Добро пожаловать в bullet hell ! Обзор Servants of Harvest Wish
Не лучшая "часть" серии, но вполне подходящая для знакомства с жанром. Тем более, что она бесплатна для скачивания в Steam. Хотя проще от этого игра не становится. �� буду вашим гидом, пройдёмте...
Начнём знакомство с основ. Игра представляет собой вертикальный скролл-шутер с возможностью движения как по горизонтали, так и по вертикали в пределах экрана. Помимо стрелок, для управления нужны всего три кнопки: огонь на Z, использование заклинания на X и пауза/вывод меню на Esc. Всё. Предельно лаконично.
Справа на экране отображаются сверху вниз: лучший результат; текущий результат, который сбрасывается при потере всех HP; собственно количество HP, которые можно восполнить, собрав нужное количество "синих квадратов"; количество возможных использований заклинания, которое можно восполнить, собирая "зелёные звезды"; шкала заряда, которая активирует при наполнении магнит для бонусов; ещё какие-то две надписи и логотип игры, куда же без него... Graze - это показатель, пропорционально увеличивающий прирост счёта, который растёт при прохождении снарядов рядом с хит-боксом (он меньше размером, чем спрайт персонажа). Да, ещё можно подобрать целое "сердечко" HP или полную "звезду", но это не просто...
Структура игры сходна с Dark Souls, если бы она была линейной. Есть небольшие участки с рядовыми противниками, которые могут и убить, но в целом представляют существенно меньше угрозы, чем боссы. При этом они не повторяются, предлагают разные испытания, даже мини-боссы есть, и в целом сделаны добротно. Есть авто-сбор бонусов при смещении в верхнюю область экрана. Полёт очень быстрый, уничтожать всех необязательно, а встреча с боссом происходит сразу после. Затем темп немного замедляется, появляются небольшие диалоги в формате визуальной новеллы.
Сражения с боссами здесь проходят в несколько "фаз", которые начинаются при снижении здоровья босса до определённого уровня и называются Spell, то есть противник кастует заклинание, которое меняет условия схватки. Фактически, мы сражаемся не столько с боссом, сколько с последствиями его заклинаний.
И как и в любой Touhou, именно эта часть сделана лучше всего. Каждая схватка здесь - грандиозное испытание. И это не фигура речи. Представьте себе, что в souls-like играх было бы ограничение на количество возрождений, потратив которые, пришлось бы начинать всю игру заново. А здесь всё именно так. Правда, есть возможность потренироваться проходить отдельные стадии и даже отдельные фазы боссов, но только при достижении их в основной компании. А почему вы думали такие игры называют bullet hell?
При начале новой фазы все снаряды уничтожаются. Как и при потере жизни игроком. Как и при использовании им заклинания, но только те, которые в зоне поражения, которая у всех заклинаний разная. Но все защищают игрока и нужны для передышки и нанесению врагу немалого урона. Впрочем, иногда они бывают нужны не только в битве с боссом. Например, если выбрал не лучшее место для маневра. Просто уклониться от снаряда здесь недостаточно - нужно ещё знать, куда уклоняться.
Не случайно внизу экрана отображается местоположение противника - на него вообще некогда смотреть. Но при этом почти никогда не происходит ситуация, что расположение снарядов или бонусов не читается. Помогают здесь две безусловно важные особенности геймдизайна: единство траекторий и визуальное разграничение. Первая заключается в том, что каждый выглядящий одинаково снаряд и заклинание противника обладает идентичным "поведением": увидев один раз, можно точно узнать, что будет в следующий, а также нет сложных изменений траекторий в полете. Плюс все заклинания идентичны во всех направлениях. Второе - каждый снаряд нарисован так, чтобы быть читаемым на фоне всего, что может появиться на экране. Достигается такой эффект вариациями размера, цвета, формы и прозрачности. Звучит просто, но требует усилий не меньше, чем баланс в хорошей стратегии с фракциями.
