Эдит Финч, герой наших снов

Героиня, о которой я хочу рассказать, заняла особое место в моей душе. Вряд ли ещё с каким-то героем видеоигр я срастался настолько сильно, вряд ли история еще кого-то трогала меня так же глубоко и вызывала настолько сильные эмоции.

Эдит Финч - протагонист небольшой видеоигры от инди студии Giant Sparrow, до этого работавшей над эксклюзивным проектом для PlayStation 3 The Unfinished Swan, не получившим широкого признания среди игроков, но выигравшим несколько номинаций премии BAFTA. Признание критиков не было случайностью, в 2017 году студия вновь привлекла к своей новой игре внимание видеоигровых выставок, но уже в более широком масштабе. Новая игра Giant Sparrow победила в номинации The Game Awards за лучшую историю, историю, оставившую столь глубокий след в моем сердце, историю, повествующую нам о семействе девочки по имени Эдит, где в формате, доступном одним лишь видеоиграм, сквозь воспоминания героини рассказывается история семейства Финчей и раскрываются детали страшного проклятия, в каждом поколении рода выживает один единственный представитель, остальные погибают при странных обстоятельствах.

Эдит Финч, герой наших снов

Водоплавающее судно рассеивает тьму и обволакивающий все вокруг туман, на горизонте, как напоминание о цели нашего присутствия, название игры -What Remains of Edith Finch. На коленях у подконтрольного героя шестерка белых тюльпанов и дневник с надписью Edith Finch, о содержании которого нам еще предстоит узнать. Отложив цветы, герой приступает к чтению, ну а мы, на правах игрока, переносимся прямо в мир текста, озвучиваемого голосом самой Финч.

Эдит Финч, герой наших снов

Потрепанная временем лесная дорога, на горизонте странная конструкция, своим гротескным видом кажется немного нарушающая законы физики. Это фамильное поместье Финчей, построенное предками Эдит после миграции её семьи из Норвегии в США. Дом запертых воспоминаний, все двери которого нам вместе с Эдит предстоит отпереть и пережить самые страшные эпизоды из истории ее семейства, эпизоды не праздника и торжества, но смерти жителей этого места.

Сторителлинг игры скорее напоминает визуальную новеллу, с тем лишь отличием, что применяет эту форму рассказа истории намного глубже соседей по жанру, врисовывая в нее геймплей с настолько деликатной аккуратностью, что, проходя игру, ты не играешь в привычном смысле, а скорее чувствуешь каким-то внутренним рецептором этот несколько часовой опыт.

Эдит Финч, герой наших снов

Так вот, Эдит Финч, сопровождаемая строчками из своего собственного дневника, неспешно путешествует по воспоминаниям, сопутствующим её приближению к своей комнате, месту абсолютного собрания воспоминаний. Через краткие, пропитанные ностальгией, ремарки Эдит раскрывается как персонаж. В её зрелых рассуждениях проскакивают ирония, которой она одаряет своих дальних предков, детали жизни которых ей понятны настолько же, насколько каждому из нас вдомёк обстоятельства жизненного пути наших прапрабабушек и дедушек, удивление, приходящее от осознания вещей поистине фантастичных, таких как жизнь и смерть её дяди, настолько боявшегося смерти, что 30 летнее заточение в обширном гробу подвала дома Финчей представлялась ему лучшей участью, чем встреча с этим вездесущим монстром, ежедневно патрулировавшим за дверью и в своем инфернальном марше, не забывающим напоминать о своем присутствии, и грусть, приходящая от осознания кромешной беспомощности перед лицом смерти, прибравшей к свои рукам каждого из её родственников и будто хищник, готовящийся к убийственному рывку к находящейся в неведенье жертве, подбирающейся к самой Эдит.

