, став одним из самых успешных и известных писателей в индустрии. Взяв крепкую основу Tsui no Sora, он создал историю, которая нашла отклик в сердцах такого числа читателей, о котором он даже не мог помыслить тогда, в конце девяностых. А позже снова повторил этот трюк, пусть уже с меньшим успехом. Но обо всём по порядку.

А ещё у Tsui no Sora была хентай-адаптация, но лучше о ней не вспоминать
А ещё у Tsui no Sora была хентай-адаптация, но лучше о ней не вспоминать

После работы над "Небом" SCA-JI продолжил заявлять о себе, участвуя в ряде проектов. По большей части этот этап его карьеры ознаменован второстепенными писательскими ролями в новеллах, так и не снискавших значимой популярности. В таком ритме писатель проводит долгие 10 лет, и с каждым годом над ним всё сильнее маячила перспектива навсегда остаться очередным творцом, которого упоминают мимолётом в пятичасовых разборах обскурной японщины. Всё изменилось, когда в 2010 он выпустил новеллу, где главные роли вновь были отведены ему. Новеллу, которая вывела его в "высшую лигу" и сделала его имя (точнее псевдоним) одной из тех вещей, которую должен знать любой "прошаренный" внщик. Конечно же, я говорю о Subarashiki Hibi, она же Wonderful Everyday.

Новая история оказалась не просто ремейком Tsui no Sora, а самым настоящим переосмыслением, ведь за прошедшие 10 лет взгляды SCA-JI на мир (а также список прочитанных им философов) успели сильно измениться. SubaHibi вышла поистине колоссальной работой, расширяющей оригинал, по разным подсчётам, в 5-10 раз. Но SCA-JI не стал ограничиваться банальным расширением "Неба", вместе с этим добавив вторую сюжетную линию, которой не было в оригинале и которую я ещё упомяну в этом разборе.

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Subarashiki Hibi быстро завоевала любовь читателей и за следующие 10 лет стала одной из самых популярных и высокооцененных новелл на vndb. Её постоянно обсуждали и рекомендовали как любителям философии, так и жёсткого контента, не забывая упомянуть ту самую сцену с собакой при любой удобной возможности. Мамия Такуджи стал кумиром множества угнетённых любителей школьных парт, ну а Юки в её неизменном чёрном платье оккупировала тысячи аватарок по всему миру (нет, я не уберу её с профиля в Стиме).

Казалось бы, тема с "Небом Конца" была исследована, разобрана и переосмыслена самим автором, а значит эту главу можно считать законченной? Счастливый конец и возможность посвятить себя совершенно новым историям, но уже имея всеобщее признание и уважение? Скорее всего, какое-то время так и было, ведь уже через 5 лет SCA-JI отметился совершенно новой работой, которая смогла составить конкуренцию SubaHibi в симпатиях читателей.

И всё же, он так и не смог отпустить это зловещее кроваво-красное небо за пределом мира. Или же оно не смогло отпустить своего создателя? Как бы то ни было, но в 2020 году, теперь уже в честь десятилетия Subarashiki Hibi, свет увидела Tsui no Sora Remake. Всё ещё ремейк и всё ещё переосмысление, но теперь не только той новеллы, с которой началась карьера SCA-JI, но и той, что принесла ему широкую известность в индустрии.

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

И самый логичный вопрос — зачем? Оставляя в стороне желание заработать на популярном среди фанатов имени, которое наверняка в той или иной степени имелось у SCA-JI. Чисто с точки зрения законченного произведения, что способна предложить Tsui no Sora Remake тем, кто уже знаком с SubaHibi? Есть ли причины, почему человек, в принципе не знакомый с творчеством SCA-JI может выбрать именно Ремейк вместо широко признанного "магнум опуса"? На все эти вопросы я и попытаюсь ответить в своём разборе.

Сразу оговорюсь, я не играл в оригинальную Tsui no Sora, а потому буду сравнивать преимущественно Subahibi и Remake. Да, в лучших традициях игровых журналистов я буду оценивать два ремейка без знакомства с оригиналом. Что поделать, английский перевод для Tsui no Sora Remake вышел ещё несколько месяцев назад, а оригинал пока остается недоступным западному читателю, который не желает проводить время с переводчиком. И раз уж с этим вопросом мы разобрались, можно наконец покончить с этим неуместно долгим вступлением.

Пора вернуться к Небу.

