Киберпанк2077 как сюжет фильма или о чём игра

После прохождения Киберпанка я сидел и смотрел разборы фильмов на ютубе. Блогер-сценарист раскладывал фильм по трёх актовой системе, накладывая на круг мономифа, а также разбирая его по правилу написания сценария. И я подумал: акты. В киберпанке весь сюжет разделен на три акта. Стоит попробовать его разложить как фильм.

Киберпанк2077 как сюжет фильма или о чём игра
Мономиф. Если выкинуть 4 пункта получиться круг хармона.
Мономиф. Если выкинуть 4 пункта получиться круг хармона.

АКТ первый это завязка, в нем нам продемонстрируют героев, покажут место действия, сформулируют основной вопрос фильма, и случиться инициирующие событие.

Давайте найдём героя, конечно это Ви. Является ли он протагонистом? Протагонист этот тот герой за изменением, которого нам предлагают следить. И ответ будет сложней чем в фильме или других играх. В играх нам чётко очерчивают цель, врагов и деление мира на добро и зло, а выбор подменен иллюзией выбора. Игрок всегда знает, что надо делать для злого «отыгрыша» или для хорошего. Персонаж игры не меняется в течении игры вы гуд, ивил или хаотик. В фильмах наоборот все выборы уже сделаны история не меняется, но герой к концу фильма измениться. Считать только Ви протагонистом нельзя в КП77 протагонист Ви и игрок вместе. Только благодаря игроку Ви сможет измениться к концу повествования.

Место действие Найт-Сити. Нам дадут почувствовать настроение этого города парой миссий. Продвигая к поворотному моменту. И конечно нам в лоб скажут основной вопрос сюжета: «Что лучше быть никем и дожить до старости, или вписать свое имя в историю отдав концы», — спрашивает нас Декстер. На выбор два варианта согласие или отрицание возможности второго. Здесь можно понять Ви хочет стать легендой это его явная цель, и про неё напомнят ещё в «Облаках».

Этот вопрос не так прост как он звучит. В нём заключено гораздо больше тем для рассуждений, и они скорей будут о пути, цене достижения цели. Убедиться в этом можно будет через пару миссий.

Инициирующие событие это провал при похищении чипа. Тут же мы увидим конец двух историй. Джеки: мечтал стать легендой, шёл вперёд, не кинул друга, сделал все для успеха дела, умер. Дешон уже почти легенда, его жизнь это путь к славе, выбирает тихую жизнь, кидает своих, умер. Что бы ты ни делал всё всегда приводит к смерти. Мы тоже умудримся откинуть копыта. И кто после этого легенда?

Киберпанк2077 как сюжет фильма или о чём игра

Интересное: Лого игры после трагичной кончины Ви, не просто так. В каноне сетинга киберпанк2020 заостряется внимание на том, что герои живут «на грани», к действию побуждает не поднимающиеся ЗЛО, а обстоятельства схватившие за жопы. Киберпанк начинается всегда со второго акта, когда герои уже покинули зону комфорта.

АКТ второй здесь повествование усложниться, нам покажут друзей, врагов, герой двинется к новым испытаниям, и получит урок.

Второй акт наиболее интересен в плане восприятия игрока, здесь не будет чёткой структуры как в фильме. Игрок сам должен будет сложить пазл. Я покажу как его сложил я.

Но сначала отойдём в сторону от повествования и углубился в эзотерику. Из этой троицы только мы являемся субъектом, а Ви и Джонни это объекты нашего познания. Мы сознание, а Ви и Джонни тело. Мы душа, а Ви и Джонни вместилище. Ведь стоит понимать, в самом начале Ви был убит и единственное связующие звено с его жизнью до возрождения этом мы. Это ещё один аргумент в пользу того что в сюжете КП77 игрок играет большую роль чем в любой другой игре.

Перейдём к врагам, так как друзей все увидят и без меня. В КП77 сложно сказать кто враг Ви. Дешон мёртв, Арасаке нет дела до тебя, а часть Арасаки так вообще будет помогать. Врага у Ви нет, но антагонист есть, Джонни, мать его, Сильверхэнд. Джонни не просто стихия мешающая идти вперёд, он тоже герой со своим сюжетом и его история также будет дописана игроком. Подробно о Джонни в другой раз, сейчас только необходимое.

Кроме того, что Джонни антагонист, он с Ви это один персонаж. Их сознание неразрывно связанно друг с другом. В этом можно убедиться в первую же нашу встречу в квартире. Джонни в квартире ведёт себя так как будто это его тело, а Ви пассажир. Он хочет вырвать чип, что убьёт его, да и убить он тоже попытается. Все те же порывы были и у Ви пока он разговаривал с Виком, но стиль поведения был другой Ви было страшно, и Джонни не забудет сказать об этом когда ваши отношения улучшится. А это в свою очередь говорит, что Джонни в тот момент уже был с Ви. В ходе сюжета мы будем видеть как Ви становиться все больше Джонни, и наоборот. Но до конца они будут побуждать на разные действия в ответ на одни и те же события. Это ещё один способ сказать — важен путь, а не цель.

Так какие пути у них. Джонни уже легенда. Джонни никогда не отступает, смеётся в лицо смерти — при допросе отвешивает шуточки, при встрече со Смешером — пытается его застрелить, когда его выносят из клуба говорит: «Жду тебя на улице». Путь Джонни ведёт к смерти и славе, доверься ему и станешь легендой. А вот Ви уже идя по своему пути умер и теперь страх наполнил его. Страх смерти. Оглядываясь назад видим: Ви не склонен идти до конца из Бакеров он сбежал, в отличии от Панам, которая уйдя все равно влияла на жизнь клана; после увольнения из Арасаки хнычет, что лишился всего и даже не думает о мести и не радуясь свободе; Ви с улиц сдался после двух лет в другом городе и вернулся туда откуда сбежал. Мы можем помочь Ви найти верную дорогу, и наше понимание этого пути изменит Ви.

