Олег Рыжиков

+5
с 2021
0 подписчиков
23 подписки

Хорошо, ссылками поделюсь позже.

Свою позицию, о которой вы выше рассуждаете, если позволите, я сформулирую так: Звёздный путь — живая культурная единица и плод совместной работы множества талантливых людей. Одно из его основных достоинств — способность расти над собой и всегда быть актуальным.

По моему мнению, новые проекты с этой задачей справляются, и часто делают это даже лучше многих «классических» сериалов.

А про «мирок», личный «дух» и собственную «логику вселенной», против которой не попрёшь, конечно же всё понятно. Но, т.к. майнд мелд с вами сделать нельзя (да и это бы вряд ли помогло), обсуждение на таких моментах лучше заканчивать. Своё личное можно обсуждать только с самим собой, ну или с очень близкими людьми.

1

По-порядку..

1) "Накормить миллионы людей и излечить больных" можно и сейчас и это делается достаточно многими и достаточно активно. Но совсем не значит, что повсеместно и господствует как основная идея нашего человечества.

А из сериала это всего лишь один пример и никак не настрой всех или даже большинства эпизодов.

То что вы чувствуете в подтексте и эмоционально конечно же даёт вам право так думать, но никак не делает это очевидным фактом, заметно отличающим сериал от всего остального на тв, хоть тогда, хоть сейчас. Но в оригинальном тексте вы преподносите всё именно так и делаете это отличительной чертой именно ТОС.

А довод «не показали - значит нету, и это основной элемент», я, извините, не буду анализировать. Про «дух» тем более, это уже просто пошло.

2) Склонность к мирному и дипломатическому решению проблем свойственна героям сериала (и то не всем), но нигде в ТОС не показано и чётко не сказано, что это основополагающая идея их общества и тем более государства. «Энтерпрайз» летает хорошо вооруженным, экипаж всегда высаживается на миссии с оружием (даже на изначально мирные), и многие герои часто в горячке за него хватаются, и даже применяют.

И далее вы переводите примеры того, чему учит сериал в своих сюжетах. Конечно же я с этим не спорю, это очевидно: Трек за мир, Трек против эксплуатации, Трек против нетолерантности и за равноправие. Я говорю о том, что ваши фактические заявления о трековской вселенной времён ТОСа местами выглядят весьма надуманными и почерпнутыми из сторонних источников.

3) Конечно читал текст. У вас в одном месте написано «Кирк сказал, что денег нет, но я сомневаюсь», а в другом «купили, хотя денег не должно быть». Т. е. вы считаете, что ТОС постулирует что денег нет и это должно быть очевидно, и я не понимаю откуда взялся такой вывод, если учитывать что говорим мы именно про Оригинальный сериал. И о деньгах в нём говорят не так уж и редко: практически на каждой колонии заходит речь о деньгах или оплате, Кирк упоминает жалование экипажа и сколько Звёздному флоту стоила подготовка Спока, несколько раз упоминаются «федеративные кредиты», старьёвщики продают трибблов экипажу буквально на экране.

Вы очень верно говорите, что в дальнейших сериалах додумали идею про безденежное общество, чему множество прямых примеров (первый на самом деле в так нелюбимых вами ТОСовских полнометражках). Но я снова не понимаю почему это отличительная черта Оригинального сериала. Вы снова берёте всю франшизу целиком, и то общее мнение, которое складывается о её мире из поздних источников, и приписываете это в заслуги ТОСу.

В заключение, ещё раз. Да, в общем и целом Трек конечно же несёт эти идеи. Но в ТОСе они далеко не превалирующие и в остальном Треке развиты заметно больше, однако вы выделяете их именно в Оригинальном сериале.

Я про всё новое: не делю Трек на хороший/плохой по дате выхода. Вообще стараюсь без ярлыков.

Для в новых сериалах и фильмах очень много того, что понравилось и заставило задуматься. Но, если я начну писать обо всём, то получится лонгрид под стать вашему, к чему я сейчас совсем не готов.

Так что напишу лишь пару мыслей, которые пришли в голову первыми.

— Звёздный путь (в основном ТНГ и далее) постулирует оптимистичное "светлое" будущее, в котором общество решило основные социальные проблемы и стремится к самосовершенствованию. Чем больше мы смотрим, тем больше мы осознаём насколько условно и ненадёжно это утверждение, но я сейчас не об этом. Многие выдающиеся сюжеты Трека построены именно на выходе персонажей из этой «зоны комфорта» и том, как они и окружающее их общество ведёт себя в таких ситуациях. Это очень интересная и глубокая тема, и в новых сериалах и фильмах она раскрывается обильно, хоть, признаю, и с разной успешность (что, конечно, свойственно всему Треку).

Один из выдающихся примеров: история ухода Пикарда из Звёздного флота в начале сериала «Пикард». Зрителю подробно и разносторонне преподносится ситуация, в которой близкое к утопии общество подводит одного из своих самых выдающихся членов, и заставляет его пересмотреть взгляды на жизнь и окружающий мир. Патрик Стюарт (которого вы уже «списали» в своём тексте) правдоподобно и вдумчиво играет своего изменившегося героя, а окружающие его персонажи и происходящие вокруг события помогают рассмотреть проблему с множества интересных ракурсов.

