Первый и последний контроллер для людей с ограниченными возможностями от Nintendo
Когда дело доходит до контроллеров, ориентированных на людей с ограниченными возможностями, в последние несколько лет большое внимание, по понятным причинам, уделялось таким компаниям, как Microsoft и PlayStation. Xbox Adaptive Controller — это модульный контроллер массового производства, который позволяет игрокам подключать ряд периферийных устройств, а PlayStation Access Controller — это новый контроллер, который выйдет совсем скоро. Сегодня мы погрузимся в прошлое и взглянем на один из самых ранних контроллеров от Nintendo, для на людей с ограниченными возможностями.
Итак, на дворе 80 годы, и NES доступна в США уже несколько лет.
И совершенно неожиданно для всех весной в 1986 Nintendo создала первый адаптивный контроллер под названием Hands Free, совместимый с NES, в который можно было играть, как можно догадаться, без помощи рук. Цель заключалась в том, чтобы люди могли играть в видеоигры, используя только рот в качестве основного средства. Звучит безумно? Да, но это была гениальная идея.
Но каким образом это работает?
Крестовина управлялась с помощью длинной «палки», которая перемещалась ртом, языком или подбородкам игрока, в то время как кнопки A и B изобретательно нажимались с помощью «вдувания» и «выдувания» через маленькую трубку. Игроки также могли регулировать силу, необходимую для регистрации ввода.
У контроллера было несколько ограничений: например, нельзя было одновременно нажимать кнопки A и B или играть в игры с пистолетом. Согласно некоторым утверждениям, этот контроллер не имеет доступной кнопки «Старт», поэтому инвалиду требовалась, чтобы кто-то другой каждый раз нажимал «Старт» за него. Подтвердить или опровергнуть данную информацию, я не могу, но в целом он работал нормально.
История контроллера Nintendo Hands Free содержит некоторые параллели с подходом Microsoft к разработке контроллера Xbox Adaptive. В то время как Microsoft сотрудничала с благотворительными организациями, такими как например AbleGamers, и разными геймерами с инвалидностью для разработки адаптивного контроллера и обеспечения того, чтобы он отвечал потребностям игроков с ограниченными возможностями.
Nintendo же разработала контроллер Hands Free совместно с Детской больницей Сиэтла(Seattle Children’s Hospital) , где прототип контроллера был протестирован и разработан с помощью нескольких детей с ограниченными возможностями и их физиотерапевтами.
Реклама контроллера была сосредоточена на истории молодой девушки, которая любила игры Nintendo. Но попав в автомобильную аварию и потеряла возможность пользоваться руками. История гласит, что ее мать связалась с Nintendo и спросила, есть ли у них какие-либо устройства, которые могли бы помочь ей продолжать играть. И Nintendo начала разработку контроллера Hands Free.
К большому сожалению, мало кто знал об этом устройстве, так как его можно было купить только через службу поддержки Nintendo и стоил он очень недешево. Вместе с Nintendo NES за 179 долларов (что с учетом инфляции эквивалентно сегодняшним примерно 250 долларам) или только Hands Free за 120 долларов в 1987-89.И стоит сказать, что Nintendo также продавала контроллер по себестоимости, указав, что это некоммерческий товар.
Что действительно интересно, так это то, что Nintendo никогда больше не создавала ни одного контроллера, ориентированного на людей с ограниченными возможностями, после контроллера NES Hands Free Controller. Nintendo была на дороге, к которой придут другие компании спустя десятки лет: они работали с игроками с ограниченными возможностями, чтобы создать контроллер, соответствующий их потребностям, и продавали его по себестоимости, потому что знали, что помощь для геймеров с ограниченными возможностями важна сама по себе, а не как средство получения прибыли. Так почему же одна из первых игровых компаний, создавшая доступный контроллер остановилась и перестала развиваться в этом направлении? Мы не знаем наверняка, но я попытаюсь найти ответ.
Важно отметить, что Hands Free был разработан для NES американской компанией Nintendo, а не японским подразделением. Nintendo в Японии не имела никакого отношения к созданию Hands Free, и, учитывая, насколько близко он был выпущен к запуску SNES, весьма вероятно, что контроллер доступности не был учтён при разработке их следующей системы.
Когда мы сравниваем базовые контроллеры NES и SNES, ключевое различие заключается в дополнительных кнопках. SNES имеет четыре дополнительные кнопки. Проще говоря, было невозможно настроить дополнительные кнопки с прежним контроллером в стиле «вдувания» и «выдувания».
Контроллеру Hands Free потребовалась бы фундаментальная переработка, чтобы он работал на SNES, и похоже, что Nintendo просто не справилась с этой задачей или не захотела попробовать.
С годами схемы управления Nintendo стали только более сложными, как и у их конкурентов. Nintendo, похоже, проигнорировала эту конкретную часть своего прошлого, отдав приоритет инновациям, а не доступности. Но точно можно сказать, что Nintendo предоставила для сообщества инвалидов своё видение доступного аппаратного обеспечения и опередило всех на десятилетия вперёд. Мне бы очень хотелось, чтобы в Nintendo вспомнили свою собственную историю и, возможно, когда-нибудь в будущем вернулись к созданию контроллеров, которые позволят более широкому кругу людей играть в их игры.