Ещё немного музыки 2023-го

Заключительный пост с моими итогами года. Ниже – крайне субъективная подборка альбомов, доставивших в ушедшем году наибольшее наслаждение. Пробежимся по всем основным жанрам. Предыдущий год здесь.

Ещё немного музыки 2023-го

Reggae. Creation Rebel — Hostile Environment

Ещё немного музыки 2023-го

История группы началась в конце семидесятых, когда участники легендарных The Arabs, группы Prince Far I, собрались в свободное от основной занятости время, дабы поиграть даб. Их альбом был первым релизом лейбла Hitrun, который чуть позже превратится в On-U Sound и станет флагманом регги-культуры. Creation Rebel выступали на одной сцене с The Clash и Доном Черри, а шесть их альбомов, выпущенные с 1978 по 1982 год, получили признание как на Ямайке, так и в Британии. После смерти Prince Far I в 1983-ем группа распалась, собравшись снова лишь через 40 лет. По зову Адриана Шервуда, всё ещё активного продюсера, который когда-то выпустил их дебютник, трое участников – Crucial Tony, Mr. Magoo и Eskimo Fox – группа сначала выступила в качестве сессионной команды поддержки для артистов с On-U Sound, а потом села за новый материал. Это первый студийник Creation Rebel за более чем 40 лет.

Откопав в архивах невостребованные записи Prince Far I, группа использовала их для соединения поколений и демонстрации духоподъёмной силы классического даб-звучания. Название альбома, отсылающее к политике притеснения британских беженцев, звучит угрожающе, но сама музыка будто говорит: ребята, мы со всем справились, нас не сломали тогда и не сломают в будущем. Hostile Environment сбалансирован: тяжесть даба уравновешивается поп-мелодиями и общей положительной атмосферой. Плотные и насыщенные аранжировки заставляют верить, что у группы ещё есть вдохновение и желание рассказывать свои неустаревающие истории.

В случае ненасытности слушаем: DynasonicDynasonic и African Head ChargeA Trip to Bolgatanga.

New Age. Cicada — Seeking the Sources of Streams

Ещё немного музыки 2023-го

Тайваньский инструментальный квартет Cicada дебютировал с концертами в России незадолго до наступления пандемии, летом 2019 года. Это был небольшой тур по крупным городам: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Краснодар, Ростов-на-Дону, Москва. Удивительно, что группа, играющая не Бетховена и Баха, а свою музыку на стыке нео-классики, нью-эйджа и эмбиэнта, пошла на такой шаг и нашла своего слушателя в неблизкой стране. Прошло 4 года, и теперь Cicada поднялись на новую ступеньку популярности, завоевав альбомом Seeking the Sources of Streams внимание муз.гиков.

Основные инструменты: виолончель, скрипка, фортепиано и акустическая гитара. Все находятся в гармонии друг с другом, периодически выходя на первый план. Альбом был задуман пианисткой Джеси Чианг как ответ на долгое пешее путешествие через тайваньские горы и леса. Оставляя в стороне подсказки, скрытые в названиях треков, диалог с природой очевиден. Некоторые композиции лёгкие и эфемерные, другие – сосредоточенные и прочные. Переливающиеся мотивы и короткие музыкальные рефрены набирают обороты, растворяясь в безмятежности. Слушатель будто сам пробирается сквозь все препятствия, насыщаясь свежим воздухом и позитивным настроением. Задуманное достигнуто.

В случае ненасытности слушаем: Green-HouseA Host for All Kinds of Life и Mary LattimoreGoodbye, Hotel Arkada.

Modern Classical. Sigur Rós — ÁTTA

Ещё немного музыки 2023-го

Исландские инопланетяне долго не радовали поклонников мелкими релизами, а последний студийник и вовсе вышел 10 лет назад. Более чем приличный срок, но в случае с Sigur Rós он не вызывал сомнений: группа, звучащая столь уникально, никогда не будет идти на кардинальные перемены и разрушать магический образ. С первого же трека ÁTTA понимаешь: да, Йонси по-прежнему прекрасен, а оркестровые аранжировки всё ещё прилетают в умы участников будто импульсами с Венеры. Но с каждой новой композицией приходит новое ощущение: несмотря на то, что группа успела поработать и над саундтреками, и всячески экспериментировала в жанрах помимо пост-рока, они ещё никогда не писали музыку, рядом с которой очевидно должен стоять тег "современной классики". Теперь и этот гештальт закрыт.

