«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

Интересные детали о съёмках одного из лучших фильмов 2019 года.

«Однажды... в Голливуде» — любовное послание от Квентина Тарантино старому Голливуду, фильм, воссоздающий эпоху буйных 60-х с поражающей детальностью и скрупулёзностью. В плане съёмок это, вероятно, один из самых сложных фильмов режиссёра.

В преддверии «Оскара» Sony Pictures выложила на свой YouTube-канал «фильм о фильме», посвящённый съёмкам «Однажды... в Голливуде». Мы выбрали оттуда главное.

Это фильм о его [Квентина Тарантино] любви к индустрии и о тех её работниках, кто не получает внимания, хотя заслуживает.

Леонардо ДиКаприо

«Однажды... в Голливуде» часто называют самым личным фильмом Тарантино, и это, конечно же, правда. Он не просто так помещает действие именно в 1969 год — это время, когда старый Голливуд, так любимый режиссёром, окончательно перестал существовать.

К тому же, это время, которое сам Тарантино застал, будучи ребёнком. Так как самые яркие воспоминания и впечатления часто формируются именно в детстве, понятно, почему режиссёру важно было вернуть эстетику неоновых вывесок, drive-in кинотеатров, дешёвых вестернов и ТВ-шоу. Мир, в котором он жил сам.

«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

Тарантино вспоминает, как к нему пришла идея фильма. По его словам, это случилось где-то в момент съёмок «Доказательства смерти» — однажды он вдруг заметил, как актёр и его дублёр сидят вместе и разговаривают.

И я тогда подумал: «чёрт, это же... чёрт, это действительно впечатляющие отношения. Примерно как у Стива МакКуина с его дублёром или у Бёрта Рейнольдса. Если я когда-нибудь сделаю кино о том, как делают кино, это может стать уникальным способом подойти к истории».

Квентин Тарантино

Тарантино также очень важно было взять в фильм человека, который застал то время уже в качестве актёра. Кто жил и работал в «том самом» Голливуде.

Он сразу же подумал о трёх людях: Курте Расселе, Бёрте Рейнольдсе и Брюсе Дерне. Первый в итоге сыграл в фильме координатора трюков Рэнди, второй был утверждён на роль Джорджа Спана, но не успел её сыграть, так как скончался 6 сентября 2018 года. В итоге Спана сыграл Брюс Дерн.

Мне хватило всего пары страниц сценария, чтобы понять — этот фильм затрагивает буквально всё, вокруг чего крутилась моя жизнь в те годы. Всю мою жизнь.

Курт Расселл
«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

Очень важным элементом фильма стало радио — оно постоянно играет в машинах и домах героев, отражая настроение отдельных сцен и дух времени в общем. Тарантино вспоминает, что радио действительно имело большое значение в те годы — особенно в Лос-Анджелесе, центре музыкальной индустрии.

Радио, можно сказать, определило это время.

Квентин Тарантино

Леонардо ДиКаприо вспоминает о прошлом режиссёра — о том, как тот в молодости работал продавцом в видеомагазине, смотрел примерно всё, что попадётся под руку, и выступал этаким «гуру», помогавшим людям с выбором фильмов.

Этот багаж знаний помог ему детально воссоздать стиль и образ Голливуда конца 60-х.

«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

Причём Квентин Тарантино помещал в локации столько различных примет той эпохи, что большинство из них почти невозможно увидеть. Ему была важна сама атмосфера времени, даже если не все её элементы в итоге попадут на камеру.

В фильме много отсылок, которые мало кто поймёт и увидит. Но главное, Квентин знает, что они есть.

Брэд Питт

По этой же причине все локации в фильме — практические. Никакого хромакея.

Даже музыку во время съёмок включали исключительно из шестидесятых. Чтобы все члены команды почувствовали себя внутри другой эпохи.

Не думаю, что я когда-либо чувствовала себя настолько перенесённой в другое время, как на площадке у Квентина. Потому что здесь всё настоящее. Везде вокруг тебя — 1969-й.

