Moby: Всё летит к чертям. Хрупкие мемуары, часть вторая
Вторая часть автобиографии Моби. О первой писал здесь.
Было немного странно, что книга в чистом жанре автобиографии начиналась не с самых ранних лет и заканчивалась не настоящим. Но Моби – неординарный человек, от которого можно ожидать чего угодно. Как оказалось, чёткий временной промежуток стал частью концепции, суть которой в делении книги на две части... а может быть и на три, потому что до современности Ричард снова не добрался.
В отличие от сквозного сюжета и чёткой хронологической последовательности первой книги, в этот раз автор прибегнул к замысловатому концепту в духе Квентина Тарантино – нарезать две части повествования на множество глав и выдавать их, чередуя друг с другом. Первая – 1965...1985 гг., вторая – 1999...2008 гг. Так, в стартовой части книги главы скачут таким образом: 1999-1965-1999-1969-1999-1999-1971-1999-1999-1972-2000 и так далее. Как видите, иногда бывают две главы из одного временного промежутка, идущие подряд. А ещё каждая из глав озаглавлена конкретным городом, в котором происходят описанные в ней события. Русскому читателю приятно, что наша страна не оказалась обделённой – Санкт-Петербург/2005 стал частью воспоминаний. Поначалу это не слишком заметно, но ближе к концу книги становится очевидным, что некоторые события из детства и юности Моби пытался запараллелить со временем богатства и успеха. Сюжеты эпизодов, разделённые двумя/тремя десятилетиями, перекликаются в стоящих рядом главах. Но не стоит говорить об этом как о большой творческой находке.
Если в первой книге разговоров о музыке было минимум, то теперь их практически не стало. Это объяснимо, поскольку в восьмидесятые Мо был никому не известным панком, сменившим десяток групп без какого-то успеха даже на местном уровне, а в нулевых писал по меньшей мере спорные альбомы, о создании которых сам вряд ли хочет вспоминать. Какие-то знакомства с вокалистами, короткие пересечения с другими музыкантами, посвящения любимцам – этого на страницах в достатке, но вот историй о создании песен совсем нет. Если бы не масса событий, происходящих в клубах и на концертах, не разобраться, какова профессия автора книги. Анализируя временные промежутки в основе повествования, несложно понять, какие эмоции превалируют в каждой из переплетающихся частей.
Юность – это не только путь к профессии музыканта, но и история выживания, полная мучений, лишений и голодных дней. Отец Моби покончил с собой, когда тот был ещё маленьким, поэтому вплоть до поступления в колледж будущий герой электронной музыки жил в одном доме с мамой. Они постоянно переезжали, жили на пособие, и, беря в расчёт тягу матери к марихуане, Мо часто был предоставлен сам себе и вёл полубеспризорный образ жизни. Нулевые же – это падение ди-джея Моби на дно. Человек, продававший миллионы копий альбомов, после эпохи Play постепенно становится "звездой, вышедшей в тираж". Он пытался брать от жизни всё, утопая в алкоголе и беспорядочных половых связях, но со временем пришло осознание, что такой образ существования лишь пелена для отрицания принятия факта падения. Как творческого, так и морального.
Читать обо всём этом интересно, но книге чрезвычайно не хватает драматургии хотя бы в минимальных сюжетах. Великолепная память Моби, продолжающего помнить все запахи и осадки, окружавшие его в конкретный промежуток времени, уже не так поражает воображение, как при знакомстве с первой частью автобиографии, а нового козыря у автора нет. Очень многие события, особенно из более современной части, сливаются в одну серую кашу, которую можно описать парой словосочетаний: "Всё плохо" и "Моби – идиот". И название книги (в этот раз просто перевели оригинальное "Then It Fell Apart") идеально. Жизнь Ричарда планомерно катилась в пропасть, а он даже не думал ничего менять. Ни в плане музыки, ни в плане быта. Алкоголь-вечеринки, вечеринки-алкоголь, туры-секс, секс-туры. И постоянные панические атаки при попытке начать постоянные отношения.
