Прошел The Myst (1993)

Как всегда, немного впечатлений внутри поста

Неизвестный молодой человек поглощён изучением таинственной книги Myst, и в мгновение, когда его пальцы прикасаются к последней странице, он проваливается в бескрайнюю бездну. Очнувшись, он обнаруживает себя на неизвестном острове. За спиной слышен шум волн и крик чаек, а в голове возникает закономерный вопрос: «Какого чёрта здесь происходит?».

The Myst — это графический квест от братьев Робина и Рэнда Миллеров, выпущенный уже почти 30 лет назад, в далёком 1993 году. Первое, что неизбежно бросается в глаза — отсутствие какого-либо интерфейса от слова совсем, не считая одинокого курсора. В отличие от более привычных квестов, которые любят заполнить место на экране разными хватательно-говорительными командами, The Myst стремится к предельному минимализму и погружению игрока в атмосферу. Что уж говорить, здесь даже нет краеугольного камня жанра — инвентаря! Врагов здесь, кстати, тоже нет, как и каких-либо NPC в принципе.

И раз уж зашла речь об атмосфере, то стоит упомянуть графику. Изначально братья Миллеры хотели создать полностью трёхмерную картинку, но из-за технических ограничений были вынуждены довольствоваться её имитацией. В результате The Myst — это набор статичных изображений, покадрово сменяемых при нажатии курсора. Стоит отдать разработчикам должное, они постарались выжать максимум и для своего времени остров выглядит действительно красиво.

С графической составляющей игры разобрались, значит можно поговорить о квестовой. Каюсь, пару раз мне пришлось залезть в интернет в поисках разгадки очередной головоломки. К чести разработчиков отмечу, что у меня НИ РАЗУ не возникла знакомая для всех игроков в квесты мысль формата «Как я должен был до этого додуматься? Вы за кого держите своих игроков? Вы что совсем $@! ^&%$*@%$ (нехорошие люди)?!».

Скорее наоборот, узнав решение, я осознавал, что конкретно в этой головоломке был просто невнимателен и не заметил одну из многочисленных подсказок. The Myst логичен, а это лучшая похвала, которой может удостоиться любой квест. На все его загадки можно найти ответ самому, стоит лишь проявить немного внимательности.

Игра поощряет эксперименты и готовность тыкать на всевозможные кнопки, дергать за всевозможные рычаги и прислушиваться к каждому звуку, выбивающемуся из привычной музыкальной темы. Это то самое погружение в атмосферу, к которому так стремились разработчики, когда игрок ощущает себя частью мира и обращает внимание даже на самую незначительную деталь. К квестовой составляющей игры у меня нет никаких претензий, разве что мой отсутствующий музыкальный слух хотел бы сказать пару ласковых автору головоломки с пианино, но это уже мелочи.

Головоломка на космическом корабле самая длинная, но если понять алгоритм — далеко не самая сложная
Головоломка на космическом корабле самая длинная, но если понять алгоритм — далеко не самая сложная

Наверняка у вас может сложиться впечатление, что я готов записать The Myst чуть ли не в шедевры квестовой индустрии, однако и на эту бочку мёда нашлась своя ложка дёгтя, и имя ей — сюжет. Здешняя история подаётся путём катсцен, что местами выглядит забавно, но проблема у меня возникла не с самими катсценами, а с их содержанием. Сюжет The Myst, мягко говоря, простой, а по факту крайне поверхностный. Дальше пойдут спойлеры, но было бы что спойлерить. Желающие могут сразу перейти к заключению.

Остров Мист, на который попадает игрок, принадлежит его создателю Атрусу. Он освоил технологию создания других миров-эпох и перемещения по ним с помощью волшебных книг. Знакомая концепция бога-писателя, не так ли? Также имелось несколько книг Myst, которые переносили его на этот остров прочь от возможных опасностей. Со временем Атрус обзавелся семьей, женой Кэтрин и сыновьями Сиррусом и Ахенаром.