История о двух мирах

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

И первым делом я хочу поговорить о сценарной структуре Subarashiki Hibi, которая лично мне кажется довольно интересной. Как и в предшественнице, каждая глава здесь происходит от лица разных персонажей. Вкупе с ограниченностью происходящих событий во времени, это позволяет читателю, который поначалу мало что понимает в происходящем, шаг за шагом складывать мозаику творящегося в сюжете безумия, вместе с каждой порцией зацепок неизбежно получая ворох новых вопросов. После первой главы, служащей прологом, чей истинный смысл открывается лишь в самом конце, SubaHibi начинает играть с читателем. Главы 2-4 по сути не привносят в повествование ничего принципиально нового, рассказывая ровно ту же самую историю, с которой фанаты SCA-JI были знакомы по Tsui no Sora. Да, некоторые герои сильно изменились за лето, но сама идея, основа произведения, так и осталась не тронута. Всё та же история об ужасном пророчестве и массовом помешательстве, спасении и смерти, просто сильно разбавленная философскими рассуждениями, юмором на грани фарса и сценами насилия разной степени уместности.

Правда, особо внимательные читатели с самых первых глав начнут замечать подвох, и в дальнейшем этот ком сомнений лишь продолжит расти. Вместе с ним появится едва уловимое чувство, что автор всеми силами пытается что-то скрыть от читателя, нечто более важное, чем неизбежный апокалипсис. А затем наступает пятая глава, которая ознаменует начало второй половины этой истории, в которой SCA-JI наконец выкладывает все карты на стол. Казавшееся центральным, безумие этого мира отходит на второй план, превращаясь скорее в фон для истории о трагедии одного человека, отчаянном поиске себя и борьбе с неотвратимой судьбой. Полные печальной меланхолии, главы 5-7 до того сильно контрастируют с тем, что довелось пережить читателю до этого, словно это два разных произведения, которых объединяют лишь основные герои, события и авторский стиль. Неудивительно, что многие фанаты SubaHibi разделились на тех, кто предпочитает первую половину, "чистокровную денпу", и тех, кому личная история второй половины была важнее судьбы всего мира. Сам я скорее отношусь ко вторым, но прекрасно понимаю важность каждой главы (да, даже шестой) для восприятия всего произведения в целом.

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Помните, я говорил, что SubaHibi была своего рода ремейком-переосмыслением Tsui no Sora? Забавно, что это идеальнейшим образом соответствует структуре новеллы. Главы 2-4 это самый что ни на есть настоящий ремейк, расширяющий и дополняющий оригинал, но в своей сути оставаясь всё той же новеллой 1999 года. А вот главы 5-7 это переосмысление, кульминация всех изменений, что произошли со SCA-JI и его взглядом на мир за 10 лет. Где вместо нигилистического принятия смерти он устами своих персонажей провозглашает призыв к людям ценить свою жизнь и жить счастливо, несмотря ни на что.

А что же Tsui no Sora Remake? В плане структуры "истинный" Ремейк гораздо ближе к оригиналу, нежели была Subarashiki Hibi. От второй сюжетной линии здесь не осталось и следа, а балом вновь правит безумие и пророчества о возвращении к Небу. И вновь нелюдимый любитель сложных книг Минаками Юкито, забывший, что когда-то ему довелось носить чёрное платье, вместе с верной подругой детства Котоми идут в школу, где все охвачены тревожной новостью о внезапном самоубийстве одноклассницы...

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Но ведь всё это уже было, не так ли? Всё верно, знакомые с SubaHibi найдут внушительное количество повторов, вплоть до дословных цитирований диалогов, как в случае со знаменитой проповедью Такуджи. К тому же новелла любит повторять саму себя, в отдельных моментах заставляя задуматься о том, насколько сильно SCA-JI хотел сэкономить на разработке. Да, знакомые с SubaHibi уже заранее будут знать судьбу сразу нескольких персонажей, но как и всегда, дьявол кроется в деталях.

Пусть местную Закуро ждёт всё та же печальная судьба и роль катализатора ужасных событий, но начинается её история с принципиально иной точки, отчего следить за её путём интересно, даже если известен финал. К тому же именно в этой главе прекрасно видно, что SCA-JI провел работу над "ошибками", сбавив градус жести происходящего. Всё-таки для многих глава Закуро в SubaHibi вызывала не меньше смешанных ощущений, чем и глава Такуджи, и я прекрасно понимаю почему.