Марго Робби
«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

Для того, чтобы воссоздать Голливуд 60-х, художник-постановщик Барбара Линг отсматривала сотни фотографий тех лет. Затем вместе с командой она воссоздавала все вывески и витрины магазинов — так они вернули целых шесть кварталов Голливудского бульвара в шестидесятые.

Отдельное внимание Тарантино уделил, разумеется, кинотеатрам, которых в шестидесятые на бульваре было очень много. Сейчас все они перестали быть кинотеатрами, но, с позволения владельцев, съёмочная группа на время переделала фасады, вернула неоновые вывески и таблички, на которых раньше писали репертуар фильмов.

При этом Барбара Линг отмечает, что они с режиссёром не обязательно гнались за полной правдоподобностью. Мир Голливуда в фильме немного приукрашен, потому что он отражает не столько объективную реальность, сколько детские впечатления самого Тарантино.

«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

Фрагменты с Bounty Law, сериалом с Риком Далтоном в главной роли, снимали на студии Melody Ranch — там стоят декорации, мелькавшие во многих классических вестернах.

Но, чтобы они лучше выглядели в чёрном-белом, создатели фильма перекрасили все фасады — с учётом того, в какие оттенки серого превратятся цвета на плёнке.

«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

По словам продюсера Дэвида Хеймана, Тарантино изначально рассматривал только одного актёра на роль Рика Далтона — его обязан был сыграть Леонардо ДиКаприо.

Актёр рассказывает, что самое сложно в работе над этим персонажем — понять, какой же Рик Далтон актёр. И каков его потенциал.

Для меня история Рика — это история человека, который борется с собственной смертностью. В сцене с Аль Пачино, в самом начале фильма, он понимает это. Понимает, что он на поворотном моменте своей жизни и, возможно, он не уделял своей карьере и своей игре столько внимания, сколько стоило.

Леонардо ДиКаприо

Именно ДиКаприо предложил Тарантино, чтобы Рик во время съёмок забыл свою реплику — ему нужно было показать, как герой борется сам с собой и затем пытается восстановиться.

«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

Они сняли две версии этой сцены: в одной Рик запинался, а во второй нет. И тогда Тарантино понял, что ДиКаприо был прав — с его идеей момент выглядел гораздо мощнее.

Но тогда им нужно было что-то ещё — некий переходный пункт между тем, как Рик чуть ли не проваливает роль и как он затем победоносно возвращается на площадку.

Для этого Тарантино и ДиКаприо вместе придумали сцену в трейлере, где Рик Далтон орёт сам на себя и крушит всё вокруг. Она вдохновлена моментом из «Таксиста», где герой Роберта ДеНиро общается с собой в зеркале.

Большое внимание кинематографисты уделили тому, чтобы передать суть Рика Далтона через его внешние атрибуты — то, как выглядит его дом и то, как он одевается.

В доме Рика можно заметить, например, седло — очевидно указывающее на его увлечение лошадьми. При этом везде по квартире стоит реквизит из сериалов, в которых он снимался, и различный мерчендайз. А на стенах вместо картин висят постеры его фильмов.

Так мы понимаем, что Рик — человек, неотделимый от его работы. Именно в этом заключается главный конфликт героя.

«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

При этом мы часто видим его в яркой, вызывающей одежде. Всё говорит о Рике Далтоне как о человеке, ревностно ищущем внимания.

Я заворожён костюмами в этом фильме. Мне пришлось носить много дурацкой одежды.

Леонардо ДиКаприо
«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

Совсем другое дело — Клифф Бут. Интерьер его трейлера и одежда не указывают ни на какие конкретные характеристики героя — он остаётся загадкой и для зрителя, и для других персонажей.

Я весь фильм ношу примерно одну и ту же одежду — майку с надписью Champion.

Брэд Питт

Единственное, что мы можем узнать о Клиффе из убранства его трейлера — он очень любит мотоциклы и машины. И он большой фанат актрисы Энн Фрэнсис — её портрет висит прямо за телевизором.

«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

Герой Брэда Питта, Клифф Бут, вдохновлён сразу несколькими каскадёрами-дублёрами, которые работали в то время с ведущими звёздами Голливуда. И часто становились их близкими друзьями.

