«Иногда миру не нужен герой — ему нужен монстр»: Что произошло с «Тёмной вселенной» от Universal Pictures
Ностальгический крик души об упущенных возможностях. Пока супергеройские франшизы уверенно шествуют вперёд, вновь и вновь собирая огромную кассу, где-то позади осталась яркая идея, заключающаяся в создание картин о классических монстрах в рамках одной единой серии. Вспомним, как она обратилась в пыль.
Наблюдая за успехом со стороны.
Первые истоки «Тёмной вселенной» отсылают нас к тому месту, где зародилась новая эра блокбастеров — «Мстителям» Джосса Уидона. Рекордные кассовые сборы этого фильма доказали, что зрители не только заинтересуются идеей кинематографической вселенной, но и обеспечат франшизе долгую обсуждаемость, которая также положительно скажется на успехе различных сольных картин.
В июле 2014-ого года Universal Pictures с головой окунулась в этот стиль повествования, объявив, что творческий дуэт Алекса Куртцмана и Криса Моргана возглавляет новый проект, который переосмыслит всех классических монстров былых десятилетий. Задолго до появления в поп-культуре образов Железного Человека или Капитана Америки мир содрогался от других, ныне культовых персонажей, начиная от графа Дракулы и чудища Франкенштейна, закачивая Человеком-Волком и Тварью из Чёрной Лагуны. Хоть и не все картины 30х/40х годов разворачивались в одном кинематографическом мире, они всё равно пользовались большой популярностью среди публики и выступали в качестве ловко придуманных пугалок с крайне занимательной мифологией.
Куртцман занимался такими крупными брендами как «Звёздный путь» и «Трансформеры», в то время как Морган был основным сценаристом серии «Форсажа». Первоначальный план состоял в том, чтобы успешно перезагрузить «Мумию». Однако проскакивали слухи о том, что переосмысление «Дракулы», выпущенное в октябре 2014-ого года, было изменено в процессе постпродакшна — авторы отсняли новую концовку, которая позволила бы включить версию кровопийцы Люка Эванса в запланированный список «Тёмной вселенной». Фильм обладал всепоглощающей атмосферой, умело сочетал в себе мифологию персонажа и классическую любовную историю на фоне царящего кругом ужаса. Тем не менее, пресса окрестила картину творческим провалом, из-за чего она не смогла добраться до желаемых сборов, и разработку сиквела прикрыли.
Поступала информация и о том, один из персонажей ребута, древнейший вампир, изображенный Чарльзом Дэнсом, также рассматривался как эдакая версия Ника Фьюри, который бы отвечал за сбор всех монстров в их первом полноценном кроссовере.
В ноябре 2015-ого года творческая команда «Тёмной вселенной» объяснила изданию Variety основную привлекательность перезапуска историй монстров тем, что они могут предстать более жёсткой версией супергероев от Marvel. В частности, такие люди как Крис Морган верили, что зрители будут очарованы и даже с сочувствием отнесутся к образам Дракулы и Человека-Волка.
Я думаю, что людям понравятся эти фильмы о монстрах, ведь они являются данью уважения оригиналам, а это означает, что вы получите сложных персонажей. И что мне кажется интересным в монстрах, так это то, что они всегда являются преувеличением человеческих качеств или человеческих страхов.
Например, Франкенштейн был результатом своего рода промышленной и научной революции — мы что, играем в Бога? Должны ли мы играть в Бога? А с Человеком-волком есть беспокойство о том, что произойдет, если я потеряю контроль? Что произойдет, если я причиню вред вещам вокруг меня, людям, которых я люблю? Есть очень человеческие вопросы, и заботы, и страха, и тьмы.
В том же году было официально объявлено, что вопреки желанию сделать «Дракулу» той самой отправной точкой для столь перспективной серии фильмов ей станет новая версия «Мумии».
Дразнящие пасхалки «Мумии» с Томом Крузом.
Главный герой «Мумии» Ник Мортон, сыгранный Томом Крузом, проводит второй акт картины на объекте, который принадлежит корпорации Prodigium, чья основная задача — поиск монстров со всего земного шара. Здесь то мы и видим руку Существа из Черной лагуны, череп таинственного вампира, намёк на оружие Вана Хельсинга, а сама организация находится под наблюдением доктора Джекила и альтер-эго мистера Хайда, сыгранных Расселом Кроу.
За год до премьеры «Мумии» была анонсирована ещё одна история в зарождающейся франшизе, «Человек-Невидимка» с Джонни Деппом в главной роли. Чуть позже, в апреле 2017-ого года Билл Кондон был назначен режиссёром нового переосмысления «Невесты Франкенштейна» с Хавьером Бардемом в роли монстра Франкенштейна и, как сообщалось авторитетными изданиями, Анджелиной Джоли в роли Невесты.
Помимо того Крис Морган и остальные сценаристы будто бы дразнили фанатов оригинальных картин прошлого века хорошо знакомыми фразами наподобие этой:
За несколько дней до премьеры «Мумии» дальнейшая ясность в отношении того, что может повлечь за собой «Тёмная вселенная», появилась благодаря новостям о том, что Universal хотела, чтобы Дуэйн Джонсон принял участие в новом взгляде на Человека-Волка.
