Мономиф Шепарда [ часть 2 ]

Мономиф Шепарда [ часть 2 ]

С первой частью сей психологической эпопеи вы можете ознакомиться тут

Сегодня же мы продолжим погружаться в психологический расклад характера Шепарда и причин, почему он все-таки обречен был стать героем. Удачно #ВписалсяВПоворот, вестимо.

Итак, я, пожалуй, верну на экран визуализацию пути героя в лице Шепарда, прежде чем мы отправимся к шагу под названием viva la revolution.

Мономиф Шепарда [ часть 2 ]

Революция = взрыв батарианской системы

Один из подэтапов, гораздо более важный, чем сбор очередных союзников. Шепард вынужден уничтожить целую звездную систему, чтобы отсрочить прибытие Жнецов. Он жертвует миллионами сейчас, чтобы спасти многомиллионов-лиарды потом.

Еще одно расшатывающее психику решение: принесение в жертву кого-то, чтобы пройти одновременно и катарсис, и катабасис.

Катарсис — как способ очищения от лишних эмоций и конфликтов через то, что герой умеет делать лучше всего. Шепард солдат, и он ведет эту войну так, как умеет.

Катабасис — герой спускается в метафорический ад, чтобы возродиться. Для Шепарда это. в первую очередь, работа на «Цербер» — ксенофобскую террористическую организацию. Во вторую, конечно, принесение многих жертв в надежде на то, то это было единственно верным решением.

Задача: отсрочить прибытие Жнецов через "взорвать ту дверь, куда они могут сейчас щемиться"

Результат: уничтожение целой системы, в которой обитала многочисленная разумная раса, с целью запечатывания той самой двери, количество смертей — миллионы.

Результат пути героя: символически Шепард закрывает не дверь, а целое инфополе догадок и недомолвок, поскольку он наконец-то твердо становится на путь спасителя.

Бездна смерти и возрождения = смерть Шепарда, которому никто не верит: роль спасителя галактики

Наконец-то все признают: раса разумных машин существует, и они прибыли, чтобы уничтожить всех до единого. Единственная надежда многих рас — это коммандер Шепард, который стал настоящей иконой. Вот что бывает, если слишком громко орать, стучать во все двери и при этом успевать решать ту проблему, о которой ты, собственно говоря, и кричишь на каждом углу.

Шепарда единодушно принимают как человека, который знает, что такое Жнецы, как с ними сражаться и как сделать так, чтобы сражались все. Здесь происходит фоновая трансформация Гепарда от простого солдата в политика, который вынужден выйти на следующую стадию для того, чтобы реализовать себя как героя.

Задача: объединить все расы в борьбе с общим противником

Результат: обретение информации о том, как это можно сделать, количество смертей — энное число погибших НПС.

Результат пути героя: принятие свершившейся трансформации и нового статуса, реализация полученных ранее знаний.

Трансформация = Борьба за военные ресурсы: моральные выборы и бремя власти

Даже на пороге смерти немногие готовы сотрудничать. Шепарду предстоит убеждать, принуждать и молить о сотрудничестве, идти на сомнительные сделки и обманывать друзей ради того, чтобы привлечь в свои ряды новых союзников.

Он понимает: один Жнец способен погубить, наверно, миллионы жизней (те самые, которые отдал сам Шепард). Армия Жнецов уничтожит всех.

У него нет выбора: если он не примет правила этой игры, то играть будет уже некому.

На фоне таких ультиматумов терять друзей в ходе сюжета игры намного больнее. Каждый из них обладает уникальными способностями, которые могут изменить ход войны. К примеру, мы говорили о гетах — расе менее развитых машин, которые поклонялись Жнецам. А что, если мы знаем, что не все геты были фанатиками? Что, если добрая их половина боится стать такими же, как Жнецы? Что, если у нас в команде был очень дружелюбный гет, который способен перезаписать всех гетов по-новому, чтобы их алгоритмы не были разрушены вирусом жнецов? И что, если подобный поступок убьет нашего машинного друга?

Спасти его нельзя. Либо Шепард позволяет ему перезаписать всех гетов — и обрести новый мощный ресурс, — либо он убивает своего бывшего напарника, который предлагал не только ресурсы, но и ответ на важный вопрос: есть ли у этой платформы душа?

Задача: набрать максимальное количество ресурсов.

Результат: мощная армия, в которую входят представители всех (или многих) рас, количество смертей товарищей — от 0 до 7, количество смертей в целом — неисчислимое.

Результат пути героя: развитие героя как личности, закрепление новых качеств.