Да и дизайн местной Закуро мне нравится больше
Да и дизайн местной Закуро мне нравится больше

И раз уж речь зашла о Такуджи. Лично для меня именно он является тем персонажем, что одновременно максимально близок и максимально далёк от своего альтернативного варианта. Всё такой же жалкий и беспомощный, но нашедший свою силу в предназначении, которым он сам себя наделил. И при этом более сдержанный и человечный, лишенный шрамов своей версии из SubaHibi и вызывающий не столько отвращение, сколько... сочувствие? Пусть нам известен его путь, все эти маленькие различия будут накапливаться, пока не достигнут своей кульминации в последнем споре с Минаками Юкито.

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Что до Юкито... Это хороший и не лишенный харизмы персонаж, которому банально не повезло с тем, что его другая версия является одним из моих самых любимых персонажей в новеллах как таковых. Так что неудивительно, что с самого начала он находился для меня в тени другой Минаками. И всё же он критически важен для этой истории, ибо именно Юкито предстоит стать той губкой, что впитывает идеи прочих персонажей, вместе с читателем переосмысливая их, начиная свой путь с той же точки, что и Такуджи, но в конечном счете приходя к совершенно другим выводам. И, подобно Юки, именно ему предстоит стать посланником главных простых истин этой истории посреди прозрачно-белого мира... Впрочем, лучше поговорить об этом отдельно.

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Если же переходить к обсуждению тех вещей, ради которых стоит в первую очередь обращать внимание на Ремейк, то я бы выделил двух персонажей. Оба уже знакомы фанатам SCA-JI, но именно в этой новелле преподносят немало сюрпризов. Технически я бы мог отметить и ранее упомянутую Котоми, которая тоже сильно отличается от своей альтернативной версии, но... её глава, да и сама она как персонаж банально не кажутся мне настолько интересными, чтобы заострять на ней внимание. Да, у неё неплохая химия с Юкито, но о переживаниях уровня Jabberwocky I здесь говорить не приходится. Лучшее, что я могу сказать о Котоми - именно она служит главным мотиватором и источником внутренних изменений для той, кого можно смело назвать одной из сильных сторон новеллы.

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Речь о Йокояме Ясуко, чья глава была написана SCA-JI с нуля, а не адаптирована и расширена из оригинала. Как персонаж Ясуко существовала и в Tsui no Sora, и в Subarashiki Hibi, но исключительно на правах массовки. В SubaHibi, например, ей уделено от силы минут 10 экранного времени — и это в новелле на 50 с лишним часов чтения! Тем забавнее, что именно ей было суждено стать одной из жемчужин Ремейка с едва ли не лучшей главой.

С самого начала её главы в глаза бросается контраст со всей остальной историей, словно я вновь очутился во второй половине SubaHibi. Чего стоит хотя бы внезапная экспозиция о тяжёлом прошлом с не менее внезапной критикой нашего всего Льва Толстого с его "Анной Карениной". И вновь в центре повествования оказывается персонаж, которому толком нет дела до творящегося вокруг безумия. Ясуко видит в нём не более чем препятствие на пути к достижению своей главной цели, гораздо более важной, чем любое спасение души и тела.

В типичной для себя манере, не скупясь на жестокость, SCA-JI рассказывает историю сломленного человека, которая уже не надеется обрести искупление, а хочет лишь спасти ту, что помогла ей найти смысл в этой ужасной жизни. С нечеловеческой решимостью она бросает вызов всему миру, не стесняясь в методах и средствах. Но даже эти мотивы отнюдь не так благородны, да и это всё же не классическая история о вознесении падшего человека силой искренней любви. Разве что вознесению к Небу Конца, которого ей было не избежать после всего увиденного.

Как ни крути, но CGшки здесь отличные
Как ни крути, но CGшки здесь отличные

Когда же на моём экране показалась сцена финального разговора Ясуко со своим старшим братом, который был её самым преданным слугой, я окончательно почувствовал себя героем мема про критика из Рататуя, в котором пробудились, казалось бы, давно забытые воспоминания. Вот же она, та самая меланхолия неизбежности в самом концентрированном виде! Неудивительно, что именно историю Ясуко я считаю заслуживающей особого внимания. За несколько часов SCA-JI рассказывает историю о жизни, полной боли и страданий, насилия и лжи. Но прежде всего любви. Всё, как он любит.

Впрочем, я бы соврал, если бы заявил, что в главе Ясуко меня интересовала исключительно она и её непростой путь к своей цели. Ещё раз напомню, что эту главу SCA-JI написал полностью с нуля, а потому он смог по-настоящему застать меня врасплох одной сценой. Сценой, которая заставила меня переосмыслить всё то, что я видел до этого не только в Ремейке, но даже и в SubaHibi. Знающие люди могут догадаться о чём, а точнее о ком сейчас пойдёт речь. Персонаж, упоминания которого я упорно избегал до этого момента, но которого просто невозможно игнорировать. One and all, Отонаши Аяна.