В случае ненасытности слушаем: Ryuichi Sakamoto12 и Thomas BangalterMythologies.

World. Mon Laferte — Autopoiética

Ещё немного музыки 2023-го

Чилийка Норма Монсеррат Бустаменте Лаферте aka Mon Laferte в этом году отпраздновала 40-летний юбилей, но это тот случай, когда лучше в паспорт не заглядывать. Эта женщина горяча как внешне, так и внутренне. И в родном Чили, и в Мексике, где она проживает последнее время, певица считается одной из главных звёзд и фактически ветераном этно-поп движения. За годы карьеры от простеньких поп-рок альбомов она пришла к мастерским арт-поп высказываниям с мощным звуковым этно-базисом. Болеро, ранчера и различные мини-жанры, которые обычно отмечаются тегом 'Latin Alternative', зажили в творчестве мисс Лаферте новой жизнью. По различным отзывам, Autopoiética стал её лучшим, самым безукоризненным лонгплеем.

В случае ненасытности слушаем: Arooj Aftab, Vijay Iyer & Shahzad IsmailyLove in Exile и Pabllo VittarNoitada.

Folk. Tenhi — Valkama

Ещё немного музыки 2023-го

С момента своего образования в 1996 году Tenhi заняли уникальное место на финской фолк-сцене, сочетая в своём звучании акустические и традиционные инструменты с современной композиционной структурой. Опираясь в разное время на традиции эмбиэнта, фолк-рока и дум-метала, группа создавала дарк-фолк с неизменно гнетущей атмосферой, а гулкий баритон Тюко Саарикко монотонно вводил слушателя в состояние транса. Каждый альбом Tenhi – сеанс гипнотической психотерапии, очищающий разум от постороннего.

В период с 1999 по 2011 год группа выпустила пять студийных альбомов, не заставляя поклонников ждать новых релизов слишком долго, но после крайнего Saivo замолчала на долгие 12 лет. Как оказалось, история лонгплея Valkama (в переводе – "Убежище") непроста. Всё началось с рассказа о мрачном путешествии в горящую и раздираемую войной деревню, о переходе через тёмные воды на остров, населённый мертвецами. В финском фольклоре остров называется Верисурма ("место для тех, кто перенёс кровавую смерть"). На нём живут те, кто погиб на войне или был убит клинком. В течение десяти лет, пока группа работала над альбомом, наш мир стал всё больше походить на это место. Массовые смерти во время пандемии и военные конфликты, периодически вспыхивающие в разных точках земли, заставили Tenhi сменить курс. Путешествие между мирами из готически-абстрактного превратилось в более мирное. Печаль и хтонь Верисурмы превратились в новую жизнь и оптимизм "убежища".

Шестой LP Tenhi источает ощущение внутреннего покоя благодаря пышной смеси акустических гитар, струнных, флейт и клавишных, увенчанных приглушённым и томным вокалом. Основные "творческие компаньоны" – вокал, гитара и фортепиано – образуют единую структуру, а всё остальное служит приятным обрамлением. Жуткие звуковые ландшафты, когда-то сделавшие группу легендарной, также на месте, но нельзя отрицать, что на этот раз атмосфера гораздо теплее. Альбом ощущается как пережиток прошлого, сгусток древней мудрости, донесённый языком меланхоличного неофолка. Минималистичное дарк-звучание иногда прерывается захватывающими кинематографическими вставками, но основная часть альбома всё же размеренна и спокойна. Valkama возвращает группу к корням, становясь самым простым, в хорошем смысле, альбомом в дискографии коллектива. Отличная точка вхождения для новой аудитории и приятный сюрприз для тех, кто начал о них забывать.

В случае ненасытности слушаем: boygeniusthe record и Neil YoungChrome Dreams.