Награда = чертежи орудия для уничтожения Жнецов

Этот этап перекликается с предыдущим, поскольку об универсальной вундервафле Шепард узнает намного раньше. Но именно благодаря прохождению своей трансформации он может набрать в ряды союзников тех, кто ускорит создание этого девайса.

Задача: построить это орудие.

Результат: готовое орудие, способное выиграть казалось бы безнадежную войну, количество смертей товарищей — от 0 до 7, количество смертей в целом — неисчислимое.

Результат пути героя: получение той самой награды, которая подтверждает тот факт, что Шепард прошел сложный путь от обычного солдата до настоящего мессии.

Дар богов = решение судьбы галактики

Здесь Шепард встает перед сложным выбором. Он разбирается в принципах работы вундервафли, которые ставят его перед выбором: стать катализатором (читай — умереть), чтобы запустить орудие, или отказаться от всего, сдаться у самого финала, в надежде на то, что… не знаю, Жнецы улетят сами?

Шепард метафорически возвращается в привычный мир сражений, ему остается, грубо говоря, нажать кнопку, сломать ее или прыгнуть в яму под кнопкой.

Потому что другого решения нет. Мотивация Жнецов заключается в попытке выйти из ими же выстроенного цикла: они убивают всех живых, чтобы те не построили машин, которые могут их убить. Не спрашивайте, не я писала эту мотивацию. Конечно, была теория о темной энергии, но пошлиы мы с ней нахер.

Героическое восхождение Шепарда достигает своего истинного апофеоза: он узнает правду, принимает этот удар и получает право выбора — взять Жнецов под контроль, уничтожить их или объединить синтетическую и органическую жизни так, что они не будут конфликтовать.

Здесь встает снова интересный моральный выбор: не будет ли предательством к протеанам и ранее погибшим расам решение Шепарда контролировать Жнецов? Где гарантия, что он сумеет с этим справиться? И если уничтожать Жнецов, то готов ли Шепард вместе с ними пустить в расход и гетов, такую же расу разумных машин?

Задача: остановить наконец Жнецов.

Результат: спасение галактики, смерть Шепарда.

Результат пути героя: Шепард завершает свой цикл, который проходил трижды, и наконец-то может вернуться домой — легендой, которая никогда не умрет.

Мономиф Шепарда [ часть 2 ]

Можно, конечно, отказаться что-то решать, как я уже писала, но это — отказ от всего того, что было достигнуто. Это — обесценивание мотивации героя, жертв его товарищей, усилий, потраченных на то, чтобы выжить.

__________________________________________

Итак, я потратила очень много букв и почти четыре часа на то, чтобы вкратце провести знакомых с игрой людей по психологическому аспекту Mass Effect (хотя, наверно, было бы интереснее развить шизотеорию о том, что Коллекционеры не работали на Жнецов). Я не знаю, задумывалось ли соответствие мономифу изначально, но оно вышло идеальным, а оттого — рабочим.

Несмотря на все ошибки, косяки и поломанные концовки, Mass Effect по-прежнему остается популярным среди геймеров и в ходе его прохождения люди обнаруживают для себя много нового. Как, например, то, что вместе с Шепардом многие из нас выросли, и кто-то на его примере научился выстраивать свой путь.

Который в конечном этапе должен стать не менее героичным.

1414
6 комментариев

Поэтика получилась более осязаемой чтоли. Меня интересовали основы драматургии , и хотелось у себя в голове «соорудить» хотя бы примерный каркас из базовых необходимых вещей. Поэтика эти вещи мне предоставила. Когда я добил Кэмпбелла , я себе дал обещание лет через 20 еще раз прочитать эту книгу , чтобы понять все сокрытые в ней смыслы , ибо на момент прочтения я был и остаюсь туповат для неё.

1
Ответить

ну да, для Кэмпбелла надо быть более культурно образованным, и мне тоже не хватает знаний, чтобы осмыслить вообще все сказанное в ней. так что спасибо за то, что поделились мнением!
будем с Вами культурно превозмогать

1
Ответить

Нахожу возмутительным, что обзор на mass effect состоит из двух частей. Требую третью со светофором! :-D

1
Ответить

позвольте вас порадовать тем, что третья часть выйдет! специально для вас пропишу концовку-светофор😏

1
Ответить

Как же задушила меня эта книга в свое время, ей богу , «Поэтика» мне показалась в 10 раз понятней и полезней.

Ответить

ну, здесь каждому свое. меня она воодушевила, поскольку совпадает с моим видением конструирования пути любого персонажа. чем же "Поэтика" зацепила?

Ответить