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Сложно спорить с тем, что именно Отонаши Аяна закрепила за собой репутацию одного из самых загадочных персонажей всего творчества SCA-JI. Забавно, что поток пламени фанатских теорий разгорелся именно из-за последней концовки Subarashiki Hibi с многозначительным названием Tsui no Sora II. Именно после её прохождения в голове у каждого читателя возникал целый ворох вопросов, для ответа на которые приходилось переосмысливать всю новеллу с первых её строчек. Но неизменным всегда оставался один-единственный вопрос — кто же такая эта розоволосая девушка, что так сильно любит шутки про немецких философов? И когда только начало казаться, что фанатское сообщество достигло консенсуса, придерживаясь уверенно звучащей теории, SCA-JI вышел к фанатам с широкой улыбкой и положил на их мысли большой и необрезанный Ремейк.

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

В SubaHibi Аяна постоянно находилась на тонкой грани между перво- и второстепенным персонажем. Она фигурировала в сюжете и была для него крайне важна, но по мере прохождения её роль в сюжете постепенно уменьшалась. Особенно это было заметно во второй половине, где Аяну окончательно отодвинули с основных ролей. И именно в обращении с ней Tsui no Sora Remake выходит безоговорочным победителем.

С самой первой главы новелла наполнена Аяной. Да что уж говорить, именно с ней Юкито общался едва ли не дольше чем со всеми остальными персонажами в своей главе. У меня нет точных цифр, но после прохождения меня не покидало ощущение, что в Ремейке ей уделили даже больше времени, нежели в SubaHibi. А ведь Ремейк почти в три раза короче!

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Как и прежде, именно Аяна служит источником и посланником всех тех мыслей, за которые ту же SubaHibi многие называли переусложненной и бессмысленной, но вместе с тем она же доносит и те простые истины, что составляют самую основу новеллы. Равно как и ответ на тот самый вопрос о своей истинной природе. И пика своей важности Аяна достигает именно в главе Ясуко. Неудивительно, что часть истории Йокоямы посвящена попыткам героини понять, что из себя представляет её загадочная одноклассница и как ей дальше жить с этим знанием. Впрочем, а возможно ли продолжать жить в такой ситуации? После этого невольно начинаешь задумываться, а действительно ли всё происходящее было простым помешательством потерянных людей?

Именно в Ремейке SCA-JI практически прямым текстом подтверждает часть намёков, которые давал ещё в оригинале и мельком упоминал в SubaHibi, пусть там он и концентрировался на других вещах. Без малейшего желания идти на компромисс с идеями фанатов он выносит свой окончательный авторский вердикт, который может удивить одних и разочаровать других своей очевидностью.

Лично меня этот "новый" взгляд на природу Отонаши Аяны заставил пересмотреть весь "Субавёрс" под новым углом. Тем удивительнее, что версия Аяны из Ремейка показана не только более чуждой и далёкой всем прочим персонажам этой истории, но одновременно с этим и более... человечной? Местная Отонаши это самый настоящий персонаж контрастов, в равной степени способная как на проявление сострадания, неумелый флирт и философские беседы, так и на...

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

И раз уж я упомянул философию, стоит уделить немного внимания и ей. Именно немного, потому что я совсем не считаю себя экспертом в этой области. Впрочем, а кто считает? Вдобавок, даже в рунете уже появились анализы философии в произведениях SCA-JI, что конечно говорит о многом. Но не будем отвлекаться. Итак, если в той же SubaHibi балом правил ранний Витгенштейн и Логико-философский трактат с его попыткой вместить в слово весь мир, то в Tsui no Sora Remake во главе угла стоят идеи Бенедикта Спинозы с его погружением в божественное и взглядом на мир sub specie aeternitatis, с точки зрения вечности.

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

На деле же я вижу в Ремейке попытку SCA-JI в очередной раз глубже раскрыть и переосмыслить те вопросы, которым он не уделил должного внимания в SubaHibi. Стоя под знаменем одной из своих знаменитых цитат "Живите счастливо!", SCA-JI спорит с самим собой о счастье сразу с двух позиций. Во-первых, является ли счастливая жизнь истинным благом и стоит ли желать вечной жизни, если она будут наполнена счастьем? В какой момент такая жизнь станет адом и что значит этот момент перед лицом вечности? Во-вторых, вновь поднимается вопрос дихотомии "благословенная жизнь, проклятая жизнь", которую пытается решить Юкито и которая становится предметом его финального спора с Такуджи. Зачем мы рождаемся, обрекая себя на тяжелую жизнь, полную ужасов? И почему бы не прервать страдания новорожденного, проклинающего этот мир?