Большая часть проектов, запланированных Universal с 2014-ого по 2017-ый года:
- «Мумия»
- «Человек-Невидимка»
- «Невеста Франкенштейна»
- «Мумия 2»
- «Человек-Волк»
- «Тварь из Черной Лагуны»
- Новая версия «Дракулы» без участия Люка Эванса
- «Ван-Хельсинг»
- «Призрак Оперы»
- Некий кроссовер
Провальный старт, перечеркнувший все ранние амбиции.
Получив разгромные отзывы, «Мумия» стояла Universa почти 100 миллионов долларов убытков. Широкие массы, ровно так же как и критики, обругали ленту Алекса Куртцмана, назвав её пресной, унылой и невероятно рванной историей без какого-либо сюжетного ажиотажа. Особенно подчеркивался контраст между новыми фильмом и классикой 1999-ого года с Бренданом Фрейзером. Многими отмечалось, что та картина обладала и духом завораживающего приключения, и добротными хоррор-моментами, и шикарными персонажами, чего в ленте 2017-ого не было от слова совсем. Руководство Universal взбесилось не на шутку.
Впрочем, всего через месяц после столь грандиозного провала в кинотеатрах появились сообщения о том, что Ченнинг Татум был фаворитом Universal на роль Ван Хельсинга, что свидетельствовало о надеждах студии выйти сухими из воды. Однако уже в октябре 2017-ого года стало ясно, что дни «Тёмной вселенной» сочтены, когда производство «Невесты Франкенштейна» приостановили. То, что Universal изначально описала как временную паузу, быстро превратилось в то, что проект был отложен на полку. После двойной попытки запустить эту вселенную сперва «Дракулой», а затем «Мумией», создатели столкнулись с холодным приёмом и разочаровывающими сборами.
Мертворождённая франшиза в значительной степени отказалась от качеств, с которыми люди ассоциировали старинные интерпретации той же Мумии. Исчезли масштабные декорации, атмосфера напряженного путешествия и загадочное повествование. Вместо этого авторы решили использовать тонны однообразного CGI-зрелища, которые могли наблюдаться в любом современном блокбастере, снятым в спешке ради летних кассовых сборов.
Интересно отметить, что в том же году, когда «Мумия» провалилась в прокате, вышла экранизация романа Стивена Кинга «Оно», достигшая в бокс-офисе 700 миллионов долларов (при этом располагая рейтингом R/18+), в то время как «Мумия» потерпела финансовую катастрофу, пытаясь подражать другим прибыльным боевикам (PG-13/12+). Некоторые критики в своих обзорах отмечали, что работа Куртцмана отказывается от элементов ужаса или хотя бы добротного, мрачного боевика и скатывается в формулу, схожую с Marvel, подразумевающую под собой спешный темп, неуместный юмор и максимально предсказуемую сюжетную часть. Тут же поползли слухи, что грядущие проекты франшизы обладают схожим, развлекательным тоном, где элементы саспенса отступают перед конвейерным подходом в супергеройском стиле.
Это был очень странный опыт. В команде было много сценаристов, все они о чём-то говорили и ни в чём не могли согласиться. Мне это напомнило День Благодарения с родственниками, когда все спорят за столом. Один человек спрашивал, должны ли наши монстры быть злодеями, или они всё же могут быть героями? Другой отвечал, что мы можем построить самолёт прямо в полёте. И мы с Джоном Спайхтсом сказали, что это ужасная аналогия, и мы не хотим быть в этом самолёте. Что мы тут вообще делаем?
Новая тактика в виде попытки абстрагироваться от понятия киновселенной.
Universal, само собой, пошла в другом направлении, отказавшись прощаться с концептом классических хорроров. Вместо попыток отыскать идею для новой франшизы она выдержала небольшую паузу после фиаско «Мумии» и выпустила «Человека-Невидимку», снятого Ли Уоннелом, но уже с другой версией сюжета в современном мире и без участия в проекте Джонни Деппа. Фильм встретили положительными оценками, прокат принёс желаемые цифры, а индивидуальная история без каких-либо намёков на киновселенную сыграла авторам на руку. Студия тот час уловила подобную реакцию и поняла, в каком направлении им необходимо двигаться дальше. В данный момент идёт разработка нового «Человека-Волка» с Райаном Гослингом.
Думаю, сейчас Universal всё делают правильно: на первое место ставят хороший сценарий с крепким сюжетом. Если же и выстраивать киновселенную монстров, то именно на таком прочном основании. Судя по всему, студию больше не волнует создание взаимосвязанного мира из нескольких франшиз, поскольку на повестке дня у них ‒ отличные отдельные фильмы про монстров, которых я жду с нетерпением.
«Тёмная вселенная» могла сдать настоящим глотком свежего воздуха, когда рынок стал заполняться супергеройским контентом. Авторы имели в распоряжении солидную галерею персонажей и опыт предшественников, обрисовавших, как должны выглядеть персонажи. Но будучи в плену огромных амбиций, создатели идеи побежали вперёд паровоза и забыли, что хорроры должны оставаться хоррорами, а кинокомиксы — удел других студий. Радует хотя бы то, что отныне всё нацелено на создание целостных рассказы, у которых есть шанс завоевать внимание зрителей и продемонстрировать нам если не вселенную монстров, то хоть какой-то её клочок.