Бородач с доброй душой

О творческом пути Криса Стэплтона.

Бородач с доброй душой

Крис Стэплтон (привык говорить так, хотя вернее будет Стейплтон) прожил жизнь удивительную, но довольно типичную для кантри-исполнителя в XXI веке. Родившись в 1978-ом, он уже в девяностых мог успешно записываться и оббивать пороги специализированных кантри-чартов, но путь к софитам был долог и тернист.

Он переехал из Лексингтона в Нэшвилл только в начале нулевых, а затем несколько лет писал музыку в пустоту. В промежутке между 2001 и 2007 годом приходилось зарабатывать всякими способами, но только не музыкой. Поиграть в свободное от работы время для десятка друзей – это его максимум тогда. Затем пришла идея собрать группу, The Steeldrivers, и с ней Крис добился первых успехов. Несколько песен были очень тепло приняты народом Юга США, где любят кантри и блюграсс.

Chris Stapleton — Tennessee Whiskey, Traveller LP, 2015

С наступлением нового десятилетия старая группа была распущена, появилась новая, The Jompson Brothers, и это был уже успех пошире. Ребята разогревали Zac Brown Band и даже номинировались на премии на национальном уровне. Но, что самое главное, именно тогда Стэплтон проявил себя как сонграйтер и начал писать песни для звёзд кантри-музыки (позже к ним присоединились и поп-артисты, например, Адель).

The Jompson Brothers разбежались через три года, и Крис встал перед дилеммой: продолжать и дальше писать для других или рискнуть и начать уже сольную карьеру. Побыв на перепутье ещё с полтора года, в возрасте 37 лет Стэплтон выпустил-таки дебютный студийник Traveller. И это был настоящий взрыв. Альбом года по версии Country Music Association Awards, лучший кантри-альбом года на Грэмми (и номинация в основной категории) и ещё множество наград, очень хороший приём критиков, попадание во всевозможные топы за год. На небосклоне кантри зажглась новая звезда. Человека, которого в тусовке все знали очень давно, открылся всему миру. С тех пор Крис не перестал писать для сторонних артистов, но себе оставляет всё самое "вкусное".

Chris Stapleton — Either Way, From A Room: Volume 1 LP, 2017

Я открыл его для себя в 2017-ом, с дилогией From a Room, и это была любовь с первой ноты. Идеальное сочетание харизмы, голоса, внешнего вида и жанра. Бородатый дядя в шляпе с печальным взглядом и открытой душой, что пел так, будто слова летели не из рта, а из солнечного сплетения. Музыка Криса мгновенно проникала под кожу, а стихи заставляли сердце сжиматься. При огромной любви к кантри классической эпохи, от Джимми Роджерса до Таунса Ван Зандта, именно в Стэплтоне я увидел своего героя жанра. Что-то вроде: слышишь песню и сразу прикидываешь, как бы он её спел – и от этого крепнут ощущения.

Starting Over стал его четвёртым альбомом. Довольно поздний (середина ноября) релиз не лишил его внимания прессы: приличное количество рецензий, и все положительные. Крис Стэплтон продолжил влюблять в себя всё новых и новых слушателей. Не хочется верить, что он всегда поёт о себе. Так много боли и невзгод перепадает на долю лирического героя, что порой становится больно и восприимчивому слушателю. Но не будем забывать, как тяжелы для него были нулевые. И в плане работы, и в плане невостребованности, и в плане романтических отношений. Сейчас Крис – примерный семьянин, отец и муж, известный музыкант, однако лет 15 назад он и подумать не мог, что всё так выгорит.

Chris Stapleton — Millionaire, From A Room: Volume 2 LP, 2017

Кто знает, может во всех этих грустных строках жизнь автора того периода. Но даже если это не так (очень бы этого хотелось), и речь идёт о выдуманном персонаже, за перипетиями его судьбы весьма интересно наблюдать. С этой точки зрения Starting Over стал самым сангвинистическим лонгплеем американца. Буквально с первых аккордов в тебе начинает всё бурлить, а на лице появляется улыбка. Неужели герой теперь спокоен? Конечно, некоторые песни не лишены острых углов, но в целом атмосфера альбома очень тёплая, живая. Крис Стэплтон открывает новые грани своего таланта. И в плане музыки стоит отметить сильный уклон в сторону сатерн-рока. Эта музыка коррелирует с душой лирического героя, так что никаких вопросов об уместности перемен в звучании быть не может.