— С самой первой серии ТОСа в Треке всегда была очень важна субординация и доверие внутри коллектива. На примере первого и третьего сезонов «Дискавери» этот момент раскрывается с очень необычной и важной стороны.

В первом сезоне мы видим как наделённый властью лидер злоупотребляет своим статусом, подчиняет привычный к абсолютному доверию коллектив и буквально меняет их на глазах, превращая из ученых и исследователей в военных и шпионов. После развязки и далее (второй сезон) мы видим, как общество на примере команды корабля может справиться с последствиями такого ситуации и что нужно делать, чтобы она не повторялась в дальнейшем. Это очень интересная проблема, которая как никогда актуальна в наше время.

В третьем сезоне мы наблюдаем все этапы становления лидера, который делает всё "правильно" и твёрдо верит в общую идею, но не боится мыслить нешаблонно и нарушать правила, когда они мешают поступать по совести. Опять же, Трек изначально был полон такими персонажами — это практически все  капитаны сериалов, да и не только. Но мы почти никогда мы не видели историю того, как они стали такими личностями, и почти всегда начинали с уже готового архетипа. Соответственно, мы не могли анализировать проблемы и нюансы этого достаточно парадоксального явления, что слегка его нивелирует, а иногда и заставляет задуматься о правдоподобности. На примере метаморфоз характера и поступков Майкл Бёрнам мы наконец можем узнать чего на самом деле стоит вырасти в Кирка или Сиско. В течении всего сериала, и особенно в третьем сезоне, она принимает несколько важных решений, которые часто конфликтуют друг с другом по смыслу, но становятся понятными, если разобраться в предпосылках и ситуации. Мы наблюдаем, как на такого героя реагирует общество и друзья. Персонаж на глазах ищет себя и постепенно находит сразу в нескольких ипостасях, что делает её рост до "парадоксального" капитана очень интересным и добавляет важные детали, делающие всю концепцию более правдоподобной и живой. В том числе заставляет задуматься, можно ли стать настоящим лидером, но при этом остаться самим собой.

Ещё раз, это лишь пара примеров из моей головы. Кстати, если говорить про сторонние анализы и мысли, могу поделиться ссылками на множество видео и тексты про концепты и идеи из современного Трека. Правда они все будут на английском, ибо в ру-нете, как я писал выше, про Трек крайне мало, и общее мнение очень ортодоксально.

У меня конечно нет причин вам не верить, но с момента начала анализа Трека весь обзор у вас прямо таки сквозит отсылками на чужие мнения, в т.ч. и прямыми.

Многое, что заявлено как факты и аксиомы, на самом деле очень не просто находится в оригинале (если вообще находится), но зато активно насаждается в обзорах как "общепринятое" и само-собой разумеющееся. Например с чего вы решили, что в Оригинальном сериале (давайте уже ТОС?) решена проблема с бедностью, тотальный пацифизм и отсутствие денег? Желательно с прямым указанием серий и сцен.

Оттого текст больше напоминает анализ среза чужих мнений о материале, чем собственно обзор материала.

1

Обзор начинался очень интригующе и обнадёживающе: ещё никогда я не видел таких больших лонгридов по Треку в рунете, да ещё и с таким вдумчивым вступлением. Но, как ни странно, всё начало буксовать как только закончилось про классическое кино и началось собственно про Трек.

Увы, моментально почувствовалось, что автор знакомился с сериалами уже насмотревшись и начитавшись чужих обзоров (их собственно и приводится великое множество) и был крайне перегружен ожиданиями и предрассудками. Начинается это с большой романтизации Оригинального сериала и приписывания ему того, чего в нём на самом деле небыло , и лишь позже приписано масскультурой и дополнено продолжениями (тотальный оптимизм, отсутствие денег, сплошная идейность без коммерциализации и т.д.). Продолжается поклонением эпохе 90-х, и заканчивается тотальным слепым игнором всего нового, причём с переходом на личности ("по видео-обзорам понял что смотреть не буду", "все - бездарности").

Особенно "умиляет" преамбула о том, что автору не интересная история создания отдельных серий и фильмов и всякие закадровые моменты, а по факту... беззастенчивое вкручивание всего этого в тот момент, когда автору нужно подчеркнуть или валидировать свою мысль.

В общем, хотелось глубокого обзора «Звёздного пути» на русском, а получил обзор самых популярных видео о франшизе в рунете. :(

Я понимаю, что вам нравится ретро-кино и сырая не рафинированная идея, и не нравится современная манера съёмки и остросюжетные элементы. Но это не делает другие подходы к сюжету и способы съёмки "фуфлом", а старые - "правильными". И да, в тех сериалах, которые вы боготворите, всё подобного было очень много, просто делалось оно способами, доступными и допустимыми для своего времени.

Но автору всё равно спасибо за труды, писать такие простыни нелегко, сам знаю.

3