«Eye of I»: Мелодия и хаос в новом альбоме джазового саксофониста Джеймса Брэндона Льюиса
Многие поклонники джаза впервые познакомились с глубоко экспрессивной музыкой саксофониста/композитора Джеймса Брэндона Льюиса на альбоме 2014 года «Divine Travels» в компании пианиста Мэтью Шиппа, басиста Уильяма Паркера и барабанщика Джеральда Кливера.
С тех пор он выпустил целый ряд увлекательных проектов, включая отмеченный наградами прорыв 2021 года «Jesup Wagon» — тщательно продуманное, искусно исполненное, музыкально разнообразное исследование жизни и достижений Джорджа Вашингтона Карвера.
«Eye of I» — его продолжение и дебют на Anti- Records, исполняется основным трио в составе Льюиса на тенор-саксофоне, Кристофера Хоффмана на виолончели с гитарной педалью и Макса Джаффе на ударных. Все эти 11 мелодий обладают кинетической непосредственностью. Они раскрывают композиторское мастерство Льюиса, выраженное в напряженных балладах, мускулистом пост-бопе, космическом госпеле, блюзе, модальном и духовном джазе, уравновешенном необузданными звуками, текстурными диссонансами и глубоким чувством лирики.
Короткая, угловатая, почти фанковая 44-секундная открывающая композиция «Foreground» звучит как реактивный самолет, готовящийся к взлету. За ней следует разрушительное, прекрасное прочтение классики соул-госпел Донни Хэтэуэя «Someday We'll All Be Free». Кирк Кнуффке приглашен на сцену со своим корнетом, он исполняет двойные и трепетные линии в сопровождении саксофона Льюиса, виолончель Хоффмана с электронным дисторшном грохочет как электрогитара, а боевая ударная установка Джаффе подчеркивает эмоциональную открытость, не теряя при этом своей музыкальности.
«The Blues Still Blossoms» не похож ни на один другой блюз. Льюис использует короткую, повторяющуюся мелодию в стиле детских стишков (вспомните Орнетта Коулмана), инвертируя и расширяя ноты в призыве и отклике с ритм-секцией.
Заглавный трек проходит через первую минуту с искаженной, мрачной виолончелью над грохочущими, постоянно перекатывающимися том-томами. Когда вступает Льюис во весь свой мощный рык, в его игре можно услышать призраки Альберта Айлера и Джона Колтрейна.
«Womb Water» — это инновационная, тонально убедительная адаптация «Womb Waters Scent of the Burning Armadillo Shell» Сесила Тейлора с альбома 1984 года «Winged Serpent» (Sliding Quadrants), за которой следует еще одна диссонансная интерлюдия «Background», представляющая великолепную «Send Seraphic Beings», хиповую пост-боповую пьесу. Льюис переходит в нижний регистр своего саксофона, зацикливает мелодию и солирует в совершенно иной плоскости, а ритм-секция пританцовывает и раскачивается в мягком латинском груве.
Кнуффке снова помогает в «Even the Sparrow» — джаз-госпел-дуэли с амбициозным взаимодействием между духовыми, а педальная виолончель создает на заднем плане эффект рапсодии.
На заключительной «Fear Not» трио Льюиса играет вместе с пост-панк трио Messthetics из Вашингтона, округ Колумбия, в состав которого входят бывшие участники Fugazi Джо Лалли (бас) и Брендан Кэнти (ударные), а также известный джаз-рок гитарист Энтони Пирог. Льюис и Хоффман обмениваются репликами в окружении настырной силы двух барабанщиков. Гитара Пирога — это сплошной фузз и блеяние, переплетенные с электрическим басом. Тенор Льюиса идет прямо на Пирога и барабанщиков. Его зацикленная тема бушует и превращается в хэдбэнгер, проходя от безумной торжественной мелодии к тревожному динамическому и тембральному хаосу, прежде чем найти созвучное разрешение.
«Eye of I» демонстрирует непосредственность и диапазон музыкального воображения Льюиса в композиции, импровизации и общении с более свободной, более непосредственной инстинктивной личностью. Все просто потрясающе, ничего лишнего.
James Brandon Lewis - Eye Of I (2023)
© Anti/Epitaph
Увидеть больше обзоров на те или иные альбомы можно на подсайте «О музыке», послушать альбом целиком, не выходя из Телеграм можно на моем канале.