Country. Chris Stapleton — Higher

Ещё немного музыки 2023-го

Стэплтон не слишком отклоняется от стиля, сделавшего его знаменитым. При уже стандартной помощи продюсера Дейва Кобба аудиополотно руками Криса и его команды складывается из мурлыкающих гитар всех видов, от слайда до 12-струнной акустики, тихих барабанов, аккуратных пиано-аккордов, ярких шейкера и тамбурина, а также всегда уместного синтезатора. Для "Think I'm in Love with You" понадобился оркестр струнных – пойнт, уже становящийся фишкой исполнителя. Можно заметить чуть больший уклон в блюз и поп-мелодии, чем на прошлом альбоме, но в целом это всё тот же приятный телу и душе современный кантри.

В отличие от предыдущих лонгплеев, помимо имени Кобба буклет фиксирует имя ещё одного продюсера, Морган Стэплтон. Прихватывая на все премии свою жену и посвящая ей плюс-минус каждую торжественную речь, наш бородач уже давно показал, кто является главным человеком его жизни. Именно ей посвящён альбом: в своих как всегда пронзительных стихах Крис восхищается Морган, а порой и всеми женщинами в целом. Лирический герой Higher влюблён и любим как никогда ранее. Этот альбом пропитан любовью.

Некоторые вменяют Крису в вину слишком попсовые мелодии, перебор филлеров и отсутствие амбиций, а один лысый шарлатан даже назвал лонгплей "mediocre batch". Возможно, здесь нет стопроцентных хитов и запредельной мощности предшественников, но этот альбом берёт другим. Если сможете прочувствовать, наслаждение будет высочайшим.

В случае ненасытности слушаем: Lori McKenna1988 и Dylan LeBlancCoyote.

Blues. Robert Finley — Black Bayou

Ещё немного музыки 2023-го

Дебютный альбом с говорящим названием Age Don't Mean a Thing Роберт выпустил в 62 – через год после того, как его признали слепым. Далее случилась судьбоносная встреча с Дэном Ауэрбахом. Один из главных ценителей американской старины был очарован Робертом при записи саундтрека к графической новеле Murder Ballads и пригласил его на свой недавно открывшийся лейбл Easy Eye Sound. Второй и особенно третий альбом Финли, выпущенные там, сделали его ярчайшим представителем современного соула и блюза. Масса хвалебных рецензий добавили музыканту смелости. В 2019-ом новоявленный блюзмен поучаствовал в передаче "America's Got Talent", дойдя до полуфинала.

Ауэрбах не перестаёт восхищаться Финли. В этом году он поместил его лицо на обложку позитивно принятой компиляции Tell Everybody! от Easy Eye Sound, а также предложил эксперимент. Песни для Black Bayou не были готовы заранее, как с предыдущими альбомами. В этот раз лидер The Black Keys собрал на студии музыкальную команду мечты, чтобы записываться вместе в одно время. Семейная атмосфера была подчёркнута приглашёнными звёздами – ими стали дочь и внучка Финли, исполнившие бэк-вокал. Пока блюзмен неторопливо превращал задумки в полноценные стихи, музыканты наращивали синергию. Когда все песни были готовы, их начали записывать единым дублем. Таким образом джем из 11 номеров превратился в полноценный альбом.

Каждый лонгплей Финли похож на исповедь. Опорой для Black Bayou стали как детские воспоминания, так и боль настоящего. Лирический герой альбома многогранен, что обусловлено большим опытом певца при отсутствии возможности высказаться до седьмого десятка лет. Роберт порой примеряет на себя образ развязного героя-любовника, а порой грустит о друзьях, всеми покинутых и тихо доживающих свой век в доме престарелых. При этом каждая секунда пропитана чистыми и искренними эмоциями, мгновенно пробуждающими эмпатию. Под гипнотические гитарные риффы, лихо сдобренные плотной ритм-секцией и изящными клавишными и духовыми, Финли делится свои мудрыми, но всем понятными мыслями. Его баритон, периодически переходящий на фальцет, пышет жизнью. Десятилетиями певший госпел, певец находит путь к сердцу слушателей без труда.

В случае ненасытности слушаем: Nick WaterhouseThe Fooler и Taj MahalSavoy.

