Почему ностальгия может быть иллюзорной?

Почему ностальгия может быть иллюзорной?

Размышления на тему ностальгии на примере графического стиля игр на PlayStation 2.

По мере того как вирусный фильтр PlayStation 2 входит в свою финальную стадию популярности, пора задаться вопросом, есть ли в нём что-то большее, чем просто красивое низкополигональное лицо.

Поиграться с фильтром можно на

Почему ностальгия может быть иллюзорной?

На фоне, казалось бы, бессмертной одержимости Y2K (верните мне мой 2007й!), тренд фильтра PS2 ещё глубже погрузил нас в мечты о более простых временах. Мы находимся в периоде, движимом ностальгией и один взгляд на TikTok в последнее время служит ярким напоминанием об этом. Как бы мы ни хотели, мы не можем по-настоящему вернуться в прошлое, но фильтр приближает нас на шаг ближе.

Фильтр использует платформу Replicate AI для "PS-ификации" чего угодно. Развитие искусственного интеллекта открыло совершенно новый путь для создания ностальгического контента, которого мы жаждем, а мгновенный отклик, который предоставляет фильтр, одновременно невероятно впечатляет и пугает. Чрезмерное распространение изображений в этом стиле может размыть наши драгоценные воспоминания о времени, проведённом вместе с консолью.

Почему ностальгия может быть иллюзорной?

Руми Джозефс, аналитик трендов и эксперт по интернет-субкультурам, тоже не избежал волны ностальгии. Он находится в середине повторного прохождения Final Fantasy 7.

"Я играю в неё сейчас и это ощущается ужасно, но столько любви вложено в эти предварительно отрендеренные фоны, даже в полигональных персонажей".

Его решение вернуться к "винтажной" игре на PlayStation связано с выходом ремейка FF7 с невероятной современной графикой. Вместо того чтобы радоваться его выходу, Руми захотел поиграть в оригинал. Чувство ностальгии можно получить только через мерцающую графику и персонажей с "ногами из трёх квадратов".

Почему ностальгия может быть иллюзорной?

ЖАЖДА СТАРОЙ ЭСТЕТИКИ

Наша жажда старой эстетики означает, что мы всё больше разочаровываемся в современной сверхкачественной графике (и ностальгируем всё больше). Неудивительно, что PS2 была выбрана флагманом этой винтажной игровой эстетики. В её дизайне присутствует ощущение технологического будущего, которое отличает её от других консолей того времени. Кто не помнит, как погружался в город из минималистичных небоскрёбов при включении консоли? PS2 представляет эпоху, когда пик технологий всё ещё был крутым.

Также связано с тем, что это был, возможно, последний отчётливый культурный облик. Y2K имеет специфический образ, чего нам не хватало в последние 20 лет, когда эпохи начали размываться. Руми задаётся вопросом:

"Что на самом деле определяет конец 2000х? 2010е? Есть ли что-нибудь в 2020х, к чему можно было бы вернуться так же, как мы сразу указываем на волосы с лаком, новый романтизм или даже рейв 90х? Мы потерялись в этой вневременной неопределённой зоне".
Почему ностальгия может быть иллюзорной?

Консоль была полностью о прогрессе. Достаточно взглянуть на некоторые их рекламные ролики. Это чувство технологического прогресса присутствует и в играх. Дизайны меню лаконичны, минималистичны и неприветливы, как машиноподобный интерфейс Tekken 4. Присутствует волнение от вступления в новую эру компьютеров (совпадающее с выпуском консоли на рубеже тысячелетий), которое, кажется, мы потеряли сегодня. Руми отмечает, что

"Эпоха полигонального стиля и той особой графики PlayStation была последним временем, когда что-то ощущалось как стрела, направленная в будущее. Технологический прогресс и всё постепенно становилось лучше. ХХ век - распад этого концептуального цикла и есть что-то драгоценное в последних моментах и их угасании".
Tekken 4
Tekken 4

Сегодня игровые компании продолжают придерживаться этого подхода. Издатели, представляющие великие игры PS2, продвигаются вперёд с всё более продвинутой графикой. Недавний выпуск Tekken 8 подарил серии самый высококачественный облик на сегодняшний день, что было встречено с распростёртыми объятиями фанатами. Серия, кажется, воскресла из мёртвых. Когда тот же современный ремейк применяется к нашим любимым "винтажным" играм, таким как ремастер Shadow of the Colossus для PS4 или ремастер Silent Hill 2, комментарии пестрят фанатами, называющими их "бездушными" или просто не такими приятными. Они ощущаются как предательство ностальгии, которую мы испытываем к ним.

