Кунг-фу, анальные пробки и борьба с абсолютным хаосом: обзор «Всё, везде и сразу»
7 апреля в прокат РФ вышел новый труд дуэта «Дэнов» (Дэна Квана и Дэна Шайнерта), известных по трагикомедии «Человек — швейцарский нож». Кинокритики мира уже выдали фильму статус современной классики, и сделали это вполне заслуженно. «Всё, везде и сразу» наверняка попадёт в большинство итоговых рейтингов за 2022 год.
Эвелин Вонг (Мишель Йео) живёт непримечательной жизнью. Исключительно непримечательной. В молодости она погналась за мечтой и вместе со своим будущим супругом переехала из Китая в США, где они вместе открыли прачечную и завели дочь.
Никакой катастрофы с Вонг в другой стране не случилось, но и похвастаться нечем. Вообще нечем. Она медленно тонет в чеках и бухгалтерских отчётах, пока муж тайком готовит бумаги для развода, а дочь, недавно «вышедшая из шкафа», с каждым днём отдаляется от старшего поколения всё сильнее.
История Вонг запомнится зрителям надолго, ведь в этом фильме перед ней встанет непосильная задача — успеть сдать все нужные документы в налоговую. И это не шутка. Фильм действительно об этом. А ещё обо всём на свете. Но уж точно не ни о чём — интересных тем в нём более чем достаточно.
Ещё несколько месяцев назад — как будто бы уже в другой жизни — мы обсуждали, почему у четвёртой «Матрицы» не было ни единого шанса воспроизвести эффект первой части. Опираясь одной ногой на гигантскую голливудскую студию, а другой — на многомиллионную франшизу, подлинной революции не совершишь.
И «Всё, везде и сразу» — живое доказательство того, что новая «Матрица», если когда-нибудь и случится, то явно придёт со стороны молодых и талантливых авторов со скромными бюджетами, а не из тучного Голливуда.
Конечно, визуальный ряд фильма Дэна Квана и Дэна Шайнерта не будут копировать годами, но во время его просмотра не думать о классике Вачовски не получается. Здесь герои тоже выясняют свои отношения с помощью кунг-фу и тоже перемещаются между мирами с помощью телекоммуникационных ритуалов. А ещё тут есть свои агенты и свой суперзлодей, обладающий неограниченной силой и склонный к абсолютному нигилизму.
Спустя минут двадцать после начала главная героиня узнаёт о существовании мультивселенной, в которой живут её самые разные версии — от звезды кино и мастера боевых искусств, до гомосексуальной обладательницы пальцев в форме сосисок. И все эти бесконечные миры вот-вот уничтожит чудовище — единственный человек, которому удалось объединить свои личности в одну.
Но если в фильмах Marvel мультивёрс — это лишь инструмент сценаристов, позволяющий создавать кроссоверы, то во «Всё, везде и сразу» — это источник колоссального стресса для героев.
Как дальше жить, если ты не просто песчинка во вселенной, а песчинка в бесконечном множестве вселенных? Какой смысл в твоих решениях, если они не абсолютны и лишь создают новые ответвления реальности? Зачем идти на тренировку или на кулинарные курсы, если тебя каждый день смывает потоком ужасных новостей? Как жить, когда в мире так много боли, которую никак не получается не пропускать через себя?
Сами режиссёры «Всё, везде и сразу» любят шутить, что это кино о том, как женщина средних лет пытается разобраться с налогами. Но на деле это амбициозная история о борьбе белого шума с будничной жизнью обыкновенного человека, сражении толик смысла с морем бессмысленности.
Но страх перед окружающим нас хаосом — это далеко не единственная тема, на которую авторы хотят высказаться. Они пытаются найти формулу счастья в мире, который явно катится в ад, и наглядно показывают, что единственный путь к спасению человечества — это разрушение иллюзии о том, что насилие может быть единственным способом решения проблем.
Во время работы над картиной «Дэны» очень сильно боялись, что переусложнят историю или не впишутся в скромный бюджет. Но всего за 25 миллионов долларов им удалось снять картину, которая выглядит в несколько раз дороже, а комплексную историю про путешествия в параллельные миры и множественные личности всех ключевых персонажей свести к простейшей драме поколений — о семейной паре, дедушке и его внучке.
Если вам вдруг показалось, что в этом тексте слишком мало конкретики, то это сделано намеренно. Я смотрел фильм в полном зале зрителей, и для нас всех увиденное стало большим сюрпризом. Когда казалось, что изобретательность и пошлый юмор авторов иссякли, они вновь удивляли очередной сценой, которая заставляла зрителей то смеяться в голос, то охать, то молча восхищаться увиденным.
Я не хочу пересказывать отдельные сцены, но вы должны знать, что в «Человек — швейцарский нож» одним из ключевых героев был пускающий газы труп, и «Всё, везде и сразу» в своих шутках и метафоричности заходит ещё дальше.
При этом у Дэна Квана и Дэна Шайнерта получился настоящий праздник кинематографа. «Всё, везде и сразу» совмещает драки в стиле гонконгский боевиков и философские изыскания где-то между Терренсом Маликом и «Душой» Pixar с эпизодами, которые следовало бы включить в очередную часть «Чудаков».
Это кино — двухчасовой поток оригинальности, доступный всем зрителям, но не жертвующий смысловой нагрузкой ради массовости. А ещё это своего рода творческая терапия для людей, которые чувствуют себя потерянными, когда в мире происходят чудовищные вещи трудно осознаваемых масштабов. То искусство, которое нам нужно здесь и сейчас.
Что понравилось
- Зрелищные боевые сцены в стиле фильмов с Джеки Чаном, но в десять раз безумнее.
- Лучшие роли Мишель Йео и Джейми Ли Кёртис за годы.
- Искромётный юмор без тормозов, который не потерялся в дубляже.
- Оригинальный сюжет, говорящий о грандиозных вещах простыми словами.
- Отличный монтаж, благодаря которому картина выглядит дороже, чем она есть на самом деле.
- Фильм вышел в прокат РФ. Его можно вот прям взять и посмотреть в кинотеатре на выходных. Это сейчас редкость.
Что не понравилось
- Избыток павильонных съёмок, из-за которых действо кажется несколько клаустрофобичным.
- Юмор кому-то может показаться слишком уж пошлым (я вас предупредил загадочным упоминанием анальных пробок в заголовке).