Jazz. Yussef Dayes — Black Classical Music

Ещё немного музыки 2023-го

Композитор, барабанщик и бэнд-лидер Юссеф Дейес в игре ещё с конца нулевых, когда ему не было и 18. Он поиграл в паре фьюжн-групп, забегал на фиты к различным рэперам и не только, выпустил два студийных альбома в дуэте с коллегами из мира соула и джаза, а бонусом пошёл официальный "живой" LP, озаглавленный Yussef Dayes Trio. За последние годы джазмен максимально подогрел интерес к собственной музыке, и теперь пришло время дебютной соло-работы. Как и полагается, здесь масса приглашённых музыкантов и солистов. С их помощью на большом пространстве из 19 треков Дейес разворачивает многоплановую историю, одновременно автобиографическую, культурную и социальную. Очень амбициозный альбом, доказывающий силу современной лондонской джаз-сцены.

В случае ненасытности слушаем: Pat MethenyDream Box и Meshell NdegeocelloThe Omnichord Real Book.

R&B. ANOHNI and the Johnsons — My Back Was a Bridge for You to Cross

Ещё немного музыки 2023-го

Название группе дала Марша П. Джонсон, известная ЛГБТ-активистка. Энтони Хегарти aka ANOHNI была лично с ней знакома и неоднократно признавалась, что восхищалась силой духа этого человека. Обложку нового альбома украшает портрет Марши, обозначая приоритеты. Возобновившиеся нападки на трансгендеров, антитрансгендерные изменения в американском законодательстве и усиление правовой реакции в Великобритании ознаменовали, что больше молчать нельзя. Но, в отличие от предыдущего Hopelessness, лирика на MBWaBfYtC оказалась намного более универсальной и всеобъемлющей.

Продюсером выступил Джимми Хогарт, известный по совместной работе с Даффи и Эми Уайнхаус. Опираясь на события последних лет, воспоминания, связанные с общением с Маршей П. Джонсон и Лу Ридом незадолго до их смерти, а также выступления в составе авангардной драг-группы Blacklips, Энтони написала стихи, аналога которым в её творчестве нет. Если раньше ANOHNI и её соратники говорили о смерти и любви с деликатностью и нежностью, то теперь каждая строка звучит откровенно и жёстко. В сочетании с приглушённым звуковым ландшафтом достигается пугающий эффект.

Как и всегда, группа не останавливается на одном жанре. Помимо соула легко проследить привычный камерный поп, элементы психоделики, слоукора и арт-рока. Но все музыкальные изыски теряются на фоне как всегда летящего вокала и напора Хегарти. Эти песни звучат органично, как будто были записаны вживую в студии, без какой-либо реверберации, обработки или продюсирования. Голоса и экспрессии ANOHNI достаточно, чтобы справляться с ними в одиночку. Вся тяжесть её переживаний мгновенно проникает под кожу.

Лирический герой альбома не был на войне с другим государством, но война внутри него не заканчивается ни на секунду. Как Марвин Гэй стремился защитить людей своего поколения, ANOHNI решительно и революционно оказывается на переднем крае революции нового времени. Преступления на почве ненависти по отношению к гомосексуалистам давно не получали такого отпора в музыкальной форме. Этот альбом не ищет ответов на какие-либо вопросы. Мини-мир, выстроенный группой, суров и неумолим. Но в то же время он является кладезем любви и уважения.

В случае ненасытности слушаем: Kali UchisRed Moon in Venus и KovacsChild of Sin.

Hip-Hop. grouptherapy. — i was mature for my age, but i was still a child

Ещё немного музыки 2023-го

Группа существует минимум с 2019 года, но вплоть до этого лета о них практически никто не знал. Будто понимая, что момент станет переломным, ребята поместили на обложку свои лица и псевдонимы, так что теперь их можно назвать хип-хоп-трио: Jadagrace, Swim и TJOnline. Если верить немногочисленным фактам из сети, у всех участников есть опыт в кино (были актёрами-детьми из масовки), но в музыке они практически новички. Поразительно! Конечно, без мощнейшего продюсерского вмешательства не обошлось, и едва ли яркую музыкальную палитру лонгплея (хип-хаус и рэп-рок в рамках одного диска всё ещё производят впечатление) можно занести в актив мастерам речитатива, но и сами они кажутся вполне зрелыми исполнителями. Ассоциации самые приятные – от The Fugees до BROCKHAMPTON.