БЕСКОНЕЧНЫЕ СПИН-ОФФЫ

Потеря и ностальгия идут рука об руку, поскольку без тоски по чему-то невозможно испытывать ностальгию. Руми поднимает аргумент Грэфтона Таннера о том, что с бесконечными современными спин-оффами и бесконечными ремейками от таких франшиз, как Marvel и Disney, "мы не можем испытывать ностальгию по этим вещам" и поскольку они постоянно выходят, "у вас никогда нет шанса почувствовать это". Ностальгия эквивалентна желанию, чтобы чего-то было больше, а в наше время у нас есть "культурная машина, которая говорит - я дам вам больше этого" в форме ремейков или спин-оффов.

Возможно, именно поэтому Y2K и эпоха PS2 - последняя эра, по которой мы испытываем ностальгию. Нам не дали шанса соскучиться по какому-либо медиа-контенту, созданному после неё. Поскольку фильтр PS2 создан с использованием ИИ, возникает аналогичная проблема бесконечного производства медиа-контента, что может испортить отношения наших воспоминаний с ним. Постоянные напоминания о нём в нашей ленте не дадут нам времени забыть его.

Почему ностальгия может быть иллюзорной?

Благодаря (возможно, постыдным) чудесам современной технологии ИИ, контент может быть создан практически мгновенно, что только помогло быстрее заполнить наши ленты. Есть что-то странное в том, чтобы смотреть на нечто, предназначенное быть ностальгическим, но только что созданное. Иллюзорная ностальгия, созданная для удовлетворения нашей жажды.

С ИИ "вы не соприкасаетесь ни с какой оригинальной культурой", утверждает Руми. "Вы снова встречаетесь с настоящим, там нет ничего из прошлого", создавая это жуткое чувство.
"Раньше для развития требовалось время, а ИИ участвует в ускоренном производстве контента", признаёт Руми. "Но контент отличается от культуры". В культуре есть человечность, в то время как контент связан с вовлечённостью и "не имеет вообще никакого содержания". Массы контента, которые может генерировать ИИ, питают машину социальных медиа, "грабя прошлое в поисках чего-то, что ещё не использовалось", как фильтр PS2.
Почему ностальгия может быть иллюзорной?

СВЯЗЬ ЧЕРЕЗ НОСТАЛЬГИЮ

В общей ностальгии есть чувство общности. Фактически, известно, что она усиливает социальную связь. Популярность фильтра PS2 свидетельствует о том, что мы все чувствуем сильную связь со временем, проведённым с консолью, когда мы сидели вокруг нечёткого монитора или смотрели, как играет старший брат или сестра. Естественно, поскольку нам не нужно и у нас нет времени для создания этих впечатлений, мы тоскуем по ним, вспоминая романтизированную версию наших воспоминаний без сопутствующих споров.

Это чувство связи сделало тренд чрезвычайно распространяемым, и, как и все тренды, фильтр в конечном итоге увидит свой конец и выйдет из моды. Его можно увидеть применённым ко всему, от киноикон до новой фотографии профиля вашего друга и он доступен всем. Ностальгия, которую мы испытываем по времени, проведённому с консолью, изнашивается, превращаясь в бесконечные аддиктивные дозы лучших времён. Скоро мы можем смотреть на те же картинки, которые вызывают у нас это уютное чувство, с затхлыми чувствами мёртвого тренда.

Почему ностальгия может быть иллюзорной?

Грэфтон Таннер может согласиться с этими чувствами, утверждая, что особенность ностальгии заключается в определённом времени, и что

"чем больше мы цепляемся за неё, тем больше мы её портим".

Насильственное внедрение их в наше настоящее означает, что они не имеют ничего общего с тем, что нам в них нравилось. Однако у Руми более сбалансированный взгляд.

"Очень хорошо раскапывать и вспоминать элементы культуры, которые стоит помнить. Это способ, которым они приобретают определённую ценность, и если их не вспоминать, они просто будут потеряны". Важно ценить великую работу, несмотря на то, что вещи выглядят неуклюже и неправильно, добавляет он. "Я действительно думаю, что мы должны сопротивляться искушению пытаться удержать всё, но есть сильное ощущение, что у нас есть ответственность оценивать культуру".

Конечно, в конце концов, это просто фильтр и нет ничего плохого в желании увидеть, как мы выглядим в наших любимых играх. Однако фильтр PS2 может представлять более крупную тенденцию одержимости прошлым. По крайней мере, это стоит учитывать, поскольку мы продолжаем использовать AI-фильтры и это почти наверняка не последний из них, который станет вирусным.

66
10 комментариев

фильтра PS2 свидетельствует о том, что мы все чувствуем сильную связь со временем, проведённым с консольювсе фотки людей которые ты привел максимум могли провести время с пс4 судя по возрасту, хз какая там ностальгия может быть, чистой воды очередной тренд, не более

6
Ответить

Ты поехавший. ?Тут всем около 30

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Как минимум Мие Халифе 31год.

Ответить

Где написано, что ностальгируют эти самые люди, а не их папики за 40?

Ответить

Ностальгия всегда иллюзорна

1
Ответить

Ух сколько девочек в стиле пс2 можно наделать

1
Ответить