«Eye of I»: Мелодия и хаос в новом альбоме джазового саксофониста Джеймса Брэндона Льюиса

Многие поклонники джаза впервые познакомились с глубоко экспрессивной музыкой саксофониста/композитора Джеймса Брэндона Льюиса на альбоме 2014 года «Divine Travels» в компании пианиста Мэтью Шиппа, басиста Уильяма Паркера и барабанщика Джеральда Кливера.

Жанр: JazzFusion; Текст: перевод при поддержке DeepL; Источник: <a href="https://api.dtf.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.allmusic.com%2Falbum%2Feye-of-i-mw0003835749&postId=1674660" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">AllMusic</a>
Жанр: JazzFusion; Текст: перевод при поддержке DeepL; Источник: AllMusic

С тех пор он выпустил целый ряд увлекательных проектов, включая отмеченный наградами прорыв 2021 года «Jesup Wagon» — тщательно продуманное, искусно исполненное, музыкально разнообразное исследование жизни и достижений Джорджа Вашингтона Карвера.

«Eye of I» — его продолжение и дебют на Anti- Records, исполняется основным трио в составе Льюиса на тенор-саксофоне, Кристофера Хоффмана на виолончели с гитарной педалью и Макса Джаффе на ударных. Все эти 11 мелодий обладают кинетической непосредственностью. Они раскрывают композиторское мастерство Льюиса, выраженное в напряженных балладах, мускулистом пост-бопе, космическом госпеле, блюзе, модальном и духовном джазе, уравновешенном необузданными звуками, текстурными диссонансами и глубоким чувством лирики.

Короткая, угловатая, почти фанковая 44-секундная открывающая композиция «Foreground» звучит как реактивный самолет, готовящийся к взлету. За ней следует разрушительное, прекрасное прочтение классики соул-госпел Донни Хэтэуэя «Someday We'll All Be Free». Кирк Кнуффке приглашен на сцену со своим корнетом, он исполняет двойные и трепетные линии в сопровождении саксофона Льюиса, виолончель Хоффмана с электронным дисторшном грохочет как электрогитара, а боевая ударная установка Джаффе подчеркивает эмоциональную открытость, не теряя при этом своей музыкальности.

Someday We'll All Be Free

«The Blues Still Blossoms» не похож ни на один другой блюз. Льюис использует короткую, повторяющуюся мелодию в стиле детских стишков (вспомните Орнетта Коулмана), инвертируя и расширяя ноты в призыве и отклике с ритм-секцией.

Заглавный трек проходит через первую минуту с искаженной, мрачной виолончелью над грохочущими, постоянно перекатывающимися том-томами. Когда вступает Льюис во весь свой мощный рык, в его игре можно услышать призраки Альберта Айлера и Джона Колтрейна.

Eye of I

«Womb Water» — это инновационная, тонально убедительная адаптация «Womb Waters Scent of the Burning Armadillo Shell» Сесила Тейлора с альбома 1984 года «Winged Serpent» (Sliding Quadrants), за которой следует еще одна диссонансная интерлюдия «Background», представляющая великолепную «Send Seraphic Beings», хиповую пост-боповую пьесу. Льюис переходит в нижний регистр своего саксофона, зацикливает мелодию и солирует в совершенно иной плоскости, а ритм-секция пританцовывает и раскачивается в мягком латинском груве.

Send Seraphic Beings

Кнуффке снова помогает в «Even the Sparrow» — джаз-госпел-дуэли с амбициозным взаимодействием между духовыми, а педальная виолончель создает на заднем плане эффект рапсодии.

На заключительной «Fear Not» трио Льюиса играет вместе с пост-панк трио Messthetics из Вашингтона, округ Колумбия, в состав которого входят бывшие участники Fugazi Джо Лалли (бас) и Брендан Кэнти (ударные), а также известный джаз-рок гитарист Энтони Пирог. Льюис и Хоффман обмениваются репликами в окружении настырной силы двух барабанщиков. Гитара Пирога — это сплошной фузз и блеяние, переплетенные с электрическим басом. Тенор Льюиса идет прямо на Пирога и барабанщиков. Его зацикленная тема бушует и превращается в хэдбэнгер, проходя от безумной торжественной мелодии к тревожному динамическому и тембральному хаосу, прежде чем найти созвучное разрешение.

Fear Not

«Eye of I» демонстрирует непосредственность и диапазон музыкального воображения Льюиса в композиции, импровизации и общении с более свободной, более непосредственной инстинктивной личностью. Все просто потрясающе, ничего лишнего.

<p>James Brandon Lewis - Eye Of I (2023)</p><p>© Anti/Epitaph</p>

James Brandon Lewis - Eye Of I (2023)

© Anti/Epitaph

Увидеть больше обзоров на те или иные альбомы можно на подсайте «О музыке», послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм можно на моем канале.

55
1 комментарий

Комментарий недоступен

Ответить