В случае ненасытности слушаем: JPEGMAFIA & Danny BrownScaring the Hoes и КуокДжангл.

Electronic. DJ Sabrina the Teenage DJ — Destiny

Ещё немного музыки 2023-го

Некоммерческий саунд Сабрины имеет мало пересечений с тем хаусом, о котором вы знаете. Это больше расслабляюще-мечтательная, чем танцевальная музыка, но и поплясать под неё можно будь здоров. Концепт: берём бесчисленное количество сэмплов (как инструментальных, так и вокальных) и замешиваем их в очень густом коктейле, основой для которого является лёгкий френч-хаус девяностых, море разнообразных синтов и лоу-фай эстетика. Треки переливаются один из другого, создавая объёмное аудиополотно. Его легко ассоциировать с морским бризом, пробежкой босиком по раскалённому песку или ночной дискотекой. Эта музыка направлена на выработку положительных эмоций и тотальное уничтожение грусти. Герои исполнительницы очевидны – J Dilla, The Avalanches и Daft Punk. Destiny питается энергией пландерфоники и мог бы считаться прямым продолжателем идей Since I Left You, если бы не превалирование прямой бочки.

Единственный современный артист, с которым Сабрину можно отдалённо сравнить, это Fred again.. Но если у вечно улыбающегося красавчика номинации на Грэмми, совместки с Брайаном Ино и туры со Skrillex, то Сабрине достаточно внимания любителей андеграундного хауса и высоких позиций в чартах RYM. Первым звоночком может стать рецензия Pitchfork, которых четырёхчасовой хронометраж не отпугнул. По большому счёту, это единственная причина, по которой альбом не получит той популярности, которой заслуживает. Магнум опус от прекрасной британки, каким-то образом творящей магию на основе всем известных приёмов. Очень простая, но оттого ещё более выдающаяся музыка.

В случае ненасытности слушаем: HiFi Sean & David McAlmontHappy Ending и Molly BurchDaydreamer.

Pop. Jessie Ware — That! Feels Good!

Ещё немного музыки 2023-го

За звук на последних альбомах певицы ответственен Джеймс Форд. На волне выросшей популярности к диско и восьмидесятым в принципе, тандем Уэйр-Форд решил окунуться с головой в ретро-звучание, переработав его на свой лад. Лишь несколько песен предыдущего What's Your Pleasure? сохранили томную смут-соул атмосферу предыдущих работ Джесси, в остальном же это был фееричный дэнс-поп с чёткими корнями в классическом диско и синтипопе. Никогда ранее она не была такой весёлой, страстной и энергичной. Никто даже не мог предположить такого артистического и музыкального преображения, но ставка сыграла. Продажи снова поползли вверх, а среди критиков и гиков альбом ждал абсолютный успех. В этот момент все достижения британки за прошлое десятилетие будто обесценились, она вошла в 2020-ые как истинная диско-дива.

За последующие три года любовь Джесси к этому звучанию только усилилась. Вышедшие синглы по кирпичику выстраивали новую стену во славу гедонизма. Непонятно, была ли изначальная идея делать два диско-лонгплея подряд, но в сложившейся ситуации отказываться от так полюбившейся многим формы не было никаких причин. Для записи нового альбома в компанию к Форду присоединился Стюарт Прайс aka Jacques Lu Cont, а также снова была собрана огромная компания музыкантов.

Если WYP? был вечеринкой, тепло приветствующей каждого пришедшего, то новый альбом – это большая и роскошная дискотека с лазерами, дымовыми завесами и запахом секса, который можно резать ножницами. Дерзкий и откровенный, он звучит как гимн любви во всех её проявлениях. Обескураживающий вокал Уэйр, хорошо подходящий для пост-диско экспериментов, орлом летает поверх гиперактивной перкуссии и медных духовых. Бодрящие куплеты и убойные припевы доказывают, что каждый сонграйтер, работавший над альбомом, заслуживает премию. Развивая винтажную тематику, альбом ни на секунду не теряет своей идентичности и не скатывается в стилизацию. Бунтарский и одновременно с тем расслабляющий, он способен доставить удовольствие крайне широкому спектру слушателей.

