Поиграл в Киберпанк (часть 4 и последняя, сюжет)

Мир игры, геймплей, персонажи - вот тут писал об этом.

О чем оно все. Тут будут прям спойлеры-спойлеры, ко всей игре, к концовкам, ко всему. Иронично, но я могу порекомендовать читать этот текст только тем, кто и так все это знает. Ну и что? Лично я скучаю по игре после того как прошел ее и рад возвращаться к ней, пусть и через других людей. И я знаю что другим людям это тоже заходит.

Вкратце расскажу какие выборы я делал по игре, для контекста.

  • Моя Ви - девушка кочевник.
  • Разрулила все проблемы Джуди и Панэм, замутила с первой.
  • Помогла Джонни наладить отношения с Роуг (насколько это вообще возможно)
  • Пошла на штурм Арасака-Тауэр вместе с Панэм и Альдекайдос.
  • Отдала тело Джонни и исчезла в сети.

Когда нужно было выбрать между Ханако, Роуг и Панэм, я выбрал последнюю. Чертовы корпо наверняка просто пустят в расход после того как я дам показания - рассудила моя Ви, а Роуг явно ведет двойную игру. Уже постфактум я понял что зря переживал - три варианта выбора здесь отражают три варианта из самого начала игры (кочевник, стритбой и корпо) а значит неверного варианта быть не может. И да, я знаю что тут есть еще два дополнительных варианта. Ну, что выбрал то выбрал.

Кроме того, я думал что понимаю как устроены такие игры - после последней миссии мне же нужно будет вернуться и закрывать сайд-квесты, типа как в Ведьмаке, да? Ну и к тому же было примерно понятно что нужно будет что-то делать с Джонни. Но в тот момент мне казалось что мы с ним все обсудили. Ви помогла ему с его проблемами и он согласился уступить ей когда придет время. Такие истории всегда так устроены. Сначала Ви и Джонни - враги, но потом они подружатся и Джонни пожертвует собой. Да?

Нет. Я был не прав. Во всем. Игра кончается с последней миссией. И там Ви узнает что даже если извлечь Джонни из ее головы, она все равно умрет, просто через несколько месяцев. Но если тело останется Джонни - он не умрет. И если раньше выбор был очевиден, то теперь все запуталось. Джонни отжил свою жизнь, да. Но теперь...что Ви может успеть сделать за месяцы? Что Джонни сможет изменить в мире если дать ему еще один шанс? Может быть Ви не полностью исчезнет в сети и сможет как то дать знак своим близким?

И игра в любом случае тут закончится. В Cyberpunk 2077 семь концовок и ни одну из них нельзя назвать счастливой. И можно было догадаться. Многие миссии рассчитаны на присутствие Джонни, врядли в условиях нехватки времени и ресурсов CDPR бы стали делать по два варианта каждой сайд миссии. Если смотреть только на игру - то видно что смерть - это одна из основных тем Cyberpunk 2077.

Каждая цепочка основных квестов заканчивается чьей-то смертью, два раза Ви может поприсутствовать на похоронах. Джекки мечтал стать легендой, но умер на первой же серьезной работе. Эвелин хотела вырваться из мира проституции и стать хозяйкой своей жизни - вскрыла вены в ванне. Такемура следовал зову своей чести и убит своими же хозяевами. Скорпион погиб по глупой случайности, пытаясь помочь своему клану. Джонни был рок-звездой и взорвал ядерную бомбу в центре города. Все что от него осталось - безымянная могила и через пол-века о нем едва кто-либо помнит.

Если подумать, то и понятно почему основная история короткая. Может быть времени не хватило, не знаю. Но знаю что если бы она растягивалась на 100 часов, то это просто не имело бы смысла. Ви смертельно больна, ей нужно торопиться спасти себя. В конце она умирает, так что тут не растянешь особо. Растягивать события до ограбления - это значит просто откладывать наступление сюжета. Ну такое себе. Может быть, конечно, CDPR и правда просто не успели докинуть больше миссий. Но я пытаюсь представить себя на месте нарративного директора и понимаю что можно лишь на столько-то растянуть игру, сохраняя в ней живость эмоций и страх перед неизбежной смертью.

