Honzuki no Gekokujou: Shisho ni Naru Tame ni wa Shudan wo Erandeiraremasen, длинное название, короткая заметка

Honzuki no Gekokujou: Shisho ni Naru Tame ni wa Shudan wo Erandeiraremasen, длинное название, короткая заметка

Целеустремленность и преданность своим интересам. Или нескончаемый поток мотивации для молодой женщины, на пути к уничтожению системы неравенства.

isekai, в последние несколько лет, является одним из наиболее часто встречаемых жанров в аниме. Являясь весьма широким и изменчивым сюжетным приемом, вызывающим постоянные споры, а иногда и негодования у аниме-сообщества, он содержит в себе важный элемент:

Постепенное изучение героем окружающего мира, одинаково незнакомого как ему так и зрителю, в равном темпе для них обоих.

Таким образом, построенный на впечатлениях опыт, подкреплен естественным, для своих декораций, развитием событий в сюжете. Именно благодаря равно плановому погружению действующих лиц в происходящее, зрителю проще ассоциировать себя с протагонистом.

Принято считать, что свой современный образ жанр isekai получил благодаря выходу в 2012 году Sword Art Online, положившему начало многолетнему периоду выпуска сериалов в том же жанре. По большей части, они представляли из себя экранизацию мужских фантазий. В конечном итоге всё свелось к историям о среднестатистических парнях, переродившихся или попавших в разного рода фантастические миры. Ко всему прочему еще и получивших суперспособности, резко нахлынувшую славу и всеобщее признание. В подобных сюжетах встречаются также и элементы апологии рабства, где не смотря на всю жестокость окружающего мира или общей ненависти к герою, раб/рабыня бесконечно верны своему хозяину.

Корни жанра isekai уходят глубоко в 90-е года. Произведения того времени были способны рассказать девочкам подросткам истории о вступлении в совершеннолетие, служа тем самым путеводной звездой закомплексованному или банально неуверенному в себе ребёнку.

В этих историях, описываемый потусторонний мир служит местом, где приходится сталкиваться с абстрактными версиями испытаний, противоречий или же сомнений, которыми наполнена подростковая жизнь.

  • Fushigi Yuugi, автором которого выступила Yuu Watase в возрасте 22 лет, являясь женщиной, что важно для данного контекста, преобразовала страхи о сексуальном насилии, ответственности и, своего рода, борьбе за сохранение платонической дружбы в грандиозную эпопею. Вопреки гетеронормативным ожиданиям зрителя
  • Tenkuu no Escaflowne, история которого построено вокруг тревог своей главной героини, принимающими буквальный облик.
  • Juuni Kokuki, повествует о борьбе персонажей истории с всеобщей маргинализацией, а также о преодолении всеобъемлющей жестокости.

Как не сложно понять из описания приведенных тайтлов, они в некоторой степени ориентированы на прекрасную половину пола. А действующим лицом выступает женщина. Поднимающиеся в них вопросы не содержат в себе ответов на мужские желания или обычные прихоти. Пожалуй последним ярким примером такой итерации жанра стала полнометражка 2001г., Sen to Chihiro no Kamikakushi. После чего наступило продолжительное затишье.

Являясь цисгендерным и уже весьма взрослым мужчиной, не обременённым необходимостью поисков утешения или поддержки от просмотренного аниме, я довольно таки устал от однобокого курса выбранного жанром isekai в последние годы. Поэтому анонс экранизации «Книжного червя» стал словно глотком свежего воздуха. Хочется надеяться, что тенденция возвращения уже почти забытого фокуса на женских героях и их историй, быстро не закончится.

Honzuki no Gekokujou: Shisho ni Naru Tame ni wa Shudan wo Erandeiraremasen, длинное название, короткая заметка

Honzuki no Gekokujou, определённо заслуживает вашего внимания, отчасти потому, что это комплексное произведение, лишённое скомканности вызванной количеством эпизодов. В современной аниме-индустрии принято, что большинство сериалов выходит продолжительностью всего в один кур.

