Сокол и Зимний солдат: миф о новом американском герое

Энтони Маки, исполнитель роли Сэма Уилсона/Сокола/Капитана Америка сперва опасался участвовать в проекте. Несмотря на уверенность Marvel Studios в успехе, Маки переживал, что первый сериал про чернокожего героя может оказаться хуже прочих проектов кинематографической вселенной Марвел.

Однако, получилось с точностью до наоборот. Сериал собрал до 1,7 миллиона семей перед экранами в первые дни проката. Первая серия Сокола и Зимнего солдата обошли в просматриваемости премьеры "ВандаВижн" и второго сезона "Мандалорца". Чем обусловлен такой интерес к сериалу про второстепенных персонажей Марвел?

Кинообозреватель Дэвид Бетанкур из Washington Post отметил, что есть нечто пугающе своевременное в полете черного героя в небе киновселенной, когда в реальности проходят слушания по делу об убийстве чернокожего Джорджа Флойда. И это правда невероятно резонирующая деталь сериала. Новый Капитан Америка не просто представляет новую ценностную модель американского общества, он служит идее солидарности на фоне тотального общественного раскола.

Сериал достраивает новую американскую идентичность. После протестов BLM многие эксперты заявляли, что американское общество может не пережить эту травму как единое целое. Капитан Америка долгое время считался интегрирующим общество политическим мифом. Впервые появившись на страницах комиксов, Кэп сокрушал Гитлера молодецким хуком в челюсть.

Сокол и Зимний солдат: миф о новом американском герое

Но старая Америка почила в Бозе, и авторы сериала отлично разыграли карту новой политической конъюнктуры.

Сериал переполнен социальными комментариями на любой вкус и цвет. Зрители правого политического спектра с радостью обнаружат как антагонистов сериала Разрушителей флагов - группировку архиглобалистов (террористов, борющихся за мир без границ и наций) позиционируют в качестве террористов. Правда, делая поправку на то, что современные государства не оставили им другого выбора. О чем герой Энтони Маки и дает свою пламенную финальную речь.

Другие же зрители увидят в герое Себастьяна Стена образную репрезентацию представителя good white people. Весь сериал его мучают кошмары о его кровавом прошлом, когда он безжалостно учинял насилие. Как последовательный good white person он носит книжечку со списком тех кому причинил боль и теперь должен искупить это. Составление списков своих белых привилегий, отказ от них и дальнейшее "раскаяние и самоограничение " часто предлагается как способ борьбы с белым внутренним расизмом.
Примечательно, что наиболее терзающей жертвой Зимнего солдата стал представитель азиатского нацменьшинства, традиционно являющихся одной из самых преуспевающих групп общества в США. Судьба Баки Барнса представляет отдельный интерес, через него в сериале можно проследить мысль о кодировании в белом человеке идеи превосходства и агрессии.

Но вернемся к Капитану и его Америке. В сериале раскрывается темное прошлое экспериментов по созданию суперсолдата. Сэм Уилсон выясняет, что кроме Стива Роджерса были еще усовершенствованные солдаты - чернокожие бойцы над которыми ставили эксперименты.Последний из них (Исайя Бредли в исполнении Карла Ламбли) рассказывает, как в результате политики расовой сегрегации они и их подвиги оказались вычеркнуты из истории, а сам он сам оказался в заключении на 30 лет. В течении этого времени его использовали в качестве подопытного.

Этот эпизод частично напоминает историю с рядовым Генри Линкольном Джонсон, ветераном Первой мировой войны из 369 "Адской" Гарлемской пехотной дивизии. Тот почти в одиночку отразил нападение немцев во время боя в Аргонском лесу. Джонсон вернулся на родину героем, стал разъезжать с лекциями, но быстро выбился из "генеральной линии партии". Начал рассказывать о притеснениях чернокожих в армии, дискриминации и расизме. Такая риторика шла вразрез с интересами командования вооруженных сил США и те отняли у Джонсона трибуну для публичных выступлений. Закончил он плохо, потеряв жену, работу и в конце-концов жизнь к 36 годам.

Изначально армия США благосклонно отнеслась к идее героизации чернокожих, во время войны это было средством для сплочения нации. Но чернокожие герои войны стали не нужны в мирное время.
Изначально армия США благосклонно отнеслась к идее героизации чернокожих, во время войны это было средством для сплочения нации. Но чернокожие герои войны стали не нужны в мирное время.