История в Cyberpunk 2077 - маленькая. Не в том смысле что она короткая, хотя и это тоже. В том смысле, что она очень личная. Шепард спасает все миры от Жнецов. Адам Дженкинс раскрывает заговоры тайных обществ, управляющих миром. В Киберпанке этого нет. История Ви необычная, Ви встречает очень влиятельных людей, попадает в удивительный переплет, да. Но Ви не спасает мир. Cyberpunk 2077 так не делает, специально. Ви - не особенная, не избранная. Ви - жертва Night City, так же как тысячи других людей, пришедших в NC искать славы и погибших по дороге.

Помните в Фоллаут было слайд-шоу, которое рассказывало о судьбе городов и фракций, с которыми взаимодействовал игрок? Тут есть нечто похожее, но на мой взгляд намного сильнее. Во время титров нам показывают голосовую почту Ви. Друзья звонят ей узнать куда она пропала, что с ней случилось. По их словам примерно становится понятно что происходит с ними. Звонит Виктор, звонит Мисти и мама Джеки. Паралез сходит с ума от паранойи, которую Ви ему подарила. Он был сильным и обаятельным, а теперь просто тень самого себя. А ведь Ви искренне хотела помочь. Джуди боится что потеряла Ви также как совсем недавно потеряла Эвелин, но все еще надеется что Ви вернется. Этого не будет. Ви больше нет. Это была первая игра, в которой я досмотрел до конца титры в надежде что в конце Ви свяжется из сети хотя-бы с Джуди. Титры тут просто беспрецедентно длинные. И в конце только поздравляшка и вопрос - а не хотите попробовать еще? Что? Эх...ну ладно, еще один гиг.

Ах да, если этого было мало, чтобы добить игрока, песня, под которую идут титры в разных концовках разные. В моей играл КАВЕР песни Джонни Сильверхэнда Never Fade Away, исполненной голосом Ви. Джонни отдает дань уважения своей подруге, ее мечтам и ее жертве. Джонни сам ведет себя спокойней, он распаляется в речах, не машет руками. Но он и не в депрессии, у него есть какая то цель. Некоторым нужно умереть чтобы повзрослеть.

Это очень важно - Cyberpunk 2077 это игра про людей. Может быть десяток людей, жизни которых на короткое время коснулась Ви. У этих людей, как и у Ви были свои желания и стремления. И далеко не все они закончили хорошо. Это трогает больше чем судьба безликих городов, планет, галактик.

В сети многие люди жаловались что им этого было мало. И это вполне справедливо, на мой взгляд. Мы покупаем ААА игру за полную стоимость, мы хотим спасти мир, ни много ни мало. Подобный сюжет можно было бы ожидать в инди игре со средним бюджетом и довольно узкой ЦА.

Как мне кажется, одна из сильных сторон сюжета Ведьмака 3 именно то, что он является личной историей Геральта, но игрок также успевает спасти мир по дороге. Даже нет, все миры. Но делает это как бы отвлеченно. Для Геральта важно найти Цири, остальное не имеет значения. Более того, если бы это зависело от Геральта, он не стал бы спасать мир, он бы не позволил Цири жертвовать собой ради всего человечества. Видел он это человечество, видел на что оно способно, не стоит оно того.

Заключение

Вкусы и потребности у игроков могут сильно отличаться. И нельзя сказать что одни предпочтения правильнее или лучше других. Я играю в игры потому что мне нравятся хорошие истории и игры позволяют рассказывать истории в таком формате, который недоступен другим видам искусства. Но я понимаю, что многие люди играют в игры ради геймплея, ради прокачки персонажей или общения с друзьями.

Если ты, как я, играешь ради истории - Cyberpunk 2077 - это фантастическая игра. Будь это книга, она стала бы культовой классикой. Хотя вряд-ли книга могла бы передать историю так же хорошо, как игра. Но если тебе интересны тактические перестрелки или грамотный стелс, если ты хочешь провести 100 часов после работы гриндя что-то и не напрягая сильно мозг - есть игры лучше. Если тебе одиноко и не хватает поощрения - есть игры, которые помогут тебе лучше.

Если тебе нужен яркий мир, мрачная история, потрясающий визаул и звук и депрессия после прохождения игры - добро пожаловать в 2077 год.

Начать дискуссию