Эдит Финч, герой наших снов

Лично для меня путешествие Эдит настолько понятно и близко, что я буквально слился с этим персонажем. Её эмоции невероятно просты и одновременно глубоки и лиричны, что ты поражаешься как тонко разработчикам удается, даже не ловить, а с умиротворенной осторожностью дотрагиваться до тончайших струн ощущений и эмоций человеческого существования. Приглушенный тембр, которым Эдит сопровождает все повествование, я могу охарактеризовать как «глубоко сонливый». Ведь именно в момент естественного пробуждения ото сна, когда, пережив яркие впечатления сновидений, мы только возвращаемся в мир суетливого бодрствования и, нежась в теплом одеяле и лучах утреннего солнца, пытаемся осмыслить и перенести в этот мир те ощущения, которые сопровождали нас в сновидениях, в этот момент мы максимально открыты к самым приятным и трогательным чувствам, на какие только способно наше подсознание. И голос Эдит, как проводник, погружает игрока в нечто похожее на это состояние, и только от нас зависит, сможем ли мы эмоционально раскрепоститься и прочувствовать всю палитру ощущений, транслируемых игрой, или останемся невосприимчивыми кусками мяса, поглощёнными суетливым миром бытовухи, где эмоции становятся ненужным рудиментом рядом с силой решительного действия.

По прибытии Эдит в свою детскую комнату, на самом пике этого дома воспоминаний, разработчики вырисовывают последний штрих в линии развития сюжета и персонажей игры, важнейшая деталь, все это время находящаяся вне поля зрения игрока, материнский живот Эдит Финч, в котором она носит ребенка, того самого героя из начала игры, нарративно связывает открывающий эпизод с основным повествованием. Все это время Эдит не просто пыталась разобраться в прошлом своего семейства, но и стремилась передать эти знания своему сыну, новому поколению. Эдит -первая из Финчей, изменившая традиционные отношения своей семьи со смертью. Она не стала запирать прошлое на замок, чтобы панически избегать ощущения приближающейся действительности, но одним единственным ключом отперла все двери, ведущие к осознанию истины. Истины, которую среднестатистический человек предпочитает избегать, спрятав её за самую подкорку своего сознания. Смерть и вечное забвение ждут каждого из нас, но поставленные перед фактом в один момент, мы обычно пытаемся ребячески отшутиться, не подставляя эмоциональной щеки, или оправдаться эзотерикой, сулящей ворота, ведущие к новой жизни, новым ощущениям, продолжению чего-либо там, за вуалью жизни. Ведь именно продолжения всегда жаждет человек. Задумываясь о конечности себя, наших близкий или всей вселенной мы мгновенно впадаем в апатичные искания. Конечность не укладывается в наших умах, мы не представляем, как может быть так, что в один момент все исчезнет, и останется только ничего, и не будет у этого ничего ни развития, ни конца.

Эдит Финч, герой наших снов

Семейство Финчей придумало проклятие, недуг, преследующий каждое поколение их родословной. Они не могли поверить, что причиной всех смертей могла быть обычная случайность, смертельная болезнь, проявление халатности. Дом грез, построенный ими самими, с каждым новым поколением, с каждой новой смертью, становился все выше, приобретая все более и более гротескный, теряющий связь с реальность вид.

What Remains of Edith Finch – игра про чувства и эмоции, невозможно полюбить её, если с самой первой секунды не проникнуться атмосферой и не вовлечься со всей эмоциональной отдачей в драму Эдит и её семейства. В этом эссе я попытался максимально красочно передать именно свой опыт и своё отношение к Эдит, как к важнейшей детали в конструкции этой игры, и я надеюсь, что у меня получилось добиться нужного подсознательного отклика у читателя точно так же, как это делает сама игра.

55
5 комментариев

Как получается проникаться максимально тупыми ситуациями в игре (без негатива)? Самый орный момент, с пареньком который хотел полететь и.. полетел в общем

Ответить

Думаю стоит понимать, что это сделано не просто так

Ответить

Прочитано и оценено, спасибо. 

Ответить