Но американская армия долго еще находилась под влиянием законов Джима Кроу. Дошло до того, что активист движения борьбы за гражданские права Филипп Рендолф на встрече с президентом Труменом в 1948 году во всеуслышание объявил:

Неграм осточертело то, что от них требуют защищать с оружием в руках демократию за рубежом, хотя они не пользуются ею у себя в стране. Они готовы прибегнуть к гражданскому неповиновению и не являться на призывные пункты, чтобы не служить в армии Джима Кроу

Филипп Рендолф, Борец за права чернокожих в США

Исайя Бредли предстает в образе озлобленного на американское общество травмированного старика. Он не верит в возможность изменения отношения к чернокожим и считает позором носить американский флаг на себе в качестве костюма. Вероятно, он произносит самые важные слова за весь сериал:

Они никогда не позволят чернокожему стать капитаном Америкой. И даже если бы они это сделали, ни один уважающий себя черный человек никогда не захотел бы быть таким.

Другими словами, Бредли представляет позицию идентичности, построенной не на общегражданском, а на расовом принципе. Этот же подход исповедуют представители ряда радикальных антирасистких левых групп в США. В их числе приснопамятные BLM, но кроме них Antifa, RevCom и т.д.

Они выступают с позиций борьбы с американской идеей как таковой. Такие организации придерживаются принципа, что сами основания американской государственности и гражданственности должны быть пересмотрены так как в них кроется структурное дискриминационное отношение к угнетенным меньшинствам, включая в первую очередь чернокожих.

Зачастую их риторика включает в себя антиамериканизм похлеще традиционно ближневосточного.

Сокол и Зимний солдат: миф о новом американском герое
Сокол и Зимний солдат: миф о новом американском герое
Сокол и Зимний солдат: миф о новом американском герое

Сценаристы же умело интегрируют эту идею в повествование, давая ей развитие через сближение персонажей Бредли и Уилсона. Сокол ужасается, узнавая правду о создании суперсолдат. Но через тернии сомнений - как репрезентировать то, что не репрезентирует тебя , он таки надевает звездно-полосатый костюм.

Он не боится показать, что американский флаг для него символ гражданственности. Он черный, но не меньше того он американец.

В этом угадывается история Ролана Барта, представленная в его "Мифологиях". Чернокожий солдат, салютующий французскому флагу - это образ, должны убедить нас единстве означающего и означаемого. Означаемое - концепт великой французской колониальной империи неизменно сопряжен с означающим - черным солдатом, который только рад служить под французским флагом. Так происходит манифестация ценностной системы французской колониальной державы. Этот миф как бы подминает под себя реальность и уничтожает все прочие смыслы. Если солдат колониальных войск гордо отдает честь французскому флагу, то колониализм легитимен. Стало быть, это не проблема для французского общества. Барт не выносит моральных оценок, но ясно дает понять насколько опасно подобное мифотворчество.

Но Сэм Уилсон делает свой выбор осознанно. Он становится мифом не из-за государственной политики, но вопреки ей. Государство же успело создать своего нового Капитана Америка. Но тот быстро ощутил свою беспомощность на фоне стремительно меняющегося мира, где властвуют сильные женщины и глобалисты-радикалы. Потому образцовый белый американец самовольно использует сыворотку суперсолдата после чего совершает военное преступление, обагряя в крови символ американских идеалов - щит Капитана Америка.

Сокол и Зимний солдат: миф о новом американском герое

Тема военных преступлений и их репрезентации достойна отдельного разбора, но главное, что нужно зафиксировать искусственно созданный властями герой - это ложный идол. Персонаж Уайта Рассела иллюстрирует идею супрематизма. Он испытывает фрустрацию из-за несоответствия его былым идеалам прошлого, это толкает его на акселерацию своей самости с помощью сыворотки, что выливается в бойню на улице другого государства.

В конце-концов, героями не назначают. Сэм Уилсон aka Капитан Америка консолидирует нацию через себя без чьих-то приказов, в этом он типичный американский герой-индивидуалист. Также он не опирается на вульгарные материалистические приблуды, как сыворотка суперсолдата , явно отсылающая к расистской биологизации восприятия человека.

Чтобы быть символом ему не нужна сверхсила или архитипичная внешность. Достаточно веры в американские идеалы и общие ценности, что любой может стать кем угодно и изменить мир к лучшему.

Каждый раз, когда я беру эту штуку в руки, я знаю, что миллионы людей возненавидят меня за это … Никакой супер сыворотки. Ни светлых волос, ни голубых глаз. Единственная сила, которой я обладаю, - это то, что я верю, что мы можем добиться большего

P.s. Хотя может быть импортированный из Ваканды новый костюм Сэма говорит о том, что Америке стоит поискать корни своей идентичности где-то еще?

22
3 комментария

Описанные темы сериала поданы гораздо умнее, чем есть на самом деле. К сожалению, сценарий сериала отвратителен и подаётся с таким количеством повестки, что аж тошно

3
Ответить

Если ещё узнать что "Зимний солдат" это название судебного процесса в США о преступлениях американских солдат во Вьетнаме то становится ещё веселее.
На этом процессе молодой политик Джон Кэрри сделал себе карьеру. 

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить