Число игр продолжает расти, но разработчики никому не нужны

Число игр продолжает расти, но разработчики никому не нужны

То, что игровая индустрия в кризисе, не секрет. Причём кризис этот не сказать, чтобы тотальный: игры выходят (некоторые даже окупаются!), игроки играют, журналисты расхваливают очередную Assassins Creed. Однако по многим направлениям кризис носит именно системный характер. Тут и ситуация на рынке труда, и огромное количество проваливающихся продуктов, и закрывающиеся студии. В последние пару лет нейросети тоже вносят лепту, грозя заменить большую часть разработчиков и заставив игроков играть в нейро-дженерики.

Началось всё примерно в 2021 году, после постепенной отмены антиковидных ограничений. В 2020 году, когда люди сидели по домам, игровая индустрия взлетела до невиданных высот. А вот после пришла расплата, да такая, что стабилизации до сих пор не видно.

Рынок труда игропрома

Понабрав в 2020 году по объявлению народу, уже в 2021 многие компании были вынуждены начинать сокращения. Люди вернулись в привычную жизнь и уже не играли сутками напролёт. По данным Game Industry Layoffs, по итогам 2022 года индустрия лишилась около 8,5 тысяч работников. В 2023 году увольнения продолжились и на мороз отправились уже 10,5 тысяч работников. Прошедший год только усугубил тенденцию — новую работу были вынуждены искать уже 14,6 тысяч человек.

Число игр продолжает расти, но разработчики никому не нужны

За январь 2025 года уволить успели около 700 человек, но всё ещё впереди. При этом эти цифры далеко не окончательные. Часть компаний просто не афишировала увольнения, а по тихому приносила разработчиков в жертву Ктулху.

Основной процесс «очищения» пришёлся на крупные компании: Epic Games, Unity, Amazon, Microsoft, Ubisoft, TakeTwo и другие. Хотя и небольшие студии тоже не отставали. Устроиться разработчиком игр сейчас очень трудно.

Про российскую игровую индустрию говорить и вовсе нечего. Из крупного осталось только те, кто начал работу до 2022 года, да и те старательно делают вид, что киприоты и прочие армяне.

Вакансии, конечно, есть, но требуются туда либо крутые спецы, либо платят там очень небольшие деньги. Прям вот совсем не большие, чисто для поддержки штанов. Например, один из глав относительно небольшой студии как-то рассказывал, что на одну вакансию Junior/Middle Unity-разработчика им пришло по 300 резюме. Предложение было настолько велико, что они были вынуждены поднимать требования раза в два.

К слову, подобная ситуация не только в геймдеве, сокращения айтишников идут по всей индустрии. Как и в геймдеве, прогоняют в первую очередь низкоквалифицированных спецов. За предыдущие годы было сформировано мнение, что в ИТ на любой должности можно себе позволить личный домик в Майами. В итоге в отрасль хлынули десятки тысяч людей, прошедших курсы скиллбокса не обладающие должной степенью знаний. Вот от них и избавляются.

Игр делают всё больше

Впрочем, перенасыщение кадрами — не основная проблема индустрии. Проблема в том, что игр стало больше. И не просто больше, а намного больше. Как только все поняли, что удачная игра может принести сотни миллионов при небольших вложениях, в игропром ринулись толпы. В результате все предыдущие годы число игр росло на десятки процентов в год:

Число игр продолжает расти, но разработчики никому не нужны

По данным SteamDB, все вышедшие в Steam игры делятся на две категории:

  • Игры, добившиеся хоть какого-то успеха;
  • не способные привлечь внимание.

Число и тех и тех растёт, но вот в процентном соотношении всё куда хуже:

Число игр продолжает расти, но разработчики никому не нужны

Если по-простому, игр выходит всё больше, но лишь небольшой процент из них добивается успеха. И с каждым годом процент счастливчиков падает.

Причина этого банальна — число игроков просто не успевает за количеством игр. Например, в 2023 году вышли 14 292 игры, пик игроков в Steam составил 33,5 миллиона человек. В 2024 году пиковый онлайн почти добрался до 40 миллионов (39,3 млн. человек), только вот игр стало 18 952. Что на 31,7% больше, чем в 2023 году.

Для разогнавшейся индустрии банально не хватает игроков:

Число игр продолжает расти, но разработчики никому не нужны

Будет только хуже

Исправится ли ситуация в ближайшее время? Скорее всего, нет. Несмотря на идущие уже четвёртый год увольнения, игр выпускается всё больше. В январе этого года был побит очередной рекорд: вышло почти 1,5 тысячи игр, что на 18% больше, чем в январе 2024 года.

Люди хотят делать игры и мечтают сорвать куш. Если раньше для этого требовались весомые денежные вложения и знания, то теперь средства разработки доступы любому. Садись, да делай свой Vampire Survivors или MiSide. Всё безжалостно тормозит? Есть дядя Хуанг со своим DLSS.

В общем, по здравому размышлению, идти в геймдев сейчас не нужно. Ваше поделие гениальное творчество так и останется неизвестным, уж больно велика конкуренция.

Хотя, если вы вдруг способны выкатить что-то уровня INSIDE или Tiny Bunny, то беспокоиться не о чем. Проблема в том, что большая часть разработчиков думает, что попадёт в те семнадцать востребованных процентов, а попадают в восемьдесят три.

P.S. Ещё у меня есть бессмысленные и беспощадные ТГ-каналы (ну а как без них?):

О науке, творчестве и прочей дичи: https://t.me/deeplabscience

Об играх и игровой индустрии: https://t.me/gameprodev

3
6 комментариев