Ответ на вопрос ищет не только игрок, но и персонажи вокруг него. Бестия выбрав спокойную жизнь в конце пути понимает, что это был не её путь, и она из легенды стала никем. Дешон не смог достичь своей цели. Джуди выбрав борьбу, проиграла и отправилась в путь спокойствия. Панам даже покинув клан, остаётся верной ему, не отступает, и получает вознаграждение большее, чем то к какому она стремилась.

Как помочь Ви. Для понимания пути надо понять какая у нас цель. С мотивацией ясно, Ви хочет выжить, но это не цель. Сам Ви обозначает свою цель как стать Легендой Найт-Сити. И это цель может остаться с вами до конца, и для достижения её надо всего лишь довериться Джонни. Скрытую цель Ви можно понять из диалога в Облаках. Его желание быть легендой основано на страхе не оставить после себя ничего. Цель основанная на страхе никуда не приведёт. Поэтому кукла говорить про смерть как про перемены и неотъемлемую часть жизни. Скрытая цель Ви это принятие неизбежного.

Бред? Нет. Есть 5 стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие. Сцена у Вика — Ты меня починишь Вик? Сцена в квартире — Если надо я убью тебя, — и это говорит не только Джонни, но и Ви. Весь 2ой акт тема торгов поднимается с каждым встречным нам персонажам, который может помочь. Сцена на крыше, наполнена депрессией и возможность самоубийства только подчёркивает этот факт. А вот 5 стадия наступит не для всех.

Киберпанк2077 как сюжет фильма или о чём игра

АКТ третий, кульминация, развязка. Герой должен оказаться перед выбором все или ничего, пройти точку невозврата, получить награду, и вернутся в зону комфорта.

Звучит знакомо. Вот мы сидим на крыше, решая свою судьбу. У нас есть разные пути, каждый путь соответствует цели выбранной игроком. Выжить — довериться Арасаке. Стать легендой — отдать управление Джонни. Пойти своим путём — позвонить Панам. И пистолет для тех кто сдался. Ви в этот момент ещё не понимает, чего он действительно хочет, за него решит игрок.

Теперь разбор концовок. Каждая концовка символизирует определённые изменения в мировоззрении героя. И для более наглядного понимания следует обратить внимание на медальон из пули. В первое прохождения меня раздражало, непонимание — символом чего является медальон. Немного погулив пришёл к выводу — это символ перерождение колесо сансара, да и от Мисти никаких других намёков ждать не приходиться.

В концовке Арасаки при оцифровки Ви сжимает его. Он надеется на перерождение в новом теле. Достиг ли он каких то целей? Три раза нет. Страх за свою жизнь сожрал его.

Если решите вернуться то Ви с злостью сдёрнет медальон с шеи как отказ или неверие в дальнейшую свою судьбу. Его шанс был упущен и уже не вернуть.

В обеих концовках Арасаки, Ви не достигает своей цели. Игрок погнавшись за целью выживания забывает, что жизнь без цели не нужна. Из страха не построишь лестницу в небо.

В концовки «легенда посмертия» медальон всегда на Ви, он стал его амулетом. Он достиг цели, стал легендой. И мы видим, страх смерти не довлеет над ним. Все это ложь. Клэр напоминает нам, стать легендой можно только умерев. И для Ви его статус становится обузой. Желание умереть в лучах славы двигает героя вперёд. И пуля при нем как символ не оконченного пути, как ноши, которую ещё следует донести.

Уезжая с Панам Ви с лёгкостью отпускает медальон, и его тут же уносит назад порывом ветра. Шанс на перерождение был потрачен. Ви больше не важно выживет он или нет, потому что он осуществил свою цель — он победил страх. Или это ему только кажется. Но теперь он будет наслаждаться всем отмеренным сроком, будет бороться до конца без страха, и может ещё станет легендой.

С концовкой Джонни все понятно для него пуля не столько символ его перерождения, сколько ещё один медальон товарища принявшего за него пулю. Ведь именно в тот момент когда Ви получил пулю воскрес Джонни. И для Джонни это хорошее закольцованное завершение его истории. Для Ви это тоже не печальный исход, в этой концовке он становится и легендой и побеждает страх неизвестного, страх смерти. Фактически он погибает, и погибает легендой такой урон Арасаки никто ещё не наносил. При этом сам он уходит в неизведанное, не хныча и твердо. Он принимает судьбу, и надеяться что Джонни использует свой последний шанс так же хорошо как и Ви.

Что по итогу. Мы видим законченное произведение про внутренний путь героя с изменчивой кульминацией. Перед каждым игроком разыгрывают одинаковый спектакль, и в конце игрок должен ответить о чём был он. Игра после ответа мановением палочки подстроится под ответ. Выдав одно из четырёх состояний одной ценности. Да если вы играли без ролевого погружения, джусили игру, смотрели на стриме и ставили барьер между собой и игрой, от вас мог ускользнуть момент когда вы оказались в лучах прожектора и должны доиграть пьесу до конца. И выбор финала очень значительная часть истории. Посыл всей игры меняется в зависимости от вашего решения. Определив, что изменилось в герое в конце, мы задним числом переписываем все события в игре. Так именно кульминация в сценарии дает ответ на вопрос про что был фильм. Именно слияние со своим персонажем так сильно потрясла меня в этой, казалось бы не ролевой игре.

38
41 комментарий