Техно-ориентализм: декодируем искажённый образ Японии как киберпанковской утопии
Япония привлекает туристов яркими рекламными вывесками, роботами и скоростными поездами. Поэтому многие посетители часто подписывают свои фотографии в Instagram фразами вроде "Жизнь в будущем" или "Киберпанк-город". Чтобы понять это явление, необходимо рассмотреть возникновение киберпанка в контексте международной геополитики 1980х годов.
Страх потери и причём тут Sony c Nintendo?
Применение неонового фильтра к фотографии горизонта Синдзюку действительно может создать футуристическую атмосферу. Однако те, кто проводят некоторое время в Японии, быстро осознают, что страна не настолько футуристична, как многим кажется. Хотя Япония обладает значительным технологическим сектором, за яркими светодиодными огнями скрывается мир бюрократии и традиций. Чтобы понять восприятие Японии туристами, необходимо изучить культурную индустрию 80х годов.
В этот период Япония переживала значительный экономический и технологический рост, который привлёк внимание политиков, художников и кинематографистов. Перспектива включала не только восхищение, но и страх потери контроля. Быстрый технологический прогресс вызывал тревогу на Западе, поскольку он представлял собой неконтролируемую, быстро развивающуюся силу.
Этот страх соотносится с ростом таких компаний, как Sony и Nintendo в конце 80х годов и находит отражение в культурной индустрии через появляющийся жанр, известный как "киберпанк", который часто изображает беззаконное, мрачное и коррумпированное будущее, где общество отчуждено из-за своего технологического прогресса.
От "Бегущего по лезвию" до техно-ориентализма
Ярким примером является фильм 1982 года "Бегущий по лезвию", действие которого происходит в мрачном будущем Лос-Анджелеса, где городская панорама сильно подвержена влиянию азиатских корпораций и эстетики. Город олицетворяет будущее, доминируемое восточноазиатскими технологиями, с множеством символов, связанных с термином "техно-ориентализм".
Этот термин основывается на концепции классического ориентализма, определенного литературоведом Эдвардом Саидом. В ориенталистских изображениях Восток часто представляется больше через призму западных заблуждений, чем своей реальной сущностью, и часто характеризуется как отсталый и экзотический.
Однако эта схема не полностью применима к Японии, учитывая их неоспоримое технологическое превосходство в 80х годах. В ответ на страх потери контроля техно-ориентализм изображает Азию, особенно Японию, как технологически развитую, но теряющую свою человечность.
Эта перспектива на Восток имеет решающее значение в жанре киберпанка, который часто изображает азиатских персонажей как роботизированные фигуры в мрачном будущем. Эти фильмы представляют постгуманистический мир, где азиатские образы изображаются как лишенные эмоций. В киберпанковских фильмах, таких как "Облачный атлас" и "Из машины", азиатские женщины часто сексуализированы как киборги, изображаемые как могущественные, но сексуально подчиненные.
Соответственно, в киберпанковских фильмах часто изображаются герои, сражающиеся с технологически развитыми, но эмоционально огрубевшими обществами, часто иллюстрируемыми азиатскими элементами или декорациями.
Трансгуманность и киборги
Тем не менее, технологический и экономический подъем Японии был реальным. Этот эволюционирующий будущий мир был запечатлён в таких фильмах, как "Безумная грозовая дорога" и "Смертельный порошок", хотя они воплощают больше панка, чем кибера.
Таким образом, японские независимые режиссёры изображали это превращение, интегрируя элементы киберпанка, но "глазами тигра", предлагая аутентичный, внутренний взгляд, а не искаженный внешний.
Классический японский киберпанковский жанр, особенно ярко представленный фильмом Синъя Цукамото "Тэцуо: Железный человек" в 1989 году, также отражает страхи излишнего прогресса, хотя и не с техно-ориенталистской точки зрения. Фильм размывает границу между человеком и машиной, отражая культурные изменения в Японии 80х годов.
Японские киберпанковские фильмы по-разному освещают страхи той эпохи по сравнению с западными. Они сосредотачиваются на опасениях, что их собственная технология и экономика развиваются слишком быстро в трансгуманистическом мире. Однако некоторые утверждают, что японские творцы включили техно-ориенталистские идеи в свои произведения, такие как "Призрак в доспехах" или "Акира".
Светодиоды
Хотя японский экономический пузырь лопнул в 1990х годах, некоторые страхи и представления о Японии как бесчувственной, киберпанковской нации сохранились. Критика техно-ориенталистских изображений Японии не должна приводить к игнорированию японского технологического сектора или умалению креативности и художественной ценности киберпанка. Напротив, такие концепции, как техно-ориентализм, должны помогать нам размышлять о наших культурных взглядах, включая современные произведения, такие как "Призрак в доспехах" (2017) и "Киберпанк 2077".
Превосходя технофетишизм, можно открыть для себя множество других аспектов Японии, которые не всегда футуристичны или дистопичны, но всё же захватывающи.
декодируем искажённый образ ЯпонииНа заглавной картинке и в облачном атласе КореяКиберпанк всецело вдохновлён ГонконгомПеределывай...
Если вы ещё не поняли. То это кликбейт в виде фото. Кто-то обязан был зайти и написать про это. Этим кто-то оказались вы. И Гонконг тут не причём, тема про Японию.
Хватит насиловать нейросеть, пиши сам!
Какая именно нейросеть? Аргументируйте свои претензии.
Так же gptzero.me не даст соврать
Нейросеть писала?
Нет. С чего вы взяли?