Сыновья росли, и вскоре Атрус начал брать их с собой в путешествия по другим мирам, чтобы они изучали чужие культуры и помогали ему в исследованиях и строительствах. Наконец наступил момент, когда отец разрешил уже взрослым сыновьям самостоятельно перемещаться по мирам с помощью книг.

Однако случилась катастрофа, в результате которой в библиотеке с книгами Атруса на острове Мист случился пожар. Каждый из сыновей обвинял в произошедшем другого, а потому наш отец года заключил их обоих в книги-ловушки. Затем он вырвал из них несколько страниц и разбросал по разным мирам, а сам удалился в один из своих личных миров, чтобы восстановить утраченные книги.

Тут в игру вступает главный герой. Обнаружив книги с заключенными в них братьями, мы получим задание отправиться в путешествие по четырём мирам и найти утраченные страницы. Причём каждый из братьев будет умолять вернуть только его страницы (Сиррус заключён в красной книге, а Ахенар в синей), а страницы брата игнорировать.

Что расстроило лично меня во всей этой истории, так это её предсказуемость и отсутствие мотивации главного героя. Почему все миры пустуют и на них никого нет? Для чего Атрус разбросал страницы по разным мирам, если братья и так заключены в тюрьме? Где Кэтрин? Получая страницы, братья не ответят ни на один из перечисленных вопросов, а продолжат обвинять во всех бедах брата и умолять о помощи, суля таинственную награду.

Зато лучше любых слов о детях Атруса расскажут их жилища в разных мирах, из которых станет ясно, что Сиррус вырос в алчного интригана, любящего роскошь, а Ахенар стал честным и искренним садистом. И вот, глядя на всё это, а заодно получив почти в самом начале послание от Атруса по ситуации с библиотекой, главный герой продолжит помогать этим сомнительным личностям.

Комната жениха
Комната жениха

Всего в игре четыре концовки, причём три из них плохие. Если помочь одному из братьев собрать все страницы, то ВНЕЗАПНО он предаст главного героя, и теперь уже мы окажемся внутри книги-ловушки и будем наблюдать, как один из сынков Атруса со злобным смехом вырывает страницы из этой книги. В лучшей же концовке Атрус ненадолго возвращается на Мист и окончательно уничтожает книги-ловушки, устраивая double kill своего потомства. Лицо Кэтрин представили?

Как ни крути, The Myst смог увлечь меня в достаточной степени, чтобы 6 часов, требующиеся на прохождение, пролетели почти незаметно. Да, сюжет здесь не более чем функция, оправдывающая геймплейную необходимость, но атмосфера таинственности происходящего сполна компенсирует слабые моменты истории. В The Myst интересно погружаться и исследовать, что изменится в мире от нажатия вон той маленькой кнопки. Эта игра не ведёт за руку, но даёт столько подсказок и возможностей, что стоит приложить немного усилий и ни одна загадка не останется нерешённой. А большего мне и не надо.

6969
33 комментария

Господь милосердный, квесты, да еще такие старые.

5
Ответить

Справедливости ради, у Myst выходил ремастер с подтянутой графикой, потом 3д ремейк, потом ремастер 3д ремейка, а совсем недавно в 2020 году ремейк-переосмысление. Как тебе такое, Тодд Говард?

8
Ответить

Добрый человек, попробуй в дальнейшие части поиграть. Там и сюжет развивается, и философия написания книг-миров кристаллизуется, и миры не пустуют, и красот куда больше, и загадки остаются логичными на все 100%. А Кэтрин ты увидишь во второй части

4
Ответить

Посмотрю, спасибо за совет)

Ответить

Переосмысление Myst 2021 года с обновленной графикой и VR всецело рекомендуется к прохождению всем и каждому. Это старомодная головоломка в современной обложке - круто!

https://store.steampowered.com/app/1255560/Myst/

3
Ответить

Вот у него технические требования нанесли мощный удар моему ПК, но когда обновлю систему, постараюсь заценить

1
Ответить

Myst чет всю жизнь пролетал мимо меня, когда ещё существовали обменщики dvd дисков я успел там сотни игр обменять, но Myst ни разу мне так и не попался в руки. Хорошо что хоть так ознакомился :D

2
Ответить