Не кино, а «вечеринка»: как в петербургском кинотеатре показывают «Топ Гана» и другие фильмы, не вышедшие в России

Вслед за регионами неофициальные сеансы добрались и до северной столицы — такое уже не одну неделю происходит, например, в Екатеринбурге.

До осени «Топ Ган» в РФ можно будет посмотреть только так. Том Круз настоял на релизном окне в 120 дней
До осени «Топ Ган» в РФ можно будет посмотреть только так. Том Круз настоял на релизном окне в 120 дней

10 июля городской новостной сайт «Фонтанка.ру» сообщил про «замечательный сюрприз» — возвращение голливудских новинок в кинотеатры Петербурга. На самом деле масштаб события в заголовке был сильно преувеличен — речь пока идёт только об одном единственном «Великан Парке» рядом с метро Горьковская.

Это одиночный кинотеатр, который не входит в крупные сети и который годами выступал в качестве места для проведения пресс-показов — именно здесь журналисты обычно впервые смотрели релизы Sony и Disney.

В том, что именно «Великан», плотно сотрудничавший с голливудскими компаниями, первым в городе решился на полулегальные сеансы — особо горькая ирония.

К «возвращению Голливуда» сотрудники кинотеатра явно готовились. Прямо на входе в ТЦ посетителей встречает написанная от руки табличка с перечислением «запрещённых» фильмов, доступных к просмотру. А над баром и рядом с кассой висит дополнительное объявление с более наглым текстом: «Смотрите кино в самом крутом качестве без регистрации и VPN».

Не кино, а «вечеринка»: как в петербургском кинотеатре показывают «Топ Гана» и другие фильмы, не вышедшие в России

Как «Великан» это провернул, технически не нарушив российские законы? На сайте кинотеатра указано, что показы проводит некое третье лицо, арендовавшее залы. Таким образом «Великан» снимает с себя ответственность, чтобы не ссориться с прокатчиками.

Не кино, а «вечеринка»: как в петербургском кинотеатре показывают «Топ Гана» и другие фильмы, не вышедшие в России

Тем временем в расписании «запрещённые» сеансы идут с припиской «Cim-Party» — якобы это «киновечеринка».

Не кино, а «вечеринка»: как в петербургском кинотеатре показывают «Топ Гана» и другие фильмы, не вышедшие в России

Дополнительного колорита всей ситуации добавляет ещё и то, что сотрудники «Великана» достали рекламную продукцию Sony и Disney, вместо даты релиза приклеив к картонным стендам скотчем слово «Уже».

Не кино, а «вечеринка»: как в петербургском кинотеатре показывают «Топ Гана» и другие фильмы, не вышедшие в России

Билеты на вечерний сеанс стоят 300 рублей, но купить их онлайн невозможно: продажа осуществляется только через кассу кинотеатра. При этом уже первые показы после новости у «Фонтанки» идут с аншлагами. Что будет, когда об этом узнает весь город — представить трудно.

Так что там с качеством? Это действительно не скачанные с торрентов фильмы, перегнанные в формат DCP. Это полноценные кинотеатральные копии с привычным русскоязычным дубляжом и даже переводом надписей. Например, в «Топ Гане» Тома Круза по традиции озвучивает Всеволод Кузнецов — и ни изображение, ни звук никаким образом не выдают тот факт, что картина ввезена в РФ нелегально.

Мои источники, близкие к индустрии, предполагают, что «Великан» мог выкупить DCP-копии, которые предназначались для Казахстана или других стран СНГ — либо напрямую, либо через посредников (в Telegram-каналах уже можно найти целый чёрный рынок DCP). Но в самом кинотеатре происхождение фильмов никак не комментируют, отмечая лишь свою готовность выплачивать прокатчику его долю.

Кинотеатрам нужна поддержка, даже не материальная, а юридическая, законодательная база стремительно устарела к сегодняшним реалиям. Возможно, было бы правильно назначить госфонд для урегулирования вопросов отчислений правообладателям. Отчисления от кинотеатров смогут поступать на спецсчета, например Фонда кино.

Все, что получает фонд, делится:

а) на поддержку российского производителя;

б) для отчислений зарубежным правообладателям.

Фонд сам решает с прокатными удостоверениями, дубляжом и другими вопросами».

Валерий Карпов, заместитель генерального директора «Великан Парка»

Если голливудские студии не вернутся (а они явно не вернутся в ближайшей перспективе), то к концу 2022 года в России почти не останется кинотеатров. Высока вероятность, что массовый кинопоказ сохранится лишь в городах-миллионниках.

Ситуация стала настолько тяжёлой, что кинотеатры уже готовы фактически идти ва-банк — показывать голливудские фильмы без разрешения студий и даже без прокатного удостоверения. Логика «Великана» тут понятна — они пытаются показать правительству, какая правовая база им нужна для подобия «параллельного импорта» копий фильмов.

Если условный re:Store может взять и начать завозить айфоны по «серым» каналам (и Apple на этом заработает), то с кино ситуация всё-таки куда более сложная. Кто будет продвигать голливудские фильмы в России без участия самих студий? Как отреагирует правительство на такие показы? Как отреагируют голливудские мейджоры? Как донести до этих самых мейджоров их долю выручки, не скатившись в пиратство? Наконец, будет ли и дальше продолжаться локализация фильмов на русский язык без России? На эти вопросы рынку придётся отвечать очень быстро. До его почти полного уничтожения осталось недолго.

255
116 комментариев