Я наконец понял, почему мне не нравится антиутопия как жанр
Все претензии относятся к самим идеям жанра.
Если антиутопия — это история о том, как в мрачном будущем система перемалывает индивида, то... а зачем тогда мрачное будущее?
Система и так перемалывает человека, и для этого не нужно карикатурной диктатуры с телепатическими технологиями. Жестокая семья, нищета, изматывающая работа, и главное — общество.
Не правящая верхушка, не условное министерство, а простой, буднично-тривиальный окружающий мир.
Все эти одинаковые для 90% антиутопических произведений сюжеты происходят вокруг нас постоянно, но без драматических диалогов и бойцов сопротивления. Эта бессмысленная шелуха без внятно построенного мира заставляет поверить, что всё это — далёкие от нас вещи, что-то из фантастики прошлого века, тогда как от далеки от нас вовсе не сюжетные линии персонажей, а как раз все остальные элементы жанра.
Но, чёрт возьми, Замятин. Этот мир из "Мы" буквально сошёл с агитплакатов. Он не просто карикатурный — он до смешного нереалистичный. Он не может функционировать — и автор, наверняка ведь, это понимал. Там, где Оруэлл хотя бы попытался добавить бытовой грязи, Замятин будто бы нарочно рисует пионерский лагерь со всем вытекающим.
Вернёмся к вопросу идейной основы жанра.
Если антиутопия — это предостережение современникам и потомкам, то от чего они предостерегают? Не устраивать диктатуру, основанную на контроле информации? Спасибо большое, ведь так хотелось.
Как может предостерегать нефункциональный, попросту невозможный мир (а в антиутопии автор изображает именно мир, не что-то ещё), до банального дикий полёт фантазии?
Мне никогда не нравился этот жанр. Но теперь я хотя бы в состоянии самому себе объяснить, почему.