Кажется, что настоящего Моби мы видим только в главах, посвящённых знакомству с его идолами. Например, эпизод, в котором Мо гостит у Дэвида Боуи, однозначно стал моим любимым. Он рассказывает о том дне в мельчайших подробностях, с большой любовью. Старина Дэвид мигом появляется перед глазами, а его дом переливается красками. Однако в большинстве других глав моральное состояние автора оставляет желать лучшего. Какое-то подобие человека. Слишком горькая правда, которую следовало бы чаще разбавлять рассказами о просветлении и хотя бы эпизодическом нахождении себя.
С книгой связан скандал, из-за которого Мо пришлось извиняться и надолго исчезнуть из соц.сетей. Дело в том, что в нескольких главах с массой подробностей рассказывается о романе автора с Натали Портман. Он старше неё на 16 лет, но это не так страшно, как возраст Натали в тот период. Это было после выхода Play, в 1999-2000 годах, то есть ей тогда было 18. И актриса, которая сейчас уже совершенно в другом статусе, жёстко возмутилась враньём, которым, по её словам, является всё описанное. "Я была слишком молода и не позволила бы случиться ничему подобному", – короткая выжимка её ответа прессе. Моби в ответ быстро сдался, извинился и исчез с радаров.
Конечно, не верится, что абсолютно всё содержимое книги, связанное с Портман, было ложью. Более того, кажется, что Мо вряд ли стал что-то приукрашивать. Но он должен был понимать, что Натали, ныне фем-активист, успешная актриса, верная супруга и мать, просто не позволит так оклеветать её чистый и яркий образ. Можно было просто опустить конкретное имя, рассказав историю, ничего в ней не меняя. Просто "встречался с молодой симпатичной актрисой сразу после блокбастера с ней в главной роли". Мы бы сами додумали, кто это мог быть. Или хотя бы оставил просто имя, "актриса Натали", и то могло бы прокатить. Но он написал как есть, направив копья феминистов всех стран прямо на своё сердце. Неосмотрительный шаг, снова ударивший по его репутации.
Я включил стилофон и провёл стилусом по клавишам. Звук был неровным, ломаным, но неожиданно красивым.
– А можно мне прослушать песню? – спросил я.
– Она ещё не сведена.
– Ничего страшного.
Дэвид вставил диск в студийный проигрыватель, нажал кнопку воспроизведения и закурил сигарету.
– Она называется «Slip Away», – сказал он, выдыхая дым.
Песня зазвучала – красивая, сильная, уязвимая, полная тоски. Через четыре или пять минут она закончилась, но мы молчали. Дэвид курил, а я мысленно продолжал слушать волнующие сердце звуки и слова.
– Дэвид, она прекрасна! – искренне сказал я.
– Спасибо.
– Нет, правда, так и есть! Это чудесная песня! Спасибо, что дал послушать.
Он погасил сигарету.
– Пойдём посмотрим, как там ужин?
«Slip Away» меня потрясла. Никто не назвал бы её лирической, или крутой, или танцевальной. Она не казалась и современной. Но это была одна из самых красивых и беззащитных песен Дэвида Боуи, которую я когда-либо слышал.
~~~
Мой Телеграм-канал: ссылка.
Спасибо за этот материал!
Как говорил один чел :
And Moby? You can get stomped by Obie
You 36-year-old bald headed fag, blow me
You don't know me, you're too old, let go
It's over, nobody listen to techno
Моби нормальный мужик
мне серьёзно нравятся только несколько его песен : "Bodyrock", "Extreme Ways", "Pale Horses" и "LIFT ME UP" с последнего диска "Reprise" (там ещё была версия 2005 года🎸)
Всегда умеет от альбома к альбому чем-то удивлять своего слушателя.
https://www.youtube.com/watch?v=nPP9UQpSCb0&feature=youtu.be
По-моему уже последние лет 15 у него лишь тупо безликие и немелодичные альбомы аля в эмбиент жанре. Всё лучшее, что мог создать, он по-моему уже давно создал (в начале нулевых), сейчас просто по инерции от прежней популярности идёт.