На ближайшую Grammy, до которой осталось менее двух месяцев, принимали релизы, вышедшие вплоть до 15 сентября. Крис успел к этому времени выпустить главный сингл с альбома, но не успел сам лонгплей. Только поэтому он будет в этот раз бороться только за песенные номинации, их три. Было бы интересно пронаблюдать за борьбой Стэплтона и Зака Брайана в главной кантри-категории, но теперь последний видимо заберёт статуэтку без особого труда. При всём уважении к Брайану, что последние годы всё сильнее протискивается к мейнстрим-волнам, именно Стэплтон продолжает делать лучший кантри в США. Higher никак не поколебал это мнение.

Chris Stapleton — Cold, Starting Over LP, 2020

Если считать From a Room единым произведением, Крису нельзя отказать в плодовитости: каждый его альбом идёт более 50 минут, вплоть до 64. В этот раз остановился на 54, в которые уместились 14 песен. Музыкально мы слышим здесь звучание, которое можно назвать фирменным. Стэплтон не слишком отклоняется от стиля, сделавшего его знаменитым. При уже стандартной помощи продюсера Дейва Кобба аудиополотно руками Криса и его команды складывается из мурлыкающих гитар всех видов, от слайда до 12-струнной акустики, тихих барабанов, аккуратных пиано-аккордов, ярких шейкера и тамбурина, а также всегда уместного синтезатора. Для "Think I'm in Love with You" понадобился оркестр струнных – пойнт, уже становящийся фишкой исполнителя. Можно заметить чуть больший уклон в блюз и поп-мелодии, чем на прошлом альбоме, но в целом это всё тот же приятный телу и душе современный кантри.

В отличие от предыдущих лонгплеев, помимо имени Кобба буклет фиксирует имя ещё одного продюсера, Морган Стэплтон. Не нужно иметь IQ выше 140, чтобы без подсказок понять, кем является этот человек для Криса. Прихватывая на все премии свою жену и посвящая ей плюс-минус каждую торжественную речь со сцены, наш бородач уже давно показал, кто является главным человеком его жизни и кому он всем обязан.

Chris Stapleton — White Horse, Higher LP, 2023

Вообще-то Морган – профессионал со стажем. Успела много с кем поработать, начиная с 2005 года, и трудилась над каждым предыдущим альбомом мужа. В том, что он только сейчас вписал её имя в продюсеры, нет ничего особенного. Однако в этом есть ответ, кому посвящён альбом в целом. В своих как всегда пронзительных стихах Крис восхищается Морган, а порой и всеми женщинами в целом. Лирический герой Higher влюблён и любим как никогда ранее. Этот альбом пропитан любовью.

Альбом оказался положительно принят критиками, но всё же чисто статистически стал шагом назад. Крису вменяют в вину слишком попсовые мелодии, перебор филлеров и отсутствие амбиций, а один лысый шарлатан даже назвал лонгплей "mediocre batch". Убедительно прошу никому не верить и познакомиться с новой главой жизни мистера Стэплтона лично. Возможно, здесь нет стопроцентных хитов и запредельной мощности предшественников, но этот альбом берёт другим. Если сможете прочувствовать, наслаждение будет высочайшим.

~~~

Мой Телеграм-канал: ссылка.

44
2 комментария

Вопрос, а нахуя ты Википедию переписал?

Ответить

Для меня, наверное. Я в пятницу ехал в машине и потоковый сервис подсунул мне песню cold. С первых нот привлек голос и аранжировка, я подумал, "што за хуй такой, так прикольно поет?". Ведь я никогда не слышал его ранее. А теперь буду

Ответить