Но настоящего пика полемика SCA-JI с самим собой из прошлого достигает в концовках, одного названия которых достаточно, чтобы вызвать у читателей немало вопросов. Концовок, так сильно перекликающихся с последней концовкой SubaHibi. Где уже не Юки, но Юкито окидывает взглядом этот прозрачно-белый мир, который то существует, то нет, словно прерываясь. И именно здесь он доносит до читателя свои последние мысли о счастье и смысле жизни, прежде чем наконец привести это кроваво-красное Небо к его Концу. Впрочем, к Концу ли?..

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Прощальный взгляд в Бездну

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake

Tsui no Sora Remake — это однозначно занятное произведение. Фанаты Subarashiki Hibi, которые решат погрузиться в Ремейк, ожидая получить принципиально новую историю, будут разочарованы. Он во многом уступает хиту SCA-JI, особенно в бюджете, и очевидные попытки сэкономить на разработке могут бросаться в глаза по мере прохождения. Но при этом Ремейк отлично расширяет и дополняет SubaHibi, давая читателям новую перспективу на многие события и персонажей. А потому на него лучше смотреть не как на отдельное обособленное произведение, а скорее как на дополнение, фандиск. Серьёзно, как по мне, это идеальный подход к Ремейку, который позволит избежать завышенных ожиданий.

Да и всё-таки это достойная новелла, пусть для меня она и не дотягивает до той планки, что была установлена Subarashiki Hibi. Забавно, что буквально аналогичная ситуация у меня произошла с Majikoi S, ещё одним крутым фандиском с множеством интересных моментов, который так и не смог произвести то же впечатление, что и почти идеальный для меня оригинал.

Но если с теми, кто уже знаком с творчеством SCA-JI мы разобрались, то как быть с новичками? Во время прочтения этого разбора у вас могло сложиться впечатление исключительной вторичности Tsui no Sora Remake. Да и разве не я сам выше советовал не обращать на него внимание в отрыве от SubaHibi? И всё же, у Ремейка есть несколько, пусть и субъективных, но преимуществ.

Во-первых, он короче. Есть немало людей, которые с недоверием относятся к перспективе провести минимум полсотни часов за чтением, и в этом плане Ремейк с его 18 часами на прохождение выглядит симпатичнее. Меньшая продолжительность заодно позволяет решить проблемы с темпом. Как ни крути, но SubaHibi была полна моментов, которые сложно назвать иначе как "филлерами". Ремейк же банально не может позволить себе тратить многие часы на вещи, которые никак не двигают сюжет вперёд. Так что и перебивок на "бессмысленную повседневность" здесь ощутимо меньше.

Во-вторых, он, как ни странно, сдержаннее. Я видел немало критики SubaHibi за её жестокость, которая кажется не всегда уместной, а словно вставлена для того, чтобы заставить читателя страдать. Не меньше было замечаний и в сторону специфичного чувства юмора SCA-JI, который уж слишком часто переходит в откровенный фарс, мешая любым попыткам погрузиться в историю. Не скажу, что я полностью разделяю все эти претензии, но я не стану отрицать что для них имеются основания. Возможно, знал об этом и сам SCA-JI, а потому всё-таки сбавил обороты в Ремейке. Шок-контента здесь стало меньше, в особенности той его части, которую чаще всего упоминают в контексте любых обсуждений SubaHibi. Стало меньше и неуместного абсурда, основным источником которого в Ремейке служит Аяна. Но ей-то можно.

Так что если вы готовы погрузиться в эту удивительную историю об отчаянии, безумии и любви перед лицом конца света, то добро пожаловать. А уже после каждый решит для себя сам, готов ли он погрузиться в этот мир полностью и прыгнуть дальше, вниз по кроличьей норе...

Последнее возвращение к Небу. Обзор Tsui no Sora Remake
1
30
4
1
56 комментариев

буду сравнивать преимущественно Subahibi и RemakeТекст, который построен на сравнение одной новеллы, которую я не читал, с другой, которую я тоже не читал.

10

Я в этот момент: 🤯

6

Самый смак же

4

Мне не стоит читать если к субе не прикасался ещё? Просто тихо лайк поставить и съебать?

7

Всё написано с расчетом на адекватных людей, кто такое не трогает

7

Привет, Андрей! Стоит читать или там еротики много в тексте?

7

Ты про пост или про внку? Пост вроде бы без эротики, а вот новелла харам.

6