В случае ненасытности слушаем: LaufeyBewitched и Kylie MinogueTension.

Metal. Fen — Monuments to Absence

Ещё немного музыки 2023-го

Лондонцы Fen имеют очень ровную и довольно обширную дискографию, поэтому удивлять поклонников новыми альбомами становится всё тяжелее. Музыка группы – атмосферный блэк-метал с элементами пост-рока – ранее относила Fen то к пост-блэк, то к блэкгейз движению. Также их фишкой являются продолжительные треки, не позволяющие лонгплеям уложиться даже в часовой хронометраж. Их предыдущий студийник The Dead Light, вышедший аккурат до начала пандемии, не слишком развивал идеи предыдущих полноформатников. Теперь же, довольно неожиданно даже для поклонников группы, Fen стали намного более озлобленными и агрессивными. Участники не рассказывают в интервью, что стало тому причиной, но уход в густую меланхолию явно положительно сказался на музыке коллектива. Наверное, их самый тяжёлый альбом.

В случае ненасытности слушаем: AvenadeOur Raging God Unknown to Us и Graphic NatureA Mind Waiting to Die.

Rock. terraplana — olhar pra trás

Ещё немного музыки 2023-го

Пока мы в своей Европе тихо и спокойно наблюдаем за восхождением рэпа, эволюцией r&b и новыми звёздами в арт-попе, в Бразилии зреет локальная шугейз-революция. Неудивительно, что квартет из Параны под названием terraplana, образовавшийся в 2017-ом и тогда же выпустивший свой единственный EP, под шумок решил активизироваться. Летом 2021-го появился камбэк-сингл, а в этом году группа разразилась целым альбомом. Правда, в нём всего 8 песен общей длиной 28 минут, но современный век видел и не такие LP. Состав инструментов стандартный: синтезатор, гитары, барабаны. Поют все, кроме ударника, но основной вокальный приём – классическое двухголосие разных полов. Женский вокал Стефани Хейчук звучит в миксе чуть выразительнее, чем коллег-мужчин. Стихи только на португальском языке.

Лирический герой лонгплея – почти отчаявшийся молодой человек (вокальная мультигендерность делает его бесполым), который стремится освободиться от тягот прошлого. Название альбома – "смотреть назад"/"оглядываться" – в совокупности с музыкальной составляющей одновременно и навевает тоску по ушедшим временам, и заставляет переживать за будущее. Мелодичные гитарные пассажи и глубокие басовые партии делают своё дело с первых же секунд, при таком хронометраже у группы просто нет времени на раскачку. Несколько звуковых слоёв, сосуществующих в гармонии, создают обволакивающую атмосферу, а минималистичные вокальные вставки, состоящие из коротких фраз, действуют как фрагменты воспоминаний. Проникаясь чувствами лирического героя, мы будто остаёмся наедине с собой и анализируем ошибки прошлого. olhar pra trás с лёгкостью погружает слушателя во вселенную кипящей ностальгии, требующей верно расставить приоритеты в настоящем. Восемь песен пролетают мгновенно, но нельзя не отметить, что у каждой из них есть своя индивидуальность. Даже у 42-секундной "um sonho, um fim".

Этим релизом группа не открывает в шугейзе потаённых нор, но уже наработанными приёмами пользуется отлично. Именно так должен звучать жанр в этом десятилетии, и именно за такие эмоции мы все его любим. А с учётом того, что для группы это дебютный LP, остаётся только снять шляпу и низко поклониться. Дебют, достойный иной дискографии.

В случае ненасытности слушаем: ParannoulAfter the Magic и CandelabroAhora o Nunca.

~~~

Мой Телеграм-канал: ссылка.

1414
3 комментария

Комментарий недоступен

1
Ответить

И вас с праздниками прошедшими и будущими)

1
Ответить

Шикарнейшая подборка. Автору респект!

1
Ответить