Кур — трёхмесячный период трансляции аниме в Японии, соответствующей телевизионному сезону (с января по март, с апреля по июнь, с июля по сентябрь и с октября по декабрь), а также часть многосерийного аниме, транслируемая в этот период. Один «кур» может длиться от 11 до 14 недель, тогда как «сезон» аниме может длиться гораздо дольше, а также выходить с перерывами.

Если конечно речь не идёт о весьма популярной франшизе или же о серии ранобэ/манги, сериалы по которым служат рекламой последних. На протяжении 26 эпизодов (если сложить первый и второй сезоны), авторы аниме умело оперируют отведенным сериалу хронометражем. По проработки сюжета и темпу повествования, «Книжного червя» можно поставить рядом с Chihayafuru, третий сезон которого фанаты ждали почти десять лет. Или же с Fruits Basket, экранизацией одной из самых популярных и горячего любимых сёдзе манг всех времен. Три этих произведения занимают нишу немногих многосерийных не экшен аниме сериалов, с женщиной в главной роли.

Honzuki no Gekokujou: Shisho ni Naru Tame ni wa Shudan wo Erandeiraremasen, длинное название, короткая заметка

Если коротко и без лишних спойлеров описать синопсис, то одним вечером Урано, главная героиня «Книжного червя», являясь ярой любительницей книг и посвятившая всю свою осознанную жизнь их чтению, попадает в другой мир. Проснувшись уже по ту сторону своей привычной реальности, ей приходится осознать новую реальность. Прошлого тела у нее больше нет, теперь она ребёнок по имени Майн, дочь простых крестьян, у которой крайне хрупкое здоровье. Маломальская физическая нагрузка заставляет девочку потерять равновесие или вовсе упасть в обморок. Но самое ужасное, это отсутствие возможности читать книги. Ведь в этом средневековом мире они являются предметом роскоши для знати. Обычному крестьянину не позволено владеть книгами, если только ты не служитель церкви. Именно в этот момент Майн решает свергнуть классовую систему, надеясь тем самым вернуться к свободному чтению. На её пути будет много препятствий, первыми из которых становятся языковой барьер и сословие. Решимость героини вполне способна помочь выучить совершенно незнакомый язык или же заново изобрести бумагу.

Honzuki no Gekokujou: Shisho ni Naru Tame ni wa Shudan wo Erandeiraremasen, длинное название, короткая заметка

Происходящему на экране бережно придаётся особое значение, в том числе и женскому ручному труду. Майн, по своей сути, крайне способная девушка. Оно и понятно, ведь у неё богатый опыт мастерицы на всей руки из прошлой жизни. Это не считая багаж знаний, полученный из прочитанных книг. Без каких либо трудностей героиня создаёт заколки для волос и шампунь на масляной основе, позже используя их для бартера на местном рынке. Благодаря своей находчивости и знанию рынка, она постепенно повышает финансовое благополучие своей семьи. Неприкрытый трепет авторов «Червя», позволяет мастерски работать с деталями, скажем так, «женской работы», показывая, на первый взгляд, незаметные шестерёнки механизма под названием общество. Каждое достижения успеха Майн выглядит натурально и заслуженно, потому что зритель знает сколько попыток для этого пришлось ей предпринять. Можно конечно возразить, что такое положение дел несправедливо. У Майн уже были заранее накопленные знания, инструкции и понимание принципов работы технологий, с которой окружающие её люди никогда не сталкивались. Но именно благодаря этим условиям, девочке из раза в раз приходится грамотно распоряжаться своим «преимуществом». Один неосторожный шаг способен привести к непредвиденным последствиям, подвергнув опасности Майн и ее семью.

В повседневности «Книжного червя» сокрыты два заклятых врага протагониста — богатство и статус. Являясь представителем системного неравенства, реалии неустанно сталкивают Майн с пути достижения её первоначальной цели, отгородиться от окружающего мира и погрузиться в чтение, сродни тому как это было в её прошлой жизни.

Книги.

Книги всё еще остаются на вес золото, как и в плане получаемых знаний так и в финансовом.

Стоимость книг в стране невероятно высока, от чего простолюдину банально не по карману подобная покупка. В следствии данного обстоятельства процветает неграмотность среди рабочего класса.