Нельзя не сказать об уровнях сложности. Всего их четыре, последний называется LUNATIC Mode. Единственное отличие - возможность использовать "возрождение" некоторое количество раз. Для игры, в которой у одного босса может быть семь фаз - это примерно ничего. Хотя нет, на высоких уровнях сложности фаз больше и/или они устроены иначе, чем на низких. И режим практики открывается при достижении стадии на каждом из них отдельно. Зато есть четыре персонажа на выбор, с двумя типами "снаряжения", которые определяют основную атаку и заклинание. И там есть сочетания, немного упрощающие прохождение. Впрочем, играть можно на любом, совсем неудачных нет. Лёгкий режим, повторяю, здесь "легкий" только относительно прочих. Да, игрокам, проходившим обычные скролл-шутеры, первые три стадии покажутся "просто сложными". Но вот потом... Это ни с чем не сравнимо. Когда каждая минута без потери HP воспринимается не как "подвиг" даже, а как "чудо". Даже с использованием заклинаний.
А ещё здесь отличный саунд-дизайн и саундтрек. Достаточно динамичный, но без резких звуков и повышений громкости, которые могли бы отвлечь. Больше всего мне нравится вот этот трек:
Игра в целом отличная. Хотя есть ряд минусов. Изначальное разрешение очень маленькое и при запуске на большом экране всё выглядит не очень чётко. Есть микро-оконный режим, но в нём самые мелкие снаряды можно не заметить. Хотя на SteamDeck всё должно быть хорошо. При изменении разрешения экрана игра может превратиться в черный экран до перезапуска. И ещё одно - на стадии 4 есть момент, когда появляются снаряды в виде зелёных звёзд. Можно рефлекторно начать их собирать. Это может быть ошибкой, но скорее всего преднамеренное... усложнение.
Как-то комментировать сюжет, думаю, нет смысла. Игру делали фанаты из студии Dream Compass, так что... Есть оригинальная серия Touhou Project, созданная одним фанатичным японцем c псевдонимом ZUN, который и популяризировал (или даже создал) жанр данмаку (термин, кото��ым на японском обозначают заградительный огонь), который уже на Западе стали называть bullet hell. Существует предание, что он не мог найти игры, которые понравились бы ему, поэтому решил сделать их сам.
И я прекрасно понимаю, почему у его игр столько фанатов. Потому что такое никто больше не делает. Я понимаю, что это "дежурная фраза", но... Я мог бы "выдать" что-то вроде "Это Dark Souls от мира скролл-шутеров", но не буду. Нет смысла сравнивать работы гениев. Каждая из них самоценна.
Да, фанаты ещё делают, причём неплохо. Но для тех, кому хочется прикоснуться к творчеству непосредственно ZUN'a, в Steam есть несколько его работ с демоверсиями, вот одна из них:
Почему я не сделал обзор на неё? Как бы тема "Японские игры" и всё такое... Во-первых, она на японском с подстрочным переводом, местами только на японском. А я не настолько хардкорный фанат, чтобы учить ещё один иностранный... Играть-то можно, но вот сделать обзор, в том числе обзор интерфейса, уже не получилось бы. Хотя вот такое - уже перебор.
При этом каких-то существенных отличий в геймплее обозреваемой игры и этой я не заметил. Да и в других аспектах тоже. Разве что стилистика персонажей немного другая, но это же естественно. Так что для знакомства с жанром в целом Servants of Harvest Wish вполне подходит. Кому понравится она, понравятся и каноничные части Touhou. Хотя здесь всё в руках организаторов конкурса.
И еще немного о фанатских работах. Хотя по миру Touhou Project не было снято ни одного аниме с участием автора, кое-что, с пометками вроде "не имеет отношение к канону" всё-таки выпустили. Есть даже любительская русская озвучка (хотя лучше бы сделали ещё и вариант с субтитрами):
При просмотре невольно возникла мысль: вот бы Housemarque сделали такую Touhou на технологиях из Returnal...
По большей части, отсутствие полноценной экранизации - заслуга самого ZUN'a. Мир игры достаточно популярен, фанаты делают тонны рассказов и арта. Но автор хочет делать игры, и... ему не хочется, чтобы они казались каким-то творчеством на тему "того самого аниме". А это вполне возможно.
Но в любом случае, человек полжизни (буквально) потратил на создание абсолютно уникальных игр. При этом не ушел ни в торговцы мерчем, ни в "кодзима-лайк" геймдизайнеры. Он просто работает, год за годом. За что безмерное ему уважение. И фанаты у него хорошие, раз делают такие игры и такие аниме. I LIKE IT!