Курт Расселл знал много таких дублёров и, по его словам, был поражён игрой Брэда Питта. Тем, насколько реально он выглядел в роли Клиффа Бута и насколько он похож на каскадёров тех лет, которых Курт видел в реальности.

«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

Вместе Рик, Клифф и Шэрон Тейт в фильме отражают три условных ступени популярности актёра в Голливуде. Шэрон — успешная и молодая. Рик — на закате своей карьеры. А Клифф, несмотря на то, что проработал в Голливуде всю жизнь, живёт в маленьком трейлере за городом.

Роль Шэрон, к слову, была особенно сложной для создателей фильма. Реального человека всегда непросто воплощать на экране — а уж тем более с настолько трагичной историей. Им нужна была актриса, которая смогла бы сыграть её очень тонко и чутко — такой оказалась Марго Робби.

«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

По мнению Тарантино, Робби обладает многими чертами самой Тейт. Она также ослепительно красива, но при этом за её яркой внешностью несложно разглядеть сильную личность.

Для меня цель Шэрон в фильме — показать всё самое лучшее, что было в Голливуде 60-х. Она олицетворяет свободную любовь, политику «открытых дверей», которая процветала тогда в Голливуде. Вечеринки, веселье, сообщество с распростёртыми руками. Её ужасная смерть стала концом этой эры: двери закрылись, Голливуд навсегда изменился.

Марго Робби

Я впервые встретил Марго на прослушиваниях к «Волку с Уолл-стрит» — я сразу заметил в ней какой-то внутренний огонь. И когда я узнал, что мне повезёт работать с ней ещё и над этим фильмом, я был очень рад. Со времён Волка с Уолл-стрит» она сыграла столько замечательных ролей.

Леонардо ДиКаприо

Также кинематографистам помогала с советами сестра погибшей Шэрон Тейт, Дебра. Она одобрила сценарий и, по словам продюсеров, близко подружилась с Тарантино. И даже приходила на съёмочную площадку, чтобы посмотреть, как играет Марго Робби.

Дебра Тейт​
Дебра Тейт​

Много внимания в «фильме о фильме» уделено Роберту Ричардсону — именитому оператору, обладателю трёх премий «Оскар», постоянному коллаборатору Мартина Скорсезе и Квентина Тарантино (со времён «Убить Билла» он снимает все фильмы режиссёра).

По словам актёров, работать с Ричардсоном — одно удовольствие. Он настолько профессионально и незаметно делает свою работу, что съёмочной группе почти не надо обращать внимания на камеру — они и так точно знают, что она окажется там, где надо.

Ричардсон рассказывает, что Квентин Тарантино, большой любитель аналоговой съёмки, долго не мог решить, на что снимать фильм — на 35-миллиметровую плёнку или на 70мм, как «Омерзительную восьмёрку». Выбор пал в сторону 35 миллиметров, но только по одной причине — с 70мм невозможно снимать с зумом.

Впрочем, отдельные кадры, имитирующие записи со съёмок или телевизионные шоу, сняты в других форматах. В фильме есть эпизоды, записанные на любительскую плёнку Super 8 и чёрно-белую 16-миллиметровую плёнку (на неё сняты трейлеры Bounty Law).

«Мы просто любим делать кино»: как Тарантино снимал «Однажды... в Голливуде»

В конце актёры и члены съёмочной группы ещё раз говорят о том, что «Однажды... в Голливуде» — самый личный фильм Квентина Тарантино. Это картина, которая перенесла не только зрителей, но и самих кинематографистов в совершенно другую эпоху: в светлый и радостный Лос-Анджелес шестидесятых.

Это и правда настоящее любовное послание старому кино и кинематографу как искусству в целом. В наше время мало кто из режиссёров готов настолько глубоко детально погружаться в выбранный сеттинг, подолгу и тщательно работать над каждой декорацией, когда другой мог бы просто нарисовать её на компьютере.

Мы просто любим делать кино.

Квентин Тарантино

Усилия Тарантино нерациональны, но только так и рождается настоящее искусство. Движимое лишь одной, единственной возможной мотивацией.

460
166 комментариев