На открытие же своего издательства для печати доступных книг, необходим капитал, обеспечивать который приходится торговлей знаниями, полученными до перерождения.

Honzuki no Gekokujou: Shisho ni Naru Tame ni wa Shudan wo Erandeiraremasen, длинное название, короткая заметка

Жизнь Майн и без того не самая сладкая штука. Масла в огонь подливают ещё и исключительные магические способности, которое по злому року судьбы становятся очередным препятствием. Обладатели магии в данном мире должны время от времени «откачивать» свою ману с помощью крайне редких артефактов. В противном случае маг становится жертвой особой лихорадки. Хронические проблемы со здоровьем Майн, отчасти, и вызваны переизбытком маны, что в итоге вынуждает ее войти в мир знати через церковь. Ведь как оказалось позже, именно церковь контролирует доступ простолюдинов к артефактам, а так же владеет единственной библиотекой.

Honzuki no Gekokujou: Shisho ni Naru Tame ni wa Shudan wo Erandeiraremasen, длинное название, короткая заметка

Кому способно понравится данное аниме? Скорее всего тем, кто был очарован такими тайтлами как Ookami to Koushinryou или Kenpuu Denki Berserk, пусть во втором и более мрачная атмосфера. Используемые в палитре сериала яркие цвета придают ощущение книжки с картинками, так же являющейся сборником рассказов. Анимация визуализирует и подчеркивает энергичный внутренний монолог Майн. Картинка на экране не стесняется посвятить добрую половину эпизода персонажам, делящих между собой права на рецепт торта. И знаете что? Это чертовски захватывает. Данная ситуация, казалось бы малозначимая в масштабах всего сериала, говорит нам о том как именно работает новый мир вокруг Майн. Масло является роскошной диковинкой, собственно как и печи, способные поддерживать заданную температуры в течении продолжительного периода времени. Всё это означает, что пекарня в самом центре места проживания рабочего класса, где по совместительству живёт сама Майн, вызовет ненужные подозрения. Но пожалуй для себя я отмечу другой эпизод, в котором девушка, она же начинающий торговец, с которым дружит Майн, мирится со своей судьбой. По достижению своей половой зрелости, ей предстоит стать любовницей богатого дворянина. Для неё это единственный способ получить доступ к артефактам, дабы обуздать переполняющую её тело ману и избежать лихорадки.

Honzuki no Gekokujou: Shisho ni Naru Tame ni wa Shudan wo Erandeiraremasen, длинное название, короткая заметка

Большая часть второго сезона сосредоточена на жизни Майн в качестве жрицы церкви. Познанию внутренней «кухни» благородного общества и противостоянию факторам, заставивших её коллег по церкви податься в неоспоримые послушники веры. У всех этих людей не было своих земель, ресурсов или даже семьи, что весьма схоже с положением нашей героини. Именно во втором сезоне становится очевидным, что Майн, чье резкое пренебрежение условностями показанными в первом сезоне, напоминает многих могущественных протагонистов, не столько меняющих существующую систему, а получающих особое право попросту игнорировать её.

Однако, уже будучи жрицей, к Майн быстро приходит осознание своего положения. Ведь у неё теперь есть власть над другими, а творить добро означает осознавать влияние своих действий на более маргинализированных людей чем она. За примером далеко идти ненужно.

  • Отказ от использования слуг, приставленных к ней, поначалу кажется своеобразным отказом от классовых различий. Однако реальность куда намного сложнее. Священники несут ответственность за своих слуг, это касается также вопросов содержания и обеспечения их едой. Отказ от своих подопечных, означает для них голодную смерь, сопровождаемую позором. Всё это не выглядит как освобождение от гнетущей системы, даже наоборот, ограничивает их способность выжить в ней.
  • Победа над «шпионом», в чью задачу входит доставка информации о Майн, приводит к осознанию безвыходности, в которой та оказалась. Ведь этой молодой девушке с раннего возраста приходилось ухаживать за собой, тем самым аккумулируя свою сексуальность, а позже растрачивая её на похотливых стариков, при этом всё ещё оставаясь ребенком.

Не имея влияния, средств и физической силы для начала тотальной революции, Майн, используя лишь имеющиеся у неё ресурсы, постепенно создает комфортное и безопасное пространство для выживания окружающих её людей.

Honzuki no Gekokujou: Shisho ni Naru Tame ni wa Shudan wo Erandeiraremasen, длинное название, короткая заметка

Что в итоге?

Может показаться, что в данном аниме отказались от концепции борьбы с системой более далеко идущими способами. В то время как краткосрочные цели Майн часто содержат в себе рыночные стратегии, став к примеру директором приюта, находящегося под управлением церкви. Занимая такой высокий пост, она способна заставить детей собирать растения, необходимые для изготовления бумаги. Майн также использует своё положение для создания ресурсов во благо своей общины. Появление «работного дома», позволит ей обеспечивать сирот продовольствием и другими предметами первой необходимости, добыть которые те просто неспособны. Созданная ею бумага, позже становится первыми книгами в переплёте, обучающими грамотности детей, находящихся под опекой Майн. В некотором смысле описанный расклад, возможно, повторяет миф о создании благотворительных рабочих мест или о «позитивном капитализме». Но это всего лишь мимолётная мысль автора этого текста, так что не стоит читателям над ней зацикливаться. Ведь на самом деле сериал замахивается на критику и всестороннее порицания более крупной и углублённой системы.

P.S.

Благодаря тому, что «Книжный червь» позиционирует свободный доступ к книгам и информации как краеугольный камень в вопросе свержения и окончательного ухода от угнетения, его можно охарактеризовать как уникальное среди своих современников.

История Майн не окончена, ей предстоит преодолеть ещё не мало препятствий на пути к своей цели. А что до нас? Нам лишь только и остается, что надеяться на анонс третьего сезона и продолжения незаконченного ранобэ.

Знания сила.

Мой лонг о Evangelion. Еще немного феминизма, лонг о Shirobako.

2727
18 комментариев

1. Манга лучше
2. Очередной иссекай, но надо признать, хоть и с косяками и глупыми моментами, но — милая
3. ГГ в каком смысле Мэри Сью на минималках
4. Нахуя название тайтлов писать с помощью романдзи? Я что, похож на «дурачка» который помнит аниме по их оригинальным названиям? 
Тебе ничего не мешает просто написать «Волчица и Пряности» и «Берсерк». Но нет, нужно показать внутреннего сноба. 
5. Когда нормальный обзор ЛоГГ

4

1. Манга лучшеОжидаемо от тебя.
2. Очередной иссекай, но надо признать, хоть и с косяками и глупыми моментами, но — милаяНа столько очередной, что подобная итерация жанра выходила последний раз в 2001 году. 
3. ГГ в каком смысле Мэри Сью на минималкахСобирательный образ подростковых иллюзий.
4. Нахуя название тайтлов писать с помощью романдзи?Потому что это канон.
Я что, похож на «дурачка» который помнит аниме по их оригинальным названиям? Специально для таких как ты приложены ссылка на шики.
Тебе ничего не мешает просто написать «Волчица и Пряности» и «Берсерк». Но нет, нужно показать внутреннего сноба.Мешает, ибо не оригинальное название.
5. Когда нормальный обзор ЛоГГКак только доиграем нашу партию в DnD

1

Я что, похож на «дурачка» который помнит аниме по их оригинальным названиям? Конечно нет. Оригинальные названия помнят только умные анимешники с широким кругозором. Все остальные жрут свои "искромётные" "УИП УИП МОРСКИЕ СВИНКИ-МАШИНКИ", "Лог Горизонт", "Судьба: Ночь Схватки".

1

Там от первого ко второму сезону происходит ощутимая смена духа повествования - от увлекательных потуг в самостоятельный крафт чуть ли не к исторической драме. Мне обычно такие метания сильно не по душе, но здесь всё пришлось по нраву. И мир, и персонажи очень грамотно и правдоподобно выписаны, магическая приправа ничего не портит. Напомнило Волчицу и пряности.

3

Комментарий недоступен

1

Напомнило Волчицу и пряности.Угу, такая же мысль проскочила